Анализ ресторанов методом невключенного наблюдения
Для того чтобы оценить важные на наш взгляд характеристики работы выбранных нами ресторанов, мы использовали метод невключенного наблюдения.[1] Мы наблюдали за работой каждого из ресторанов в течение 30 минут и фиксировали результаты в протокол наблюдения. Для того чтобы полученные результаты были наиболее точными, мы решили провести наблюдение дважды: в будни и в выходные дни. Приоритетными для нас были результаты, полученные в будничные дни, т.к. именно в будни люди чаще всего едят вне дома (в рабочие обеденные перерывы многие люди посещают столовые и кафе быстрого обслуживания). Мы оценивали работу ресторанов по следующим пунктам: ü торговая площадь зала, ü число посадочных мест, ü внешнее оформление, ü качество обслуживания, ü время обслуживания одного человека, ü внутреннее оформление (интерьер), ü количество официантов, ü уровень цен и др. В результате мы пришли к следующим выводам: Внешнее и внутреннее оформление данных кафе находится на невысоком уровне, отличается простотой внутри и практически полным отсутствием привлекательных для клиентов элементов снаружи (яркие вывески, плакаты и т.д.). При оценке внутреннего оформления наиболее высокие оценки получили кафе «Алиса» и кафе при ресторане «Шатура». Последний также стал явным лидером при оценке внешнего оформления. Качество обслуживания данных кафе оценено нами очень низко и колеблется от приемлемого до плохого и даже хамского. Количество официантов и линий нам показалось везде достаточным, т.к. больших очередей мы нигде не обнаружили, хотя время обслуживания одного человека нам показалось слишком большим. Особенно в этом плане нам не понравилось кафе «Феникс», где оно доходило до 15мин., что вызывало недовольство и раздражение у посетителей.
Ассортимент прдукции данных кафе оценен нами примерно одинаково и является, на наш взгляд, общедоступным. Уровень цен данных заведений также примерно равен. Он оценен нами как средний. А вот в кафе «Юность» он является даже низким. Количество посетителей в будни превышает количество в выходные дни. Больше всего посетителей мы увидели в кафе «Русская светелка» и «Юность». В выходные дни кафе даже могли подолгу пустовать. Образец протокола наблюдения: Время наблюдения________________ Когда проведено наблюдение Завтрак День недели Обед Будни Ужин Выходные Заведение_____________________________________________ Адресс___________________Торговая пл.зала____________ 1)Число посадочных мест_______ Стоячих_________ Сидячих_________ 2)Внешнее оформление (вход, фасад) Люкс - 5—4—3—2—1—0—1—2—3—4—5 -затрапезность 3)Внутреннее оформление (интерьер) Люкс – 5—4—3—2—1—0—1—2—3—4—5- затрапезность 4)Качество обслуживания Высший класс – 5—4—3—2—1—0—1—2—3—4—5- хамство, крайне плохо 5)Количество официантов_____________ 6)Количество линий (касс)______________ 7)Количество раздатчиков на линии_________________ 8)Время обслуживания одного человека______________мин. 9)Наличие очереди: На момент прихода_________________человек На момент ухода____________________человек 10)Количество людей обслуживающих заведение за время наблюдения_________человек 11)Оценка качества ассортимента Элитный набор – 6—5—4—3—2—1—0—1—2—3—4—5—6- общедоступный ассортимент 12)Назовите 3-4 характерные блюда 13)Уровень цен Высокий Средний Низкий
Анализ ресторанов методом опроса Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между опрашивающим и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение с респондентом, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Табл.1 Образец опросника: Уважаемые посетители ресторана, Академия социального Управления проводит маркетинговое исследование рынка ресторанов быстрого обслуживания г.Шатура.
Проведя опрос мы получили следующие результаты: Табл.2
Рис.2 Корневыми атрибутами являются: ü качество обслуживания, ü вкусовые качества продукции ü быстрота обслуживания.
