1. Есть у А. П. Чехова небольшой рассказ, в котором тоже поднимается проблема веры. Называется он «Рассказ старого садовника». Устами старого философа-садовника повествуется легенда о докторе, который много сделал для людей, был любим ими. Никто не представлял, что можно как-то навредить этому святому человеку. И вдруг его находят убитым. Все улики указывают на некого «шалопая», но он на суде категорически отрицает свою вину. Судья оправдывает этого человека, веря ему, и люди не осуждают его за это, считая, что не может быть человека, способного пасть так низко – убить доктора. Благотворное влияние имела на людей эта вера в человека, вера, которая не остается мертвой; она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. Каждого! А это важно.
2. А. М. Горький. «На дне». Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают веру и безверие в человеке, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две точки зрения, настолько же разнятся образы их носителей. Лука – носитель утешительной лжи. Он всем даёт надежду, которой, увы, не сбыться. Он верит в Бога, но не верит в человека.
Сатин именно тот, в чьи уста Горький вложил страстный монолог о человеке: «Человек – это звучит гордо!» Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев». Сатин в отличие от Луки верит в человека.
3. В романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгакова рассматривается проблема - проблема человека и веры. Слово «вера» неоднократно звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: «...веришь ли ты в каких-нибудь богов?» «Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю», - но и в гораздо более широком смысле: «Каждому будет дано по его вере».
В сущности, вера в последнем, более широком смысле, как величайшая нравственная ценность, идеал, смысл жизни, является одним из оселков, на котором проверяется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше - это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь - смысл жизни Маргариты. Вера в доброту - главное определяющее качество Иешуа.
Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениально угаданный роман. Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному. За веру в мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность.
4. Песня из кинофильма «Два бойца», снятого в годы войны. Это песня «Тёмная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. Там есть такие строчки:
Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Вера, действительно, может спасать! Верно сказал С. Л. Соловейчик: «Все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью!» Эта вера помогла выстоять многим в минуты тяжелейших испытаний. Меня потрясла книга Д. Гранина «Клавдия Вилор». Героиня книги перенесла страшную боль, унижения от немцев, стыд перед мальчишками-курсантами, вчера ещё её учениками, видящими её растерзанной и грязной, долгий путь к своим. И вела её вера в правоту своего дела!
Лицемерие, бюрократизм
1.О лицемерных людях, тех, кому свойственно чинопочитание, писал Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» и в комедии «Ревизор».
В одном из отроков поэмы «Мёртвые души» тонко и иронично пишет великий сатирик о том, как относятся к вышестоящим и у нас на Руси, и за границей. Иностранец одинаково говорит «и с миллионщиком, и с мелким торгашом хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым». У нас же отношение к человеку зависит от того, насколько он богат, какой чин он занимает. Гоголь усиливает наше отрицательное отношение к тем, кто так оценивает людей, прибегая к мифологическому персонажу – Прометею, вспоминает поэта Овидия. Злой смех вызывает у нас противопоставление поведения одного и того же человека: Он Прометей с нижестоящими, муха, «меньше даже мухи», песчинка перед теми, кто «чуть немного повыше его». И только горькое «эхе-хе» возникнет в уме того человека, кто столкнётся с этим «Прометеем».
Н. В. Гоголь не даёт прямых оценок, не делает явных выводов, он предлагает нам подумать. И мы приходим к выводу: очень часто русский человек оценивает другого не по его личным качествам, достоинствам, о по тому, какое место занимает тот в обществе, насколько он богат, какой чин имеет, то есть сатирик осуждает чинопочитание и лицемерие.
Чинопочитание и лицемерие в крови у Чичикова. Ещё отец напутствовал Павлушу: «…не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». И он выполнил это завещание: перед одним строгим учителем лебезил и угодничал, тот полюбил его, а когда учитель умер, Павлуша на похороны не пошёл. Одному из начальников чинил перья, подавал шляпу, чистил спину; ухаживал за некрасивой и рябой дочерью - перестарком, но бросил и её, и папашу, добившись чина повыше.
