Д-р Иоганн Пленге. «маркс и гегель» 36 глава
Cohen — см. Коген, Герман Collins — см. Коллинз, Энтони Cornu, Alfred — см. Корню, Альфред Coward — см. Кауард, Уильям D ВНату — см. Дезами, Теодор 732 указатель имен Diogenes Laertius — см. Диоген Лаэрций Е Engels — см. Энгельс, Фридрих F Fischer, Friedrich — см. Фишер, Фридрих G Gay — см. Гей, Жюль Н Hartley — см. Гартли, Дэвид Hegel — см. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих Hegesias — см. Гегезий Helvitius — см. Гельвеций, Клод-Адриан Herbart — см. Гербарт, Иоганн Фридрих Holbach — см. Гольбах, Поль-Анри-Дитрих J Jacobi — см. Якоби, Фридрих Генрих указатель имен 733 L Lagrange — см. Лагранж, Жозеф-Луи Lamettrie — см. Ламетри, Жюльен-Офре Lasson, Adolf — см. Лассон, Адольф Law — см. Ло, Джон Leibniz — см. Лейбниц, Готфрид Вильгельм Leon, Xavier — см. Леон, Ксавье Leroy — см. Леруа, Гендрик Leukipp — см. Левкипп Lotze — см. Лотце, Рудольф Г е рман Loustalot — см. Лустало, Элизе М Mariano, Raff. — см. Мариано, Рафаэле N О Ostwald — см. Оствальд, Вильгельм Р Pastore — см. Пасторе, Аннибал Perrotin — см. Перротен, Анри-Жозеф-Анастас Plenge — см. Пленге, Ио г а н н 734 указатель имен Prantl — см. Прантль, Карл R Renouvier — см. Ренувье, Шарль-Бернар S
Schelling — см. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф Т Thomson — см. Томсон, Джозеф Джон указатель имен 735 U V Vera — см. Вера, Августо Volkmann, Р. — см. Фолькман, Пауль W Windelband — см. Виндельбанд, Вильгельм ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ* А Абсолют - 93, 132, 140, 188, 218, 275, 322. — и сущность — 116. А бсолютное — и конечное — 188, 189. — и конкретное — 210. — и относительное — 131, 162, 317, 427—428, 446. — есть части, ступени одного и того же мира — 95. См. также Истина абсолютная и относительная, Реляти- Абстрактное (абстракция) — 36, 50, 97, 121, 126, 130, 152 — — абстракции должны соответствовать действительному углуб- — и возможность идеализма (= религии) — 330. — и конкретное — 64, 83—84, 90—91, 96, 111, 133, 151—755,
— абстракции и «конкретное единство» противоположно- — бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его — богаче всею самое конкретное — 212. — всякая конкретная вещь, всякое конкретное нечто бывает — конкретное и абсолютное — 210. — научные абстракции отражают природу глубже, вернее, * В указателе расписан весь текст I и II разделов тома и подчерк- предметный указатель 737 — образование абстракций — 48, 160—161, 164, 177, 187— 188, — уже включает в себя сознание закономерности объектив- — «пустая» абстракция — 17, 19, 63, 83—84, 91, 97, 134—135.
— и философия — 14, 221. Агностицизм — 52, 138, 161, 277, 344, 410. — естествоиспытателей — 416—418, 444, 478. — Канта — см. Кант и кантианство. — неокантианцев — 161, 349. — и позитивизм — 295—296. — А. Рея - 493, 509, 525. — как «стыдливый материализм» — 497. Аксиома — 172, 198. Анализ — 189—190, 211, 472, 474. — дедуктивный и индуктивный, логический и исторический — — понятий — 98 — 99. — требует всегда изучения движения понятий, их связи, — проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа — 302. — процесса познания — 186, 193; см. также Познание. — и синтез — 191—192, 201—202, 211, 215—216, 218, 257. — в «Капитале» — 216, 301—302, 318. — в химии — 216. Аналогия - 162, 164—165, 267, 314, 474. — и индукция — 162. Антагонизм — 11 —12. Антиномии — 106—107, 160, 168, 192, 233. Антропологический принцип в философии — 64, 576. Апории — 110, 230—233. Апперцепция — см. Трансцендентальное единство апперцепции. Априоризм — И—12, 268, 420, 425—426. Аристотель — 254—262, 325—331. — и Гераклит — 316, 326. — его значение в развитии логики — 156, 163, 326. — его колебания между идеализмом и материализмом — 257-~ — критика учения Платона об идеях — 254 — 255, 326 — 327. — о начале научного познания — 82. Астрономия — 308, 340, 355—356, 738 предметный указатель Атеизм — 30, 52. — «просветительский» Фейербаха — 57. — и религия — 54, 59, 336, 381, 405—406. Атом — 68, 343, 445, 495, 533. — бесконечность атома — 442. — у Демокрита — 356. — и единство конечного и бесконечного — 100. — у Левкшша — 237—239. — у пифагорейцев — 224. — и пустота — 104, 239. — у Эпикура — 265—266, 271. Атомистика — 238—239, 340, 498, 503. Б Бабувизм — 27, 32. Бесконечность (бесконечное) — атома — 442. — дурная — 100, 199. — и конечное — см. Конечное и бесконечное. — в математике — 96, 107 — 108. — материи — 100. Бессознательное — 507. Биология — 127, 308, 339, 341, 501—502; см. также Дарви- Благо (добро) — 58, 193, 195—200. Бог — 133, 153, 257, 266, 317, 329—330. — И. Дицген о боге — 385, 406, 444. — у неоплатоников — 277 — 278. — онтологическое доказательство бытия бога — 71, 166. ■ — развитие представлений о боге — 227—228, 271, 286, 454. — Фейербах о боге — 44—45, 48—57, 59— 60, 63, 139, 271. — в философии Аристотеля — 255. — в философии Гегеля — 93, 139, 152, 215, 255, 267—268, 283. — в философии Лейбница — 75.
