Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторская песня: определение понятия и история развития




 

Барды (слово кельтского происхождения), народные певцы древних кельтских племён; впоследствии стали профессиональными поэтами - бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. В средние века барды были организованы в цехи. Вплоть до 2-й половины 16 века в Англии устраивались состязания певцов (эйстедфоды), хранителей народных преданий старины. [6, с. 629]

«Авторская песня» - термин, появившийся в шестидесятые годы XX века и первоначально обозначивший течение молодых «самодеятельных» поэтов - композиторов, исполнявших свои песни под собственный аккомпанемент на гитаре.

Сейчас, конечно, это определение весьма расширенно и дополнено, но его суть, «стержень» - остается неизменным. Необходимо так же оговориться, что далеко не любая песня, исполненная под гитару, относится к жанру авторской песни. Данный жанр предполагает наличие смысловых неповторяющихся текстов с глубоким подтекстом, - высокой культуры и искренности исполнителя, чего (увы!) не наблюдается на массовой эстраде, являющейся основным поставщиком музыки и песен для большинства граждан на всем постсоветском пространстве.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева).

Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х - 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Арон Крупп, Юрий Кукин, Вера Матвеева, Александр Суханов, Вероника Долина, Александр Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко, творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первым этапом становится романтический (лидер - Б. Окуджава), продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» - пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» - в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т.д., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни.

На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Особняком стояли горькие и сатирические песни А. Галича («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) который уже в начале 60-х гг. обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам. Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка - распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций (в 1981 году после XXV Московского слёта КСП по линии ВЦСПС было разослано в регионы письмо, запрещающее предоставление любых площадок для сценических выступлений Юлию Киму, Александру Мирзаяну и Александру Ткачёву), издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т.д. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. Власти попытались овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной (первоначально - студенческой) песни» (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо.

Повзрослевшие «барды» - основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим - настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков).

С начала 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» - проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»; на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Нателла Болтянская.

Первым клубом самодеятельной песни, организованным в Минске в 1966 году, стал КСП "Свитязь". Затем возникли КСП "Купалинка", "Ветразь", "Аэлита", "Пегасик" и др. Они знакомили минчан с творчеством уже известных авторов - Юрия Кукина, Александра Дольского, Сергея Никитина, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого и многих других. В клубах звучали и новые голоса наших белорусских авторов и исполнителей: Арика Круппа, Елены Казанцевой, Натальи Якутович, Аллы Белявской, Анжелы Худик, Бориса и Галины Вайханских и многих и многих других. Тысячи белорусов наслаждались авторской песней благодаря телевизионной программе "Ветер странствий" Александра Чуланова на Белорусском телевидении.

В те годы начинается и фестивальная история бардовской песни. Это и знаменитый Куйбышевский фестиваль, и десятки фестивалей в различных городах России, Украины. Не последними в этом ряду фестивалей были и минские конкурсы авторской песни.

В последние годы в Минске эту традицию проведения фестивалей, конкурсов и концертов продолжает Общественное объединение "Клуб любителей авторской песни", председателем правления которого является пользующаяся большим авторитетом в бардовском движении Валерия Мамонтова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...