Глава 2 Теоретический анализ понятия акцентуации характера
2.1 Понятие характера и акцентуаций характера
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса акцентуаций характера, необходимо прояснить, что скрывается за самим термином «характер», а также в чем его отличие от индивидуальных черт личности в теоретических разработках Карла Леонгарда. [23]. Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом «обыденном» смысле можно говорить о плохом или хорошем характере, о благородном или низменном и т.п. Часто в общении люди могут назвать человека бесхарактерным, подразумевая этим, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение, что все его поступки хаотичны и не носят индивидуального, строго определенного только для этого человека отпечатка. Но вернемся к научному определению данного термина. Так что же такое характер? В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». [20]. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Индивидуальность человека проявляется в особенностях протекания его физиологических и психических процессов (режимы сна-бодрствования, способности к запоминанию, длительному сосредоточению внимания и.т.д.), в особенностях темперамента, и, естественно, в особенностях характера. Таким образом, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Карл Леонгард в своей работе «Акцентуированные личности» в первую очередь употреблял термин «черты личности», а не характера. Однако в данный термин он вкладывал понятие врожденных особенностей человека, которые получают развитие исключительно под воздействием внешней среды. «И склонности, и направленность интересов человека исходят извне. В какую сторону направлены честолюбивые помыслы человека, зависит исключительно от внешних стимулов. Двое одинаково честолюбивых людей могут быть злейшими врагами в силу того, что ставят себе прямо противоположные цели. По-разному может быть направлено и чувство долга. Какое именно направление избирается человеком, во многом зависит от общества, в котором он живет. Точно так же врожденная направленность интересов и склонностей ни в коей мере не препятствует воспитательному воздействию. Более того, именно врожденная направленность и есть основа воспитания, без нее воспитание вообще невозможно. Если бы в человеке не была заложена тенденция к формированию чувства долга, то при помощи воспитания нельзя было бы побудить его делать одно и не делать другого». [23, 65].
Личко А.Е. уточнил этот термин, так как личность, по его мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий, и предложил заменить термин «личность» на «характер» как составную часть личности, в большей степени обусловленную социально, а значит поддающуюся влиянию и измерениям. Таким образом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. [22] Однако, достаточно проблематичен в решении вопрос о разделении естественных черт индивидуальности человека и акцентуаций характера, носящих более негативный отпечаток. По Леонгарду, «акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние». [23]. Можно говорить об акцентуациях как о среднем звене между индивидуальными чертами характера, являющимися нормой в развитии каждого человека, и патологическими чертами, развивающимися вследствие врожденных или приобретенных изменений психики человека.
Акцентуированные черты характера не являются патологическими. В противном случае, нормальным человеком можно было бы считать лишь некоего среднего человека со стандартным набором черт, а всякое отклонение от этой нормы принято было бы признавать аномальным. Но ведь достаточно часто термин «личность» употребляется по отношению к людям, обладающим отличительными, «яркими» в своем выражении чертами, выделяющими их от общей массы людей. Как же тогда быть в таком случае?.. Акцентуации характера не обязательно несут в себе негативную окрашенность, это потенциальные возможности развития личности, дальнейшее же их проявление будет зависеть от внешних факторов окружения человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Обозначение «патологические личности» следует применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. [23]. Нет жесткой границы и между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями. Здесь также не хотелось бы подходить к этим понятиям слишком узко, т. е. неверно было бы на основании какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать в нем отклонение от нормы. Но даже при достаточно широком подходе к тому, какие качества можно называть стандартными, нормальными, не бросающимися в глаза, все же существует немало людей, которых приходится отнести к акцентуированным личностям. Стоит также обратиться и к разграничению понятий акцентуаций и психопатий. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Но акцентуации – это крайний вариант нормы, а психопатии – патологические аномалии характера. При психопатиях мы можем наблюдать три необходимых их признака: стабильность, тотальность проявления во всей психической деятельности человека, социальная дезадаптация вследствие тяжести аномалии характера. При акцентуациях характера эти признаки могут не проявляться вообще, во всяком случае, никогда не бывает соответствия по всем трем вышеуказанным признакам.
