Особенности добровольного контроля
Добровольный контроль отличается от правового следующи-ми особенностями. (а) Здесь имеют место писаные рекомендации, которые рекламодателю желательно соблюдать в интересах общества. Нарушающий их рекламный агент рискует потерять свой официальный статус (гесо§пШоп) и право на комиссионные, тогда как клиент (рекламодатель) рискует повредить своей репутации, если на эту рекламу будет подана жалоба в А8А (Управление рекламных стандартов, Ас1уеги8т§ 81апс1агё8 Аийюгйу). Управление ежемесячно публикуем отчеты о своих решениях, и на них очень широко ссылаются (см. 38). (Ь) Иных санкций за нарушения этих рекомендаций, за исключением отмеченных выше, не предусмотрено. Обычно также ожидается, что противоречащая рекомендациям реклама будет изменена или вообще убрана. У А8А нет полномочий налагать штрафы. (с) При добровольном контроле участники рекламной кампании, стремясь предотвратить появление «неэтичной» рекламы, сами устанавливают для себя и стараются соблюсти определенные правила. При этом СМИ действуют как цензоры, а рекламные агенты — как своего рода барьер. Они ограничивают деятельность рекламодателя, решившего дать рекламу, противоречащую ВСА8Р (Британскому законодательству в области рекламы и продвижения товаров к потребителю, ВпИзЬ Сос1е8 оГ Адуегйзшб ап<1 8а1ез Рготойоп). СМИ не нужны жалобы читателей, они должны беречь свою репутацию, а агентства не хотят терять доход, лишившись права на комиссию. Таким образом, мы снова видим, что ответственность за то, будет ли реклама достойной или сомнительной, лежит на рекламодателе, а не на рекламе. (и) Если в А8А поступает официальная жалоба от кого бы то ни было и А8А ее поддерживает, реакция бывает очень оперативной. Реклама может быть изменена или убрана. В особо серьезных и срочных случаях, когда претензия направляется непосредственно в СМИ, реакция может быть просто мгновенной. Аакое случилось, когда в одной рекламе, совершенно ненамеренно, чувства публики были оскорблены некоей фразой, которая случайно совпала с сообщением в новостях о трагическом
событии, предвидеть которое во время создания рекламы было совершенно невозможно. Реклама была убрана отовсюду за несколько часов. Оскорбление было совершенно случайным, но, к сожалению, текст объявления был сочтен за проявление весьма дурного вкуса читателями, которых не волновало, что подготовка материалов для печати в иллюстрированном приложении была начата еще за несколько недель до происшествия. Были также два случая, когда шуточные рекламные объявления задевали чувства мусульман и угроза наложения санкций со стороны А8А привела к немедленному принесению извинений и удалению рекламы, ненамеренно оказавшейся обидной. В одной из них у арабского шейха в машине кончалось горючее. Предполагалось, что это покажется забавным, но оказалось, что мусульман это оскорбило. Вообще проблема со многими рекламными объявлениями, провоцирующими жалобы, состоит в том, что рекламодатель вовсе не собирался никого задевать. Например, реклама спиртных напитков порождает поток претензий со стороны трезвенников. (е) В общем случае контроль, основанный на добровольном соблюдении установленных для себя правил, может быть более эффективным, чем правовой. Интересно, что в прошлом, когда АА (Ассоциация рекламы, АёуегИзшз А88ос1а1юп) имела собственное отделение расследований по вопросам рекламы и сама осуществляла контроль такого рода, всегда существовал риск, что будет принято решение о возмещении убытков, если рекламодатель критиковался открыто. АЗА, однако, ограничивается действием по принципу «публикуй и будь проклят» для умиротворения лейбористского правительства, обвиняющего систему добровольного контроля в «беззубости» и требующего для повышения эффективности ввести правовой контроль.