В комедии Гоголя «Ревизор» великий писатель ярко отразил в ней извечные наши чинопочитание и лицемерие! Помните сцену, когда завравшийся Хлестаков рассказывает, что он с министрами на короткой ноге. Как меняются в лице чиновники города, как они трясутся, заикаются!
2. Вспомним чеховские рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». В первом из них Порфирий, герой рассказа, узнав, что его бывший одноклассник добился высоких чинов, льстит и угодничает, а во втором Червяков умирает от переживаний, когда в театре случайно чихнул на генерала и обрызгал его. Он пытается извиниться, но генералу он порядком надоел, и он прогоняет его. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, Червяков лёг на диван и … помер. Чеховский герой живет на принципах неукоснительного преклонения нижестоящих членов над вышестоящими, независимо от индивидуальных качеств или заслуг.
Проблема истинного величия человека, подвижничества
1. Примером подлинного благородства, величия души могут послужить судьбы А. Д. Сахарова, А. И. Солженицына, С. П. Королёва, Б. А. Пастернака, А. А. Ахматовой и многих других деятелей науки и искусства. Все перечисленные люди в своей деятельности руководствовались принципами чести, порядочности. Академик Сахаров, лауреат Нобелевской премии, за свою правозащитную деятельность подвергся гонениям и лишен звания трижды Героя социалистического труда, но не отказался от своих друзей и убеждений. ГУЛАГ, тюрьмы ссылки, вынужденная эмиграция – вехи трудного жизненного пути А. И. Солженицына, но он всегда верен своим идеалам. Великий Сергей Королев был до войны приговорен к 10 годам заключения, наказание отбывал на Колыме, но не затаил обиды, во время войны, после неё работал в ракетостроении, несмотря на то, что не всегда находил поддержку у власти. Б. Пастернак и А. Ахматова долгое время не могли найти путь к своему читателю, их запрещали печатать. Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В 1946 году резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой, и она была исключена из Союза советских писателей. Но и Пастернак, и Ахматова не изменяли своим взглядам, своим читателям.
2. В повести Д. Гранина «Зубр» рассказывается о трудной судьбе знаменитого ученого
Н. В. Тимофеева-Ресовского. Он до войны отправлен советским правительством для научной работы за границу, останется там во время войны, спасёт жизнь многим людям. После войны на него обрушилась волна злых наветов, чудовищных обвинений в сотрудничестве с фашистами. И как возмездие — ужасы сталинских пыток, тюрьма, ссылка. Но и эти испытания выдержал с честью учёный. Такие ученые, такие личности, как Зубр, напоминают человечеству о его огромном потенциале, реализовать который возможно при любых обстоятельствах.
Самоотверженность русских женщин
1. Э. Павлюченко, книга «В добровольном изгнании».
Он в вспоминает события 14 декабря 1825 года, говорит, что «за этой сухой исторической справкой – трагедии сотен людей. Тяжёлые испытания выпали на долю многих дворянских семей…» Писатель рассказывает нам о тех, кто первым встал на стороны декабристов, это их жёны, вставшие на путь борьбы за мужей. Богатые, знатные, они вынуждены были оставить всё, детей и родителей, проделать страшный путь в Сибирь, пережить тяготы жизни в суровом краю.
Э. Павлюченко помогает нам понять, что на подвиг способны самоотверженные, преданные люди,, не знающие в вопросах любви и дружбы ничего невозможного. Такими и были жёны декабристов.
2. Думая о подвиге жён декабристов, я сразу вспоминаю поэму Н. А. Некрасова «Русские женщины». Она тоже посвящены этим великим в любви и преданности героиням. Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они “другим дороги проложили” — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.