Таким образом, акцентуации характера не приводят к социальной дезадаптации человека и не обязательно кардинальным образом ухудшают его жизнь. Можно сказать, что они определенным образом изменяют «окраску» межличностных взаимоотношений человека, придавая своеобразие его личности и поведению. [19]. Ниже будут рассмотрены краткие характеристики типов акцентуации характера с указанием наиболее типичных для каждой из них черт. Стоит уточнить, что теоретические данные не всегда полностью приложимы на практике, что означает, что не все указанные черты обязательно должны проявлять себя при каждом определенном типе. Естественные уникальные черты характера также вносят свой вклад в индивидуальность личности. Люди с одинаковыми акцентуациями характера никогда не будут совершенно одинаковыми в силу различий в среде воспитания, в окружающих их людях и ситуациях.
2.2 Типы акцентуаций характера
Как уже было указано выше, существуют 2 наиболее известные классификации акцентуаций: классификации К. Леонгарда [23] и А.Е. Личко [22]. Последняя, хоть и применялась самим автором только по отношению к подросткам, но им же было указано, что нигде нет ограничений на использование ее для изучения разных возрастов, а выводы самого Личко основывались исключительно на его собственных экспериментальных данных. В своей книге Леонгард выделил и описал 12 типов акцентуаций: экстравертированный, интровертированный, экзальтированный, аффективно-экзальтированный, гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный, возбудимый, застревающий, демонстративный, педантичный. Сам он не составлял никакого опросника по выявлению типа акцентуации, проводя исследования только в виде беседы, в течение которой и определялся доминирующий тип. [23].
Используя теоретические основания типологии Леонгарда, Г. Шмишек в 1970 году разработал тест акцентуаций личности, получивший название опросника Леонгарда-Шмишека (или Шмишека-Леонгарда). К. Леонгард в своей книге «Акцентуированные личности» согласился со списком вопросов, предложенных Шмишеком, указав, что сам он использует подобные высказывания, не придавая им формализованный вид. [31]. При сравнении 2-х классификаций можно обнаружить, что Шмишек исключил такие типы, как экстравертированный и интровертированный, оставив остальные и дав им краткую характеристику, приведенную ниже. 1. Гипертимический тип Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке. Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью. 2. Тревожно-боязливый тип Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток. 3. Дистимический тип Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни. Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. 4. Педантичный тип В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.
Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты — формализм, занудливость, брюзжание. 5. Возбудимый тип Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии эти люди с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. 6. Эмотивный тип Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, "не выплескивают" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. 7. "Застревающий" тип Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. 8. Демонстративный тип Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. 9. Циклотимический тип Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми. В периоды депрессии, поведение человека с циклометрическим типом акцентуации характера, сходно с дистимной акцентуацией характера, которая сменяется активностью, свойственной гипертимическому типу. 10. Аффективно-экзальтированный тип Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. Выводы по главе 2 Подводя итоги, можно обобщить следующие положения: 1. Характер является социально обусловленным психическим образованием, формирующимся на основе наследственно заложенных чертах темперамента под влиянием социального окружения и стиля воспитания родителей. 2. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. 3. Акцентуации характера не являются патологическим образованием, наряду с индивидуальными чертами личности они вносят изменения в развитие личности, обуславливая широкую вариативность уникальности и регулируя социальные взаимоотношения. 4. Акцентуации характера формируются на протяжении всего периода воспитания, обостряясь в подростковом возрасте. К. Леонгард, как основоположник концепции акцентуаций, выделял следующие типы: экстравертированный, интровертированный, экзальтированный, аффективно-экзальтированный, гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный, возбудимый, застревающий, демонстративный, педантичный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|