(I) Исключение, однако, имеет место. Один свод практических правил, записанный как закон, все же существует. Это Устав деятельности 1ТС (Комиссии независимого ТВ, Гпдерепдеп! Те1еУ18юп Сотпшзюп), прежде бывший частью Закона 1976 г. о 1ВА (Хпдерепдеп! Вгоадсазгтв Аийюгйу, Управление независимого вещания), а ныне составляющий часть Закона 1990 г. о вещании (Вгоаёсазйпв Ас1). Хотя судебных преследований и штрафов в нем не предусматривается, Устав 1ТС имеет силу закона^ том смысле, что некоторые виды рекламы запрещены и на теле видении и в радиовещании и все рекламные ролики, прежде чем выйти в эфир, должны получить «добро». 1ТС, может их отвергнуть или же потребовать внести изменения. Ограничения, на-!сладываемые 1ТС, весьма действенны, так как не являются простыми рекомендациями, и зритель, таким образом, хорошо защищен. Перед выпуском в эфир телевизионная реклама проверяется службой ВАСС (Центром контроля рекламы для эфира — Вгоас1са81; Адуегйзт^ С1еагапсе Сеп1ге). Но даже и так 1ТС случается получать жалобы после выхода ролика на экраны, и ее решения публикуются в прессе. (§) Некоторые асгАкты рекламы, являя собой пример дурной практики, могут при этом не быть антиобщественными или преступными, и к ним невозможно применить закон. Реклама — это конкурентный бизнес, но существуют определенные границы. Для рекламной индустрии вредно, если рекламодатели становятся слишком агрессивными по отношению друг к другу. Речь тут идет о так называемой недобросовестной рекламе (1спос1ш1§ сору). Очернять товар соперника — плохо, но честное сравнение приемлемо. На рис. 18.1 приведен интересный пример рекламы, тон которой кому-то может показаться издевательским, другие же сочтут, что в ней имеет место приемлемое сравнение. Она в чем-то повторяет первую рекламу Оа18ип 1969 г., который сравнивался с тогдашней моделью СогИпа и произвел фурор. В журнале МагКепщ (7 июня 1984 г.) реклама новой Согйпа названа «провокационной», и сказано, что она «задает новый стандарт очерняющей рекламы».
Несомненно, что ответственные за это сотрудники рекламного агентства и СМИ нашли данную рекламу приемлемой, и несомненно также, что фирмы Рогд и УаихЬаП предпочли смотреть на нее иначе. А8А сочла это объявление НуипсЫ типичным образчиком употребляемой повсюду сравнительной рекламы, ^то объявление могло бы остаться под знаком вопроса, если бы имелись какие-то претензии к форме предъявления рекламы, но текст был составлен очень тщательно, и проблем с ним не возникло. Читателей, возможно, позабавил дерзкий тон объявле-ния, но сообщение ими было получено, и количество откликов, подученных агентством Те1ейа1;а показало рекордную эффектив-н°сть этой рекламы. Разных преемников Согйпа пришлось нам повидать. Многие люди оплакивали уход столь любимой ими СоЖпа. И, увы, их не порадовала пришедшая ей на смену 5'югга. По слухам, кое-кто называл ее даже «мыльницей»1. Теперь наконец-то появился серьезный преемник. Новый 5Ы1аг 1.6 от НуипсЫ - фирмы, создавшей Согтта на Дальнем Востоке. Автомобиль, в сравнении с которым бледнеют все остальные седаны класса 1.6. Рядом с ним даже СогГта покажется маленькой, так как он на два дюйма длиннее и шире ее. Пять скоростей в коробке передач, центральный замок, электрический стеклоподъемник, омыватели фар, колеса из легированной стали и стереора-диоприемник с кассетным магнитофоном на 1.6 651 заставит, сравнимую по цене 5'югга показаться примитивной. А цена в 8 тыс. 500 фунтов стерлингов полностью укомплектованной машины в 1.61 заставит Езсог! показаться слишком дорогим. Звоните в Те1есЫа по телефону 081-200-0200, чтобы вам выслали брошюру и сообщили имя и адрес ближайшего к вам дилера. НУУМОА1. Новый 5!е11аг 1.6, полностью готовый выехать на шоссе, от 8 тыс. 500 до 9 тыс. 500 фунтов стерлингов. Рис. 18.1. Пример недобросовестной рекламы, содержащей нападки на конкурентов Тем не менее она далеко не столь груба, как реклама, опубликованная за несколько лет до того в цветном рекламном приложении. В ней конкурирующая модель автомобиля изображалась как жалкая развалина на тачке старьевщика. Мы называем такую рекламу недобросовестной, американцы же используют более хлесткий термин - айюаппшв (буквально - сбрасывание в пепельницу, в урну для пепла). Если такая реклама становится слишком грубой, «разбойничьей», это вредит ее эффективности, но порой даже самая что ни на есть пиратская реклама може позабавить своей иронией и оказать очень мощное воздействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|