— и философия Гераклита — 309, 311, 313—314. Буржуазная критика марксизма — 336, 349, 360 — 362. Бытие — 15, 86, 92—93, 94—97, 103, 105, 106, 112, 115—117, — и вещь в себе — 133—134. — для себя бытие — 193—195. предметный указатель 739 конкретное и диалектический метод — 214. и мышление — 34, 49, 60, 64, 109, 152—153, 165, 182, 209, 226, 229, 232-233, 329, 331, 389, 415, 452, 455—456. наличное — 15, 94, 96, 103, 186. и небытие — 93, 95, 98, 110, 118, 196, 234, 247, 277, 310. — бытие вообще — значит такая неопределенность, что — единство (тождество) бытия и небытия — 256, 326. — как «исчезающие моменты» — 245, 252. — бытие вещей вне сознания человека и независимо от — действительная история есть база, основа, бытие, за и сущность - 115—116, 149—150, 165, 298. — относительность их различия — 180. — переход от бытия к сущности (в «Науке логики») — 114. См. также Действительность, Мир, Объективное, Реальность В Вера — см. Знание и вера, Религия. Вещь в себе — 87, 97, 329—330, 524, 531. — и бытие — 133—134. — вообще есть пустая, безжизненная абстракция — 83 — 84, — Гегель'о вещи в себе — 83, 91, 117, 129, 154—155, 187—190. — Гегель за познаваемость вещей в себе — 154. — И. Дицген о вещи в себе — 400, 413, 426, 451. — и ее превращение в вещь для других — 97. — и явление — 103, 133-755, 187, 227, 426. Взаимодействие — см. Связь. Видимость (кажимость) — 10, 26, 116 — 120, 135, 145, 171. — деятельность человека изменяет внешнюю действительность — и небытие — 116, 119. — объективность видимости (кажимости) — 89 — 90, 117, 120. — и сущность — 116, 118—119. — кажимость есть отражение сущности в себе самой — 119. — человечного в отношениях частной собственности — 8—13. Витализм — 341, 358, 499—500. Внешнее и внутреннее — 142, 168, 170, 210. — и начало — 139. 740 предметный указатель Возможность — 140, 208, 330. — и действительность — 140—./47, 180, 327. — в истории — 287. — отлета фантазии от жизни — 330. — и случайность — 287. _ Волюнтаризм — 341. Воля — 190, 197—198. Воображение — 55, 150.
Восприятие — 73, 150, 161, 264, 417, 544. Восхождение — от абстрактного к конкретному — 90 — 91, 160 — 161, 177, — от конкретного к абстрактному — 111, 152—153, 187, 215— — восходя от конкретного к абстрактному, мышление не от- См. также Абстрактное (абстракция). Время — 49, 50, 233, 235, 310. — есть форма бытия объективной реальности — 209. — понятие времени производив от движения — 50. — и пространство — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382. — движение есть сущность времени и пространства — 231. Вселенная — 70, 224, 313—314. Всеобщее — см. Единичное, особенное и всеобщее. Выведение — 63, 80, 211, 213, 216. — категорий — 86. Г Гармония — 235. — мира (у пифагорейцев) — 224. Гегель Г. В. Ф. — диалектика Гегеля — см. Диалектика идеалистическая. — идеализм и мистика его философии — 16, 20—22, 29, 32—
— «абстрактная и темная гегельянщина» (Энгельс) — 97, — бог в философии Гегеля — см. Бог. — дань Гегеля формальной логике — 159. предметный указатель 741 — Гегель не сумел понять диалектического перехода от — Гегель превозносит и жует мистику — идеализм в исто- — логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде — — критика кантианства — 83—84, 87—88, 91, 106—107, 109, — Гегель опровергает Канта именно гносеологически — 151. — и материализм — 90, 93, 95, 136, 142, 151, 185, 189—190, — зародыш диалектического материализма у Гегеля — 275. — зачатки исторического материализма у Гегеля — 82, 109,
— прнимание истории Гегелем — 20—21, 26, 35, 281 — 290. — рациональное в философии Гегеля — 16, 26, 29, 35, 37, 84,
— Гегель гениально угадал, что логические формы, законы — Гегель гениально угадал диалектику вещей в диалек- — Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в — зерно глубокой истины в мистической шелухе гегельян- — в истории философии Гегель прослеживает преимущест- — нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не поняв всей См. также Неогегельянство. Гипотеза — 213, 225, 268, 354, 498. — и индукция — 162. — и опыт — 153—154, 192. Гносеологические корни идеализма — см. Идеализм.
