Анализ отчетности организации
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Его основные задачи: - Систематический контроль за формированием финансовых результатов; - Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; - Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины; - Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; - Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: - Маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции); - Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода); - Общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационных и чрезвычайные доходы и расходы); - Чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
- Капитализированная (нераспределенная) прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов; - Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.
Таблица 2.1 - Анализ динамики и состава прибыли
Как показывают данные таблицы 2.1, общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 21,85 %. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от реализации товарной продукции (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4 %, что несколько больше, чем в прошлом периоде.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi). Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сума прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условнонатуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет: I рп Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15 477 * 0,9). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат: Σ (VРПi1 * Цio) – Σ (VРПi1 * Сio) = 81032 – 65534 = 15498 тыс. руб. Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: Σ (VРПi1 * Ц1o) – Σ (VРПi1 * Сio) = 97120 – 65534 = 31586 тыс. руб. Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
По данным таблицы 2.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет: - Объема реализации продукции Δ Пvрп = Пусл 1 – П0 = 13930 – 15477 = – 1547 тыс. руб.; - Структуры товарной продукции Δ Пстр = Пусл 2 – Пусл 1 = 15498 – 13930 = + 1568 тыс. руб.; - Отпускных цен Δ Пц = Пусл 3 – Пусл 2 = 31586 – 15498 = + 16088 тыс. руб.; - Себестоимости реализованной продукции Δ Пс = П 1 – Пусл 3 = 18597 – 31586 = – 12989 тыс. руб.;
__________________________________________ Итого: + 3 120 тыс. руб. Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением средне реализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали так же изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия стали выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|