По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех». Проблема самооценки личности.
(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Человек, окажись он у власти – пусть самой что ни на есть скромной, – станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет. (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный. (13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, согласитесь, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф». (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом. (По М.С. Крюкову)
Сочинение
Кто из нас не задумывался над вопросами: «Каково моё место в мире? Как правильно оценить себя, свои возможности?» Проблему самооценки личности поднимает М. С. Крюков. Поднятые автором философские проблемы актуальны во все времена, они касаются каждого из нас. Не найдя ответов на эти вопросы, человек не сможет найти своё место в жизни, не сможет стать успешным. Автор размышляет над поставленными вопросами заинтересованно, чувствуется, что они важны для него. Страшным представляется М. С. Крюкову ситуация, когда у власти окажется человек, который «старается утвердить своё «я». Он осуждает «беспардонных самолюбцев» и в то же время предупреждает, что в жизни человека бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». «Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается», - утверждает М. С. Крюков. В этом нас убеждает приведённый им пример о создании одного из семи чудес света, Александрийском маяке. Самолюбивый фараон на мраморных плитах маяка приказал выбить своё имя, но истина восторжествовала через много лет. Автор приводит нас к выводу: не следует завышать самооценку, потому что в этом случае человек взвалит на свои плечи непосильный для себя груз и будет вредить делу, но в то же время необходимо сохранять чувство собственного достоинства. Я не могу не согласится с точкой зрения автора. Действительно, на пути к намеченной цели необходимо быть честным, добросовестным, в меру самолюбивым. Ведь большее значение имеет не то, чего человек добился в жизни, а то, какими путями он к этому шел. Вспомним героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Он действовал согласно теории, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», пытался проверить, к какой категории принадлежит сам. К чему пришёл Раскольников? Совершил двойное убийство, а потом долго испытывал муки совести.
Примером человека, действующего в интересах общего блага, может послужить Кутузов. Вспомним, как эта историческая личность представлена в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Великий полководец никогда не задумывается над тем, как выглядит в глазах окружающих, руководствуется принципом блага для дела. «Каждый человек ищет место в жизни», - пишет М. С. Крюков. Если мы хотим чего-то добиться в жизни и при этом не потерять уважение окружающих нас людей, мы должны верно оценивать свои способности, быть честными и совестливыми… По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров… Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве) (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле, (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять (7)И сегодня, спустя много лет. когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине, мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять. (8) Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (И)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
- (14)Серёжа, брось меня! - шептал я сухими губами. -(15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (И)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке: -(20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил. (22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану. (24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности. (27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю! (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (ЗЗ)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки. (По М. Худякову) Информация о тексте
Сочинение Как это больно, когда друг, человек, который сделал для тебя немало хорошего, однажды предаёт тебя. Предаёт, а ты не можешь понять, почему он это сделал, из корысти ли, из желания покрасоваться перед сверстниками; может быть, ты когда-то его обидел, а теперь он мстит тебе… Проблему дружбы и предательства поднимает М. Худяков. Что такое предательство, почему тот, кого ты считал своим другом, вдруг предал тебя. Вот вопросы, на которые пытается найти ответ автор. О событии далёкого детства повествует нам герой рассказа. Тринадцатилетние мальчишки на рыбалке, и вдруг один из них сильно поранил ногу. Рана довольно серьёзная, и его друг Серёжка Леонтьев несёт его восемь километров на себе. «Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга… Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете...» - вспоминает рассказчик. Ослабев, он просит Серёжку, если он умрёт, передать привет Гале Коршуновой. Друг помог мальчишке, но когда тот на следующий день вышел из больницы, все уже знали, что он просил передать привет Гале, и смеялись над ним. Это предательство не прошло бесследно: мальчик стал замкнутым и застенчивым до болезненности и всю жизнь помнил о предательстве Сергея. Предательство очень больно ранит человека, недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим. Вот такой вывод можно сделать из рассказа М. Худякова, и с этим выводом невозможно не согласиться. Если обратиться к словарю, то можно узнать, что предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед чем-либо. Но, пожалуй, мы это понятие используем в нашей жизни куда шире. Предательство, по сути, любой нехороший и нечестный поступок, совершенный одним человеком по отношению к другому, когда отношения между ними были достаточно доверительными. Предательством будет, например, супружеская измена. Или же, если друг рассказывает окружающим тайну другого друга. Или же использование доверчивого человека в меркантильных интересах. Примеров предательства можно привести множество, потому что это явление, к сожалению, очень распространено в нашем мире. Получается так, что каждого из нас хотя бы раз в жизни кто-то предавал. Чаще всего, предать может не кто-нибудь, а лишь человек, входящий в число самых близких и любимых, поэтому произошедшее наносит глубокую душевную травму. Далеко не всегда предательство бывает умышленным и запланированным заранее. Часто это происходит по глупости, от импульсивности, по незнанию. Тогда человек искренне раскаивается и ждет прощения. Предательство распространено настолько, что даже мировая литература полна различными описаниями человеческих предательств. Вспомним предательство Иисуса Христа Иудой. В «Новом завете» рассказывается, что он предал Учителя за тридцать сребреников. Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа. Всё было предопределено, Иисус и был послан затем, чтобы своими муками и смертью спасти человечество, погрязшее в грехах. В русской литературе тоже немало примеров дружбы и предательства. Вспомним пушкинских Онегина и Ленского, Гринёва и Швабрина, лермонтовских Печорина и Максим Максимыча, Печорина и Грушницкого… А я хочу остановиться на том, как решается тема предательства в повести В. Быкова «Сотников». Два партизана, Сотников и Рыбак, попадают в руки немцев. Первый остаётся человеком до конца, никого не предаёт, а второй безумно хочет жить и пытается обмануть сам себя, думая, что, согласившись сотрудничать с немцами, он потом сумеет потом бежать и искупить вину. Проще всего было бы объяснить такое поведение героев трусостью одного и мужеством другого. Но как раз такое объяснение автор отметает. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему “перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать”. А Рыбак - тот вовсе не трус, физически он сильнее, выносливее Сотникова. Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, к которым по уставу приучен боец, где может выручить инстинкт, Рыбак вполне хорош. И чувства у него при этом срабатывают хорошие - чувство локтя, благодарности, сострадания. Но когда человек оказывается перед выбором жить или умереть, обнажается его суть: руководствуясь самыми благими намерениями, Рыбак начинает вести свою “игру” с полицаями, предавая своих. А Сотников сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так», - это строки из стихотворения Владимира Высоцкого, ставшие песней в знаменитом фильме «Вертикаль». Таким оказался Серёжка Леонтьев из рассказа Худякова. А мне хочется, чтобы рядом со мной по жизни шагали настоящие друзья, которые не предадут, не спрячутся в минуту опасности, пойдут «за тобой, как в бой»…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|