Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Эмпирическое исследование

3.1 Методы и организация исследования

 

В нашем исследовании теоретико-методологическими основаниями послужили материалистическая концепция рассмотрения восприятия времени как отражения длительности, скорости и последовательности существующих вовне событий; положение о личностных особенностях восприятия времени и концепция влияния различных по своей природе факторов на точность восприятия интервалов времени; концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко о сущности понятий «акцентуация личности» и «акцентуация характера».

При проведении эмпирического исследования на выявление существования особенностей восприятия временных интервалов людьми с различными доминирующими акцентуациями характера нами использовались методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека), простая проба 60 секунд, и методика оценки длительности временных интервалов по соотношению друг к другу.

С целью статистического обоснования полученных результатов применялся непарный критерий Стъюдента (t-test for independent samples), проводимый в программе Statistica v.6.0.

Описание методик исследования

Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека). Методика предназначена для выявления различных уровней акцентуированности личности, а также определения доминирующего типа акцентуации. [21].

Методика оценивания коротки временных интервалов (простая проба 60 сек) по модификации Ю.В. Корягиной. Методика направлена на изучение точности оценивания временных интервалов. [25]. Содержание методики и бланк для проведения приводятся в приложении.

Описание выборки

В исследовании приняли участие 56 молодых людей обоих полов в возрасте 18-25 лет, экспериментальная выборка составила 48 человек.

 

3.2 Анализ и интерпретация данных

 

Особенности восприятия времени

Полученные экспериментальные данные позволили поделить выборку на 3 равноколичественные группы по признаку точности восприятия времени. После просчета описательной статистике были получены следующие результаты: средняя точность по всей выборке составила 98%, стандартное отклонение 12,8. (табл.3.1). К первой группе были отнесены испытуемые, средняя точность которых находилась на отрезке 98%+-6,4% (половина стандартного отклонения). Испытуемые, значения средней точности которых лежали ниже заданного параметра, были отнесены ко 2-й группе. Оставшиеся испытуемые были отнесены в 3-ю группу.

 

Таблица 3.1 – Описательная статистика значений точности восприятия времени

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Variance

Std.Dev.

Var1

48

97,96857

75,30000

125,3000

164,4222

12,82272

 

Средние значения по группам представлены в табл.3.2. Различия в показателях позволяет сделать вывод о различиях в точности восприятия времени в каждой группе в сторону недооценивания или переоценивания времени по сравнению с его точной оценкой.

 


 

Таблица 3.2 – Описательная статистика (Discriptive Statistics) значений точности восприятия времени относительно разных групп испытуемых

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Variance

Std.Dev.

Группа1

16

98,3700

93,2000

103,7000

11,23122

3,351302

Группа2

16

84,4846

75,3000

91,4000

25,09141

5,009133

Группа3

16

112,2417

105,3000

125,3000

34,38992

5,864292

 

Взаимосвязь типа акцентуации характера и точности восприятия времени.

Проведенный частотный анализ распределения типов акцентуаций характера в разных группах испытуемых позволил выделить наиболее часто встречаемые типы для каждой группы. (табл.3.3).

 

Таблица 3.2 – Частотный анализ распределения типов акцентуаций

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Демонстративный

75

44

56

Педантичный

56

31

44

Застревающий

31

25

69

Возбудимый

56

69

50

Гипертимичный

44

56

44

Дистимичный

44

38

75

Циклотимичный

50

50

63

Экзальтированный

69

75

69

Тревожный

50

50

56

Эмотивный

50

56

56

 

Интерес для интерпретации для нас составили те акцентуации, процент встречаемости которых в одной группе значительно превышал процент встречаемости в остальных группах. Для подтверждения значимости различий в группах по этим акцентуациям нами был применен непарный критерий Стьюдента (t-test for independent samples).

Статистическая значимость различия между группами была установлена только для дистимичного типа акцентуации. Значимыми были различия между группами №1 и 3 и группами №2 и 3.(табл.3.4).

 

Таблица 3.4 – Значения критерия Стьюдента для дистимичного типа акцентуации

Mean

Mean

t-value

df

p

Distim vs. Distim3

10,31

13,69

-2,37

30

0,024

Distim2 vs. Distim3

9,56

13,69

-3,27

30

0,003

 

Результаты применения данного критерия позволяют сделать вывод о преобладании дистимичного типа акцентуации характера в группе людей со средним значением точности восприятия времени выше среднего значения. Таким образом, можно сделать вывод о большем присутствии данного типа акцентуации у людей, переоценивающих временные интервалы, чем у людей, недооценивающих или с точной оценкой.