3. Есть в литературе писатель, неоднократно воспевший русскую женщину. Это
И. С. Тургенев. В романе «Накануне» он создаёт пленительный образ Елены Стаховой, живущей в иное время, но также способной во имя великой любви оставить дом, богатство, уйти вслед за мужем сражаться за свободу другого народа, а когда мужа не станет, продолжить его дело. Среди «Стихотворений в прозе» у меня есть два особенно любимых. Это «Памяти Ю. П. Вревской» и «Порог». Первое посвящено реально существовавшей женщине, баронессе Вревской, которая верна идеалам мужа. Когда он погиб, ей было всего восемнадцать лет, она стала фрейлиной при дворе императрице, но всё оставила, ушла на войну простой медсестрой и умерла от тифа. Её памяти посвящает восторженные строки Тургенев.
Я плачу, когда читаю «Порог» Тургенева. Перед юной девушкой порог, за которым ад, кровь, смерть, но она переступает его. «Дура!» проскрежетал кто-то сзади. «Святая!» - принеслось откуда-то в ответ.
Проблема чести
1. И в жизни, и в литературе есть немало примеров поступков, которые свидетельствуют, что понятие «честь» всегда живо. Вспомним о случае, связанном с именами Чехова и Короленко. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. В годы Великой Отечественной войны гордость советской армии генерал Карбышев попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломить дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. Страшную пытку он выдержал с честью! А подвиги наших мальчишек-солдат в Чеченской войне?
2. Вспомним подвиг Евгения Родионова, который не поступился верой, честью под пытками террористов, увлёк своим нравственным подвигом друзей, и они предпочли смерть позору принятия чужой веры. О его подвиге рассказывает книга В. Покровского «Он выбрал крест»
3. О чести и бесчестии размышляли многие писатели. Вспомним «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Не случайно эпиграфом к повести великий Пушкин взял пословицу: «Береги честь смолоду». Человеком чести можно назвать главного героя этого произведения – Петра Гринёва. Он вступается за честь любимой девушки, когда Швабрин оскорбляет её гнусными намёками. Когда Белогорскую крепость захватили пугачёвцы, с достоинством умирает комендант крепости, не изменив присяге. Пётр Гринёв тоже готов принять смерть, и только случай спасает его. И ещё много раз в повести герой останется верным чести. Он ближе узнает Пугачёва, поймёт его, проникнется к нему симпатией, но никогда ни ради собственного счастья, ни ради спасения жизни не нарушит данной когда-то присяги.
4.Ради спасения чести жены, семьи пойдёт на поединок с Кирибеевичем герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Купец Калашников знал, что будет казнён, но поступиться честью не мог!
5. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Твоя дорога это дорога чести», - скажет перед Бородинским сражением Андрею Болконскому Кутузов. И это действительно так. Князь Андрей никогда не поступал бесчестно, он выполнял свой долг без красивых слов, без стремления к лишней звёздочке…
6.А в двадцатом веке в романе Ю.В. Бондарева «Берег» появится очень похожий на Болконского герой, лейтенант Княжко. В последние дни войны, когда так хочется остаться живым, он будет также прям и честен. Без малейшего колебания бросится он защищать честь женщины, которую оболгал комбат Гранатуров. Узнав, что советским солдатам противостоит горстка перепуганных немецких мальчишек, Княжко пытается спасти их, он идёт с белым флагом к дому, откуда только что велась беспорядочная пальба. Но людям чести, увы, очень часто противостоят люди бесчестные. Меженин, не любивший прямого, умного, интеллигентного лейтенанта, спровоцировал юнцов, без приказа открыв огонь, и Княжко гибнет.
7. И сегодня, в наше меркантильное время, честь и достоинство превыше всего. Мне вспоминается девиз суворовцев, нахимовцев, кадет, которому уже триста лет: «ЖИЗНЬ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!» И не случайно приветствие офицеров, защитников Родины звучит: «Честь имею!»
