Д-р Иоганн Пленге. «маркс и гегель» 37 глава
Интерес — и идея — 18, 251. — в истории — 251, 283, 289—290. Интуитивизм — 345. Искусство — и действительность — 53. Исследование и изложение — 318. Истина — 88, 154—156, 169, 229, 301, 514, 525, 551. — абсолютная и относительная — 164, 180—181, 228—229, — относительность всякого знания и абсолютное содержа- — абстрактная — 217, 221; см. также Абстрактное. — и действительность — 197 — 200. — истина реализуется лишь в совокупности сторон дейст- — диалектический путь познания истины — 152 — 153, 183. — и заблуждение — 515. — и закон тождества — 121. — конкретность истины — см. Абстрактное и конкретное. — критерий истины — 173, 176—177, 183—184, 197—200, 210,
— Маркс непосредственно к Гегелю примыкает, вводя кри- — практика человека и человечества есть критерий объек- — в практике и технике проверяется правильность отраже- предметный указатель Истина (продолжение) — и непосредственное — 115, 213—214, 253. — и объект - 123, 167, 175, 427-428. — объективная — 174, 183—184, 193, 197—201, 380, 386, 441.
— от субъективного понятия и субъективной цели к объек- — ход познания приводит его к объективной истине — 189. — и явление — 187.
— определение истины — 155, 262. — и правильность — 179. — и практика — см. Практика. — как предмет понятия — 150. — и представление — 256—257, 262. — есть процесс — 183. — складывается из совокупности всех сторон явления, дейст- — ступени развития истины — 182—755. — в философии Канта — си. Кант и кантианство.
Историзм — 72, 222, 237. Исторический материализм — см. Материализм исторический. Историческое — см. Логическое и историческое. История - 7-8, 17-18, 72, 251-252, 281-290, 298, 555, 566. — есть база, основа, бытие, за коим идет сознание — 237. — возможность и действительность в истории — 287. — движение истории — 144. — закон истории и частные цели — 251. — и интерес — см. Интерес. — материалистическое понимание истории — 13, 16—17, 18, — и мысль о превращении идеального в реальное — 104. — понимание истории Гегелем — см. Гегель Г. В. Ф. — и природа — 283. — и причинность — 143 — 144. — «внутренний дух» у Гегеля есть идеалистическое, мистиче- — прогресс и регресс в истории — 18—20. — противоречия в истории — 122, 286 —287. — роль масс и личности в истории — 17—18, 19—23, 283, 565. История философии — 28—32, 143, 243, 306—309, 314, 321 — — борьба материализма и идеализма в истории философии — предметный указатель 749 — диалектика в истории философии — см. Диалектика. — как наука — 30, 72, 158, 161, 221—222, 223, 233, 254, — и логика — 104, 221—222, 236—237; см. также Логическое — и основной вопрос философии — 51. — и развитие категорий — 104, 159, 221—222. — роль скептицизма в истории философии — 106. — за строгий историзм в истории философии — 222. К Кажимость — см. Видимость. Кант И. и кантианство — 138, 146, 150, 296, 359, 400—401, — агностицизм Канта — 83, 91, 116—117, 134—.Ш, 294. — у Канта познание разгораживает природу и человека — — априоризм Канта — 71—72. — о вере и знании — 91, 336. — и Гегель — см. Гегель Г. В. Ф. Критика кантианства. — и диалектика — 89, 192, 204, 206, 233. — догматизм Канта — 275, 294—296. — и картезианство — 72 — 