Отсутствие значимых показателей для других типов акцентуации может быть следствием нескольких причин: как отсутствия связи между акцентуациями и точностью восприятия времени, так и иными особенностями представленной выборки, влияющими на результаты теста на точность.

Статистический анализ не позволяет выявить строгую взаимосвязь между типом акцентуации характера и точностью восприятия времени, поэтому был проведен качественный анализ балловых показателей по тесту Леонгарда-Шмишека для каждого респондента с выделением наиболее типичных сочетаний акцентуаций.

Для респондентов, входящих во 2 группу с показателями точности ниже средней, характерно наличие сочетания таких акцентуаций, как демонстративная, возбудимая, гипертимичная, экзальтированная, эмотивная. В меньшей степени представлены тревожная, педантичная и циклотимичная, практически отсутствуют дистимичная и застревающая. Характеризуя вышеуказанные акцентуации, можно говорить о некотором преобладании в данной группе людей вспыльчивых, конфликтных, достаточно общительных в узком кругу избранных, стремящихся к лидерству и получению признания, отзывчивых, эмоциональных, чаще всего зацикленных на себе. Такие люди любят быть в центре внимания, любят руководить, но их контакты поверхностны, носят выраженный эгоистичный характер. По-настоящему доверительные отношения устанавливаются редко и только с проверенными людьми, часто круг таких людей очень мал. Также люди данного профиля акцентуаций редко склонны к серьезному обдумыванию ситуации, стремятся к цели любой ценой, идут на риск, им присущи авантюризм и изрядная доля легкомыслия. При невозможности достижения собственных целей могут становится агрессивными, провоцировать столкновения, до последнего отстаивая свою правоту любыми способами, в том числе не всегда уместными.

Для респондентов 3 группы характерно сочетание типов дистимичного, педантичного, циклотимичного и тревожного. В меньшей степени представлены типы возбудимый, эмотивный. Люди данного профиля в большей степени характеризуются серьезностью, приверженностью своему делу, замкнутостью на себе, сосредоточенностью, скрупулезным доведением до конца любого дела, медлительностью и нерешительностью. Социальные контакты устанавливаются редко, носят поверхностный характер. Таким людям вполне комфортно в собственном мирке, конфликтов они избегают, предпочитая использовать для достижения целей строго ограниченные и давно проверенные пути и средства.

Можно сделать вывод о некотором преобладании типов акцентуаций возбудимого круга, к которым относят возбудимый, гипертимный, экзальтированный и эмотивный, в группах испытуемых с отличными от среднего значениями точности восприятия времени, в первую очередь в сторону недооценивания. А также можно судить о преобладании типов застревающего, дистимичного и тревожного, или так называемого тормозного круга, у испытуемых группы № 3, т.е. переоценивающих временные интервалы.

Данные результаты сопоставимы с теоретическими обоснованиями зависимости точности восприятия времени от эмоционального состояния человека. Положительное эмоциональное состояние приводит к недооценке времени (акцентуации возбудимого круга носят выраженную положительную эмоциональную окраску), отрицательное, или негативное эмоциональное состояние – к переоценке (что наблюдается у акцентуации тормозного круга с преобладание пониженного эмоционального фона).

Качественный анализ подтверждает вышеуказанные факты в отношении таких типов, как возбудимый, дистимичный, экзальтированный и тревожный.

Наличие некоторых тенденций в оценивании временных интервалов, а также недостаточно достоверное подтверждение теоретических данных позволяет очертить проблемную область в изучении особенностей восприятия. Следует обратить внимание на тот факт, что разная распространенность типов акцентуаций не позволяет обобщить эти данные на генеральную совокупность. Исследование проводилось на выборочной совокупности, представленной 48 молодыми людьми в возрасте 18-25 лет, и полученные результаты могут рассматриваться только и исключительно применимо к данной конкретной выборке и не распространяются на генеральные совокупности людей, имеющих отличные качественные и количественные показатели.

Проведение более масштабных исследований с привлечением других категорий граждан позволит подтвердить или опровергнуть полученные результаты и выявить статистически значимую\незначимую взаимосвязь восприятия времени и типов акцентуаций личности и подтвердить\опровергнуть наличие личностных особенностей восприятия времени.

Выводы по главе 3

Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Статистически значима разница между тремя экспериментальными группами по показателю дистимичного типа акцентуации. Данный тип в большей степени присущ людям, переоценивающим короткие интервалы времени, т.е. показатели точности которых выше среднего значения по всей выборке.