Государство — 26—28, 283, 288, 609. — республика Платона — 251, 254. Граница — 90, 98—100, 107, 110, 118, 231—232. 742 предметный указатель д Данное — 117, 120, 171, 238, 506, 513, 524. — и сущность — 120. Дарвинизм - 127, 437, 439, 444—445, 454. Движение - 97, 119, 131—132, 211, 218, 229—233, 255, 391, — атомов (по Эпикуру) — 266. — и время — 50. — есть единство непрерывности и прерывности (времени и — выражение движения в логике понятий — 98—99, 131—
— изображение движения мыслью есть всегда огрубле- — понятия как учеты отдельных сторон движения — 132. — законы движения вещей — 86. — мира и мышления — 156. — истории — 144 — 145. — и материя — см. Материя. — и момент — 182, 232, 252. — познания — см. Познание. — понятий — см. Понятие. — и причинность — 144—145. — и противоречие — 125—128, 193, 231—232, 308, 318. — движение есть противоречие, есть единство противоре- — и самодвижение — 88, 125—128, 137, 168, 202, 210, 317. — условие познания всех процессов мира в их «самодви- — есть сущность времени и пространства — 231. — в философии Аристотеля — 329. — в философии Гераклита — 308, 310, 313. — и энергия — 46. - Дедукция — см. Индукция и дедукция. Деизм — 373. Действительность — 50, НО—141, 180, 287, 327, 397, 517, — и возможность — см. Возможность и действительность, — временная и случайная — 175. — и диалектика — 181. — и идеи (по Канту) — 175. — и искусство — 53. — и истина — см. Истина. предметный указатель 743 — и мышление — 60, 64, 288. — и необходимость — 141 — 142. — и отношение — 133. — познание действительности — 141, 321, 491, 523; см. также — и практика — 195, 199. — стороны, моменты действительности — 141, 178, 232. — и субъект — 194 — 197. — и существование — 141. — и сущность — 116. — и фантазия — 330, 441. — и цель — 195. — и чувственность — 44, 46. См. также Бытие, Мир, Реальность (реал ь н о е). Демократия (буржуазная) — 56, 298. Диалектика — 76, 106, 174, 201—212, 298, 316—318, 321—322, — и антидиалектика — 209, 231. — вещей создает диалектику идей, а не наоборот — 178. — Гегеля как обобщение истории мысли — 298. — дух и суть диалектики: но абстрактное, а конкретное — — н естествознание — см. Естествознание. — идеалистическая — 22, 67—68, 70, 169—171, 178—179, 211, — в философии Канта — 89, 192, 204, 206, 233. — история диалектики — 204—206, 209, 223, 226—237, 244, — и история науки — 316. — критерий диалектики — 139, 316. — как логика и теория познания — 80, 131, 174, 204, 215,
— диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксиз- — в «Капитале» применена к одной науке логика, диалек- — материалистическая — 138, 169—171, 178—179, 181, 229, — продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять — и метафизика (антидиалектика) — 209, 248, 256, 317, 321— — объективная п субъективная — 88, 100, 178—179, 181—182, 744 предметный указатель Диалектика (продолжение) — определения диалектики — 90, 201—204, 212, 223, 226—227, — диалектика есть учение о единстве противоположно- — диалектика есть учение о том, как становятся тождест- — диалектика есть изучение противоречия в самой сущности — диалектика есть правильное отражение вечного развития
— познания — см. Познание. — и политическая экономия — см. Политическая экономия. — понятий — 267. — и ее материалистические корни — 181; см. также Понятие. — и софистика — 96, 204, 228, 247, 308, 315, 317. — отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от — «троичность» диалектики есть ее внешняя, поверхностная — и эволюция — 229, 316—317. — элементы диалектики — 202 — 203, 321. См. также Абстрактное и конкретное, Движение,Единичное, Диалектический материализм — см. Материализм диалектиче- Диалектический метод — см. Диалектика, Метод. Дифференциальное исчисление — см. Математика. Добро — см. Благо. Догматизм — 275—276, 336. — здравого смысла — 275. — Канта — 275, 294—296. Дуализм — 103, 337—338, 379. Душа (дух) — 72, 80, 89, 118, 167— 168. — и материя — см. Материя и дух. — и тело — 52-53, 56-57, 75, 180, 182, 379.