8. Писателя Д. Гранина часто называют образцом чести, нравственным эталоном эпохи. Он в своих книгах, в публицистических статьях часто размышляет о высоких понятиях чести и совести. Так, в статье «О чести» он обращается к больному для него вопросу: сохранились ли в современном мире понятия чести, совести, что означают это понятия сегодня и с горечью признаёт, что сегодня понятие чести устарело, что его пытаются заменить «более высоким понятием - принципиальность». Для Д. Гранина несомненно, что понятие чести не может устареть. Писатель рассказывает о случае связанном с именами Чехова и Короленко. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.
В интервью с Ольгой Шаблинской в газете «Аргументы и факты» он называет, людей, которым веришь, на которых хочется быть похожими: Сахаров, Лихачев, доктор Рошаль, генетик Рапопорт или герой его романа «Зубр» ученый Тимофеев-Ресовский.
Проблема последствий лжи, обмана
1. Об омерзительности лжи предупреждают нас классики. Вспомним Молчалина из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он влюблён в Лизаньку, служанку Софьи, а из выгоды ухаживает за Софьей. Когда обман раскрывается, плохо всем: и Софье, и Чацкому, и Фамусову, и Лизаньке…
2. Классический тип лгуна – Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Этот лжёт всем: и государству, проворачивая аферу с «мёртвыми душами», и каждому из помещиков, и всему городу. Особенно отвратительным выглядит его поведение, когда Гоголь рассказывает историю становления героя. Строя свою карьеру, подлец-приобретатель не гнушается ничем: обманывает примерным поведением и прилежанием учителя, бессовестно лжет своему начальнику, притворяясь женихом его некрасивой дочери-перестарка… Даже беззастенчивый враль Ноздрёв выглядит пристойнее отъявленного мошенника Чичикова.
3. Горький устами Сатина в пьесе «На дне» сказал: «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – бог свободного человека».
Проблема спасительной лжи
1. Из стихотворения «Герой» (1830) А. С. Пушкина (1799-1837): «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман».
2. Из стихотворения «Безумцы» французского поэта Пьера Жана Беранже (1780—1857) в переводе (1862) Василия Степановича Курочкина (1831 — 1875):
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
3. Пьеса М. Горького «На дне». Лука и Сатин.
Проблема настоящего человека, подвига, милосердия
1. Подвиг майора Солнечникова. Во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
2. В Ленинградской области пожарный Дмитрий Тихомиров спас 30 человек, но сам выбраться из горящего здания не смог.
3. Выдающийся русский писатель Б. Васильев в повести «Летят мои кони» рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.
4. Есть и другие примеры добрых поступков во имя спасения других. Так, в новелле «Последний лист» О. Генри рассказывается о художнике, спасшем жизнь больной девочке. Джонси тяжело заболела пневмонией. Часами она смотрела в окно, на плющ, который рос на стене дома во дворе, считала листья, которые опадали с плюща: Джонси казалось, что, когда последний лист опадет, она умрет. Старый художник, который жил на первом этаже, под холодным дождем ночью нарисовал на стене лист плюща вместо того, который сорвал ветер. Лист, который не подчиняется холодным ветрам и остается на плюще, возбудил у Джонси волю к жизни, и она выздоровела. А старый Берман заболел пневмонией и умер.
5. Великий философ древности Конфуций говорил: «Кто преисполнен милосердием, непременно владеет мужеством».
6. 3. Как-то, «гуляя» по бескрайним просторам Интернета, наткнулась вот на эти стихи (не знаю, чьи они):
Твори добро- пусть не поймут...
Дари добро - пусть не вернётся!
Посей добро и там, и тут...
Пусть каждого оно коснётся!
Твори добро не для чего-то...
А от сердечной чистоты!
И если злом отплатит кто-то...
Пред БОГОМ чист не он - а ты…
Умение быть счастливым, радоваться за других.
1. Каждый из нас испытывал это настроение, когда природа созвучна твоему душевному состоянию. Тоскливый пейзаж кажется таковым, если у тебя скверно на душе. И как раздражает тогда чьё-то веселье рядом! А надо просто по-хорошему позавидовать тому, кто сейчас счастлив, хоть на минуту разделить с ним его радость, вспомнить:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать,
Снег ли, дождь –
Любое время года
Надо благодарно принимать.
Как точно сформулировал Эльдар Рязанов умение быть благодарным жизни!
2. Ещё раньше И. А. Бунин написал вот эти строки:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
3. Вспомним и известный рассказ А. П. Чехова «Студент». (http://ilibrary.ru/text/979/p.1/index.html)В нём вначале такой же безрадостный пейзаж, такая же тоска в душе главного героя. Но вот усталый, голодный, замерзший Иван Великопольский пересказал историю, о том, как Петр из страха трижды отрёкся от Христа. Слушают его две женщины-крестьянки, и их участие, их искренние слёзы словно пробуждают героя от тоски: «… и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Проблема нравственного выбора, ответственности за свои дела.
1. В. В. Конецкий. Рассказ «Если позовёт товарищ». (http://book-online.com.ua/read.php?book=6454&page=129)Проблема ответственности за свои поступки, проблема нравственного выбора – вот та проблема, подумать над которой нас приглашает В. Конецкий.
Повествование ведётся от лица некоего Шаталова, человека уже пожилого, повидавшего жизнь и, следовательно, умеющего теперь оценить свои поступки в прошлом. Воспоминания приходят к нему с болью в костях, монотонной, нудной. Шаталов вспоминает время, когда он, старший лейтенант, молоденький штурман гидрографического судна «запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом». Работа эта казалась ему ненужной, нудной. И вдруг предоставляется возможность проявить себя: получен приказ выходить в море, где-то на островке испортился маяк, надо его починить. Он молод, он ликует: «никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии – он вёл корабль через штормовое море!» Шаталов лжёт командиру, что неоднократно высаживался в этих местах, хорошо их знает. Он уверен в себе и, не задумываясь, берёт на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей. Но «он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…» И только чудом никто не погиб. «Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм». А потом изменилась судьба Шаталова: он «от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых».
В. В. Конецкий не даёт нам готового ответа на вопросы, он приглашает нас подумать. И, наблюдая за поведением героя, вслушиваясь в интонации автора, мы понимаем авторскую позицию. Нельзя поступать безответственно, нужно думать и о себе, и о тех, кто зависит от тебя; прежде чем сделать нравственный выбор, нужно всё взвесить, обдумать, рассчитать свои силы.
2. Вспомним классику. Евгений Онегин, герой романа одноименного А. С. Пушкина, необдуманным поступком, поведением на именинах Татьяны, оскорбил лучшие чувства Ленского. Поэт вызвал Онегина на дуэль. Онегин понимает свою неправоту, осознаёт, что дуэль не нужна, но боязнь осуждения, «шёпота, хохотни глупцов» заставляют его сделать свой нравственный выбор: дуэль состоялась, Ленский убит, несчастны все.
3. Полную безответственность проявляет герой повести В. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов. В последний год войны в родную деревню возвращается Андрей, который дезертировал, возвращаясь из госпиталя после ранения. О том, что Андрей вернулся, знает только один человек — жена Настёна. Она вынуждена скрывать мужа даже от родных, лишь изредка навещая его в укрытии. Андрей теперь — вечный беглец, обречённый на одиночество. Со временем Настя узнает, что ждёт ребёнка. Теперь для всей деревни она — неверная супруга, не дождавшаяся мужа. Наступает день Победы, мужья и сыновья приходят домой, и только Настя знает наверняка, что Андрей никогда не вернется. А по деревне тем временем ползут слухи, что Андрей не пропал без вести, что он дезертировал и скрывается где-то неподалёку. И не он, не Андрей, не вынес укоров совести - не вынесла стыда Настёна: она утопилась, совершив страшный грех, погубив и себя, и своё нерождённое дитя… Так безответственность, неправильный, преступный нравственный выбор одного губит и самого Андрея, и без вины виноватую Настёну, приносит позор и горе родителям.
2. Василь Быков в очерке «КАК БЫЛА НАПИСАНА ПОВЕСТЬ "СОТНИКОВ" рассказывал о том, что на создание повести его подтолкнула случайная встреча в августе 44-го. На его военном пути встретился человек, которого все считали героем, а он на самом деле попал в плен к немцам, потому что очень хотел жить. Он вступил во власовскую армию, участвовал в боях против своих, хотя всегда стрелял вверх. «Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат этой хитрости...»: этот человек, когда ему пришлось сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - умереть достойно или остаться жить подло, выбрал второе. Но жить со «сломанной» совестью очень тяжело…
3. В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
4. Каждый выбирает для себя. Стихи Юрия Левитанского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!
Проблема дружбы и предательства
1. Проблему дружбы и предательства поднимает М. Худяков в рассказе «Серёжка»(http://feel-i-t.ru/serega.html). Что такое предательство, почему тот, кого ты считал своим другом, вдруг предал тебя. Вот вопросы, на которые пытается найти ответ автор.
О событии далёкого детства повествует нам герой рассказа. Тринадцатилетние мальчишки на рыбалке, и вдруг один из них сильно поранил ногу. Рана довольно серьёзная, и его друг Серёжка Леонтьев несёт его восемь километров на себе. «Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга… Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете...» - вспоминает рассказчик. Ослабев, он просит Серёжку, если он умрёт, передать привет Гале Коршуновой. Друг помог мальчишке, но когда тот на следующий день вышел из больницы, все уже знали, что он просил передать привет Гале, и смеялись над ним. Это предательство не прошло бесследно: мальчик стал замкнутым и застенчивым до болезненности и всю жизнь помнил о предательстве Сергея.
2. Если обратиться к словарю, то можно узнать, что предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед чем-либо. Но, пожалуй, мы это понятие используем в нашей жизни куда шире. Предательство, по сути, любой нехороший и нечестный поступок, совершенный одним человеком по отношению к другому, когда отношения между ними были достаточно доверительными. Предательством будет, например, супружеская измена. Или же, если друг рассказывает окружающим тайну другого друга. Или же использование доверчивого человека в меркантильных интересах. Примеров предательства можно привести множество, потому что это явление, к сожалению, очень распространено в нашем мире. Получается так, что каждого из нас хотя бы раз в жизни кто-то предавал. Чаще всего, предать может не кто-нибудь, а лишь человек, входящий в число самых близких и любимых, поэтому произошедшее наносит глубокую душевную травму. Далеко не всегда предательство бывает умышленным и запланированным заранее. Часто это происходит по глупости, от импульсивности, по незнанию. Тогда человек искренне раскаивается и ждет прощения.
3. Предательство распространено настолько, что даже мировая литература полна различными описаниями человеческих предательств. Вспомним предательство Иисуса Христа Иудой. В «Новом завете» рассказывается, что он предал Учителя за тридцать сребреников. Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», (http://az.lib.ru/a/andreew_l_n/text_0830.shtml/)где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа. Всё было предопределено, Иисус и был послан затем, чтобы своими муками и смертью спасти человечество, погрязшее в грехах.
4. В русской литературе тоже немало примеров дружбы и предательства. Вспомним пушкинских Онегина и Ленского, Гринёва и Швабрина, лермонтовских Печорина и Максим Максимыча, Печорина и Грушницкого… А я хочу остановиться на том, как решается тема предательства в повести В. Быкова «Сотников». (http://fb2.mbookz.ru/index.php?id=255083, скачать, краткое содержание: http://briefly.ru/bykov/sotnikov/). Два партизана, Сотников и Рыбак, попадают в руки немцев. Первый остаётся человеком до конца, никого не предаёт, а второй безумно хочет жить и пытается обмануть сам себя, думая, что, согласившись сотрудничать с немцами, он потом сумеет потом бежать и искупить вину. Проще всего было бы объяснить такое поведение героев трусостью одного и мужеством другого. Но как раз такое объяснение автор отметает. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему “перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать”. А Рыбак - тот вовсе не трус, физически он сильнее, выносливее Сотникова. Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, к которым по уставу приучен боец, где может выручить инстинкт, Рыбак вполне хорош. И чувства у него при этом срабатывают хорошие - чувство локтя, благодарности, сострадания. Но когда человек оказывается перед выбором жить или умереть, обнажается его суть: руководствуясь самыми благими намерениями, Рыбак начинает вести свою “игру” с полицаями, предавая своих. А Сотников сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть.
5. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так», - это строки из стихотворения Владимира Высоцкого, ставшие песней в знаменитом фильме «Вертикаль».
Предназначение человека на Земле. Неумение реализовать его
1. Великая наша литература в XIX веке создала целую галерею образов «лишних людей», главная беда которых как раз в том и заключается, что они не видят цели в своей жизни, не хотят и не приучены трудиться во имя высоких идеалов. Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Обломов Гончарова, Павел Кирсанов Тургенева - вот эти герои.
2. Особенно ярко подобные образы раскрыл, мне кажется, М. Ю Лермонтов. «Потерянным» у него стало целое поколение. Вспомним его стихотворение «Дума»:
Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно…
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда…
3. Раздумья Печорина, героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», о самом себе, его убежденность в том, что ему “было назначение высокое”, позволяют предположить, что он мог многого достичь в своей жизни, но эгоизм, воспитание, неумение применить свои силы к полезной деятельности сделали несчастным и его самого, и тех, кто его окружал.
4. А ещё в связи с поставленной проблемой мне вспоминается пьеса А. М. Горького «На дне». Герои её, Сатин, Васька Пепел, Актёр, Клещ, брошены на дно жизни. У всех у них есть какой-то нравственный потенциал, мечта, но раскрыть себя, попытаться выбраться со дна им что-то мешает. И, по моему глубокому убеждению, это «что-то» не только социальное зло, это их нежелание, неумение раскрыть себя, бороться за Человека в себе, за такого человека, гимн которому устами Сатина провозглашает Сатин: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»
Проблема выбора – убить или отказаться от убийства
1. Вспомним Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ведь он хотел убить старуху-процентщицу, чтобы помочь бедным, страдающим людям, но после одного убийства последовало другое. Раскольников убивает Лизавету, а она как раз из категории тех людей, которых убийца хотел облагодетельствовать. Не случайно Достоевский показывает, какие нравственные муки ждут человека, нарушившего христианскую заповедь: не убий!»
2. В романе Ч. Айтматова «Плаха» показана страшная трагедия: один из героев убьёт собственного сына. Синеглазая волчица Акбара и волк – воплощение родительской заботы о потомстве. Это самая настоящая забота о детях на человеческом уровне. Но люди не раз лишат волков детёнышей. В столкновении с волками погибнет Базарбай, убивший волчат, погибнет Бостон, который хотел вернуть их матери, будет убит случайным выстрелом отца невинный ребёнок. Накануне своей гибели Акбара встретит сына Бостона, и ей откроется, что это такой же детеныш, как и любой из ее волчат, только человеческий. Волчица унесет малыша с собой, но не в логово, а туда, откуда не возвращаются… Прозвучат два выстрела, сделанные Бостоном против воли.
3.Вспоминаются слова ещё одного героя литературы, Егора Полушкина из повести
Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»,говорившего, что человек не царь природы, он её старший сын. Нельзя убивать безнаказанно!
Проблема самооценки личности
1. Вспомним героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Он действовал согласно теории, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», пытался проверить, к какой категории принадлежит сам. К чему пришёл Раскольников? Совершил двойное убийство, а потом долго испытывал муки совести.
2. Примером человека, действующего в интересах общего блага, может послужить Кутузов. Вспомним, как эта историческая личность представлена в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Великий полководец никогда не задумывается над тем, как выглядит в глазах окружающих, руководствуется принципом блага для дела.