2. Преобладание других типов акцентуаций в отдельных выделенных группах статистически не доказано, но обнаруженные тенденции изменения точности восприятия времени при наличии определенного профиля акцентуаций позволяют очертить проблемную область исследований и сделать некоторые прогностические предположения.

3. Качественный анализ данных позволил выявить преобладание акцентуаций возбудимого круга среди респондентов 2 группы, т.е. недооценивающих временные интервалы, и акцентуаций тормозимого круга среди респондентов 3 группы, т.е. переоценивающих временные интервалы.


 

Заключение

 

Восприятие времени является интегративной и субъективной характеристикой человека, определяясь как отражение в человеческом сознании объективно существующего, не зависимого от него времени, его длительности и последовательности происходящих событий.

Выявленные в ходе теоретического исследования особенности восприятия времени позволяют сделать выводы о влиянии на него большого разнообразия факторов, как физического, так и социального и психического характера. Химические реакции организма, условия окружающей среды, психическое и психологическое состояние человека, социальные контакты и ситуации приводят к искажению восприятия времени, изменению его точности и восприятия последовательности событий. Указанное, в свою очередь, влечет за собой социальную и/или биологическую дезадаптацию.

В число определяющих восприятие факторов входят и личностные качества человека, такие как темперамент, характер и его индивидуальные или обостренные черты, т.е. акцентуации. Акцентуации характера также оказывают влияние на социальное взаимодействие личности, на его способности и возможности, на способы реагирования в различных ситуациях.

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить взаимосвязь между профилями акцентуаций характера и такой особенностью восприятия времени, как точность оценки коротких временных интервалов. Полученные данные сопоставимы с теоретическими положениями о влиянии эмоционального состояния личности на восприятие времени. Профиль акцентуаций возбудимого круга, которому присущ повышенный эмоциональный фон, в большей степени наблюдается у людей, недооценивающих временные интервалы. И напротив, профиль тормозимого круга с преобладанием негативного, пониженного эмоционального фона, наблюдается у людей с выраженной переоценкой временных интервалов. Неполностью подтвержденные статистически данные указывают на существование проблемы в данной области изучения, и требуют проведения исследований на выборках, иных по качественным и количественным показателям, с целью уточнения и подтверждения теоретических положений и концепций.

 


 

Библиография

 

1. Block, R.A. Models of psychological time. In R.A. Block (ed.), Cognitive models of psychological time. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1990.

2. Frankenhauser, M. Estimation of time / M. Frankenhauser. - Stockholm: Almqvist&Wiksell, 1959.

3. Ornstein, R.E. On the experience of time / R.E. Ornstein. - Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.

4. Steinberg, A. Changes in time perception induced by an anesthetic drug / A. Steinberg // British Journal of Psychology. – 1955. – Vol. 46, №2. – P. 14-26.

5. Бергсон, А. Длительность и одновременность / А. Бергсон. – СПб.: Питер, 1998. – 203 с.

6. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков [и др.]; сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 684 с.

7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук., С. Морозов. – СПб.: Питер, 1999. – 297 с.

8. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Мн.: Тесей, 2007.- 224 с.

9. Гельмгольц, Г. Восприятие звука / Г. Гельмгольц. – СПб: Лениздат, 1975. – 282 с.

10. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

11. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 425 с.

12. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 410 с.

13. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства как критерий адаптоспособности человека к различной двигательной активности / Ю.В. Корягина, В.Г. Тристан. // Научные труды: Ежегодник. - Омск: СибГАФК, 2001, с. 132 - 136.

14. Креч, Д. Восприятие движения и времени / Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон. – СПб.: Питер, 1969. – 367 с.

15. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев:, 1989. -

16. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: Педагогика, 1983. – 268 c.

17. Моисеева, Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. - СПб.: Лениздат, 1991. -156 с.

18. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

19. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 262-269.

20. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 c.

21. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 865 c.

22. Сысоева, О. В. Применение метода факторного анализа для исследования психофизиологических механизмов восприятия времени / О В. Сысоева. - Конференция Lomonosov: материалы междунар. конф. студентов и аспирантов по фундамент. наукам, Москва, 12-15 апреля 1999 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Цуканов, Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности / Б.И. Цуканов // Вопросы психологии [Электронный ресурс] – 1983. - № 6. – Режим доступа:

23. Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. - Одесса.: Астро Принт, 2000. - 218 с.

24. Элькин, Д.Г. Восприятие времени / Д.Г. Элькин. - М.: АПН РСФСР, 1962. – 312 с.

25. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 64 с.ъ


26.