— в философии Аристотеля — 260 — 261. — в философии Гераклита — 313. — в философии Эпикура — 266, 271. Е Единичное, особенное и всеобщее — 90, 111, 131 — 132, 158 — 161, — всеобщее и необходимость — 72, 237. предметный указатель 745 Единство — всеобщий принцип единства мира, природы, движения, ма- — и борьба противоположностей — см. Противоположность. — и многообразие — 191, 208, 418. — и связь, взаимозависимость и цельность мирового про- Естествознание — 33—34, 353—356, 358, 359, 367. — агностицизм естествоиспытателей — 416—418, 444, 478. — и атомистика — см. Атомистика. — и диалектика — 236, 298, 317, 321.. — история естествознания — 143, 265 — 268. — и общественные науки — 316, 361, 365. — и философия — 29, 31, 52, 79, 88, 130, 353—354, 355—356, См. также Наука. Ж Жизнь — 97, 119, 183—185, 202, 330, 354. — и абстрактное тождество — 126. — и диалектика — 182. — и идея универсального движения — 127. — и логика п теория познания — 80, 183 — 184, 282. — мысль включить жизнь в логику понятна и гениальна — — и мозг — 183. — и понятие (в логике Гегеля) — 151. — и противоречие — 125, 128, 210. — и самодвижение — 210. — как ступень развития истины — 182— 183. Закон — 135—138, 152, 167, 192, 216, 240-241, 314, 330. — движения вещей — 86. — истории — 251. — и мера — 111. — как момент, ступень процесса познания — 111, 135, 152, — законы мышления — см. Логика, Мышление. — и необходимость — 167—168, 241, 251, 255. — общие законы движения мира и мышления — 84,156, 309, 316. — и опыт — 268. — природы — 142, 169—171, 240, 258, 330, 491. — и сущность — 136—138, 298. — закон есть отношение сущностей — 138. — есть форма отражения природы в познании человека — 164. — и явление — 135 — 138. ~- явление богаче закона — 137, 746 предметный указатель Закономерность — 83, 142, 163—164, 292, 311, 532. — объективной связи мира — 160 — 161. — универсальная закономерность вечно движущейся и разви- Здравый смысл — 244 — 245. — догматизм здравого смысла — 275. — несогласие с здравым смыслом есть гнилая причуда идеа- — и чувственная очевидность — 205—206. Знание — 173, 314, 331, 384, 513. — и вера — 91, 336, 368, 379, 398—400; см. также Наука и — движение сознания к абсолютному знанию (в «Феноменоло- — относительность всякого знания и абсолютное содержание См. также Познание. И Идеализм - 8, 17, 255, 262, 266, 271, 291, 322, 326, 329-330, — абсолютный — см. Гегель Г. В. Ф. — гносеологические и классовые корни идеализма — 255, 322, — возможность идеализма (= религии) дана уже в первой, — диалектический — 248; см также Диалектика идеалисти- — Канта — см. Кант и кантианство. — Лейбница — <?£, 70-71, 75, 117. — и материализм — см. Материализм и идеализм. „,, — младогегельянцев — 17, 20—22, 32—33. — неоплатоников и современный агностицизм — 277. — объективный — 150—151, 250, 467. — и понятие энергии — 348. — субъективный — 189, 240, 243, 245, 250, 260, 332, 467, 509. — философский есть дорога к поповщине — 322. Идеальное — см. Материальное и идеальное. Идея — 18-19, 31, 72, 253, 329—330. — абсолютная - 182-Ш, 193, 200, 217. — диалектика вещей создает диалектику идей, а не наобо- предметный указатель 747 — и интерес — 18, 251. — логическая — 163 — 164. — и практика — 27. — в философии Гегеля — 151, 155, 157, 165, 173, 174—175 — в философии Платона — 251, 254—255, 277—278, 326—327. Изменение — см. Движение, Развитие. Индукция — 73, 383—384. — и аналогия — 162. — и гипотеза — 162. — в дедукция — 131, 191, 302, 366. — в «Капитале» — 131. — и опыт — 161— 162. Интегральное исчисление — см. Математика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|