Табл.3 Таблица полезности атрибутов Полезность атрибутов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шатура | Юность | Алиса
| Феникс | Рус.светелка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58,9429 | 58,0799 | 51,78 | 57,2169 | 58,684 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58,696 | 65,12 | 56,32 | 54,824 | 62,48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31,947 | 39,123 | 32,223 | 36,57 | 39,537 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31,7848 | 27,1752 | 32,16 | 27,4968 | 28,0328 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54,054 | 51,714 | 47,346 | 51,48 | 50,154 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45,1559 | 42,2211 | 46,4899 | 46,8901 | 44,4889 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47,127 | 53,4789 | 43,5071 | 36,882 | 43,2339 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58,1386 | 54,0454 | 51,544 | 47,754 | 49,8006 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50,3371 | 52,8429 | 32,9439 | 46,431 | 47,905 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26,0601 | 8,162 | 43,142 | 26,9929 | 14,575 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11,424 | 29,1669 | 10,9599 | 7,2471 | 28,917 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43,745 | 46,15 | 35,1 | 30,355 | 49,855 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
517,4124 | 527,2793 | 483,5158 | 470,1398 | 517,6632 |
На основании полученных данных мы построили мультиатрибутивную модель услуг ресторанов быстрого обслуживания г. Шатура.
Мультиатрибутивная модель - модель, связывающая суждения потребителей по поводу отдельных атрибутов (свойств) товаров, включая их оценку в целом (нравится – не нравится). Эта модель основана на том, что атрибуты товара потребители рассматривают и оценивают с точки зрения их основных качеств (набор функциональных характеристик) и добавленных качеств (свойства товаров, превышающих качества товаров – конкурентов). Каждый атрибут в этой системе представлен точкой. Она необходима для проектирования идеального товара, каждый атрибут оценивается по 9-ти бальной шкале.
Атрибуты I квадрата – атрибуты эффективного позиционирования.
Атрибуты II квадрата – атрибуты стратегической неудачи.
Атрибуты III квадрата – атрибуты неэффективного позиционирования.
Атрибуты IV квадрата – атрибуты стратегического резерва товарного производства.
Данную модель мы построили, используя ранговую шкалу. Ранговая, или порядковая, шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с некоторым общим логическим основанием. Приписывание определенного значения выделяемого признака в рамках единого основания осуществляется в рамках количественного (а соответственно и качественного) приоритета одного значения над другим.
Ресторан «Шатура».
Атрибуты I квадрата – атрибуты эффективного позиционирования: качество обслуживания, вкусовые качества продукции, дороговизна, удобное расположение, чистота помещения, аккуратность персонала, престиж;
|
|
Атрибуты II квадрата – атрибуты стратегической неудачи.
Атрибуты III квадрата – атрибуты неэффективного позиционирования: возможность проведения застолья;
Атрибуты IV квадрата – атрибуты стратегического резерва товарного производства: музыкальное сопровождение;
Ресторан «Юность».
Атрибуты I квадрата – атрибуты эффективного позиционирования: качество обслуживания, вкусовые качества продукции, разнообразие продукции, быстрота обслуживания, удобное расположение, чистота помещения, аккуратность персонала, престиж;
Атрибуты II квадрата – атрибуты стратегической неудачи: возможность проведения застолий;
Атрибуты III квадрата – атрибуты неэффективного позиционирования.
Атрибуты IV квадрата – атрибуты стратегического резерва товарного производства: музыкальное сопровождение.
Ресторан «Алиса».
Атрибуты I квадрата – атрибуты эффективного позиционирования: качество обслуживания, вкусовые качества продукции, быстрота обслуживания, дороговизна, чистота помещения, удобное расположение, музыкальное сопровождение;
Атрибуты II квадрата – атрибуты стратегической неудачи.
Атрибуты III квадрата – атрибуты неэффективного позиционирования: возможность проведения застолий;
Атрибуты IV квадрата – атрибуты стратегического резерва товарного производства: аккуратность персонала;
Ресторан «Феникс».
Атрибуты I квадрата – атрибуты эффективного позиционирования: качество обслуживания, вкусовые качества продукции, быстрота обслуживания, дороговизна, чистота помещения, аккуратность персонала;
Атрибуты II квадрата – атрибуты стратегической неудачи.
Атрибуты III квадрата – атрибуты неэффективного позиционирования: возможность проведения застолий;
Атрибуты IV квадрата – атрибуты стратегического резерва товарного производства.
|
|