Приложение 1

 

Результаты статистической обработки полученных данных

 

Таблица А1 – Значения критерия Стьюдента для всех типов акцентуаций по группам респондентов

Mean

Mean

t-value

df

p

Dem vs. Dem2

12,87500

11,37500

0,831251

30

0,412399

Dem vs. Dem3

12,87500

11,25000

0,955091

30

0,347165

Dem2 vs. Dem3

11,37500

11,25000

0,073575

30

0,941837

Pedant vs. Pedant2

11,25000

8,750000

1,639565

30

0,111542

Pedant vs. Pedant3

11,25000

9,125000

1,241836

30

0,223919

Pedant2 vs. Pedant3

8,750000

9,125000

-0,279914

30

0,781465

Zastr vs. Zastr2

9,437500

9,87500

-0,30200

30

0,764738

Zastr vs. Zastr3

9,437500

11,37500

-1,46866

30

0,152333

Zastr2 vs. Zastr3

9,875000

11,37500

-1,09605

30

0,281776

Vozb vs. Vozb2

11,81250

13,12500

-0,842701

30

0,406064

Vozb vs. Vozb3

11,81250

11,62500

0,120386

30

0,904980

Vozb2 vs. Vozb3

13,12500

11,62500

1,039750

30

0,306764

Giper vs. Giper2

10,68750

11,43750

-0,515825

30

0,609758

Giper vs. Giper3

10,68750

10,31250

0,285909

30

0,776913

Giper2 vs. Giper3

11,43750

10,31250

0,892446

30

0,379257

Distim vs. Distim2

10,31250

9,56250

0,64216

30

0,525646

Distim vs. Distim3

10,31250

13,68750

-2,37446

30

0,024171

Distim2 vs. Distim3

9,562500

13,68750

-3,27230

30

0,002686

Ciklo vs. Ciklo2

10,50000

10,87500

-0,29970

30

0,766472

Ciklo vs. Ciklo3

10,50000

11,81250

-1,05931

30

0,297914

Ciklo2 vs. Ciklo3

10,87500

11,81250

-0,679994

30

0,501722

Ekzal vs. Ekzal2

12,37500

14,62500

-1,01322

30

0,319057

Ekzal vs. Ekzal3

12,37500

12,75000

-0,18078

30

0,857760

Ekzal2 vs. Ekzal3

14,62500

12,75000

0,810397

30

0,424095

Trevog vs. Trevog2

11,43750

10,87500

0,368345

30

0,715202

Trevog vs. Trevog3

11,43750

12,12500

-0,432054

30

0,668792

Trevog2 vs. Trevog2

10,87500

10,87500

0,00

30

1,000000

Emo vs. Emo2

11,81250

12,00000

-0,118345

30

0,906583

Emo vs. Emo3

11,81250

12,00000

-0,111850

30

0,911687

Emo2 vs. Emo3

12,00000

12,00000

0,000000

30

1,000000

 


 

Приложение 2

 

Бланк проведения исследования

Исследование восприятия времени у людей с разным типом акцентуации характера

Ваш возраст ______

Задание 1

Возьмите в руку секундомер (или прибор, заменяющий его) так, чтобы можно было запустить и остановить его не видя результата. Запустите отсчет времени и остановите его тогда, когда посчитаете, что прошло ровно 60 сек. Во время отсчета постарайтесь не отвлекаться на посторонние предметы и объекты и не производить мысленный счет прошедших секунд. Фактический результат, т.е. реальное время, принятое вами за 60 сек, запишите в таблицу. Повторите задание еще 9 раз. Всего должно получиться 10 измерений.

 

Номер пробы 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110
Реальное время 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек 660 сек
Полученный результат                    

 

Задание 2

ТЕСТ ШМИШЕКА

Инструкция: внимательно прочитайте вопросы, ответив на них да\нет, отметив «+» положительный ответ и «-» отрицательный.

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззабот­ным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое де­лаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили пись­мо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или соба­ками?

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требователь­ными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных собы­тий и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истоще­ние нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспо­койства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немед­ленно устранить эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством ра­дости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных меро­приятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мне­ние по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым посту­пили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же мед­ленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?   

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с ва­шими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим коли­чеством зрителей?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчая­ние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-высту­пят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размыш­ляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуа­ции?

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художест­венной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей ра­дости до глубокой тоски за короткий период времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской ком­пании?

78. Переносители вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тет­ради, если вы поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторож­ны, нежели доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопро­сов и не думать о них?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевопло­щением войти в роль и забыть о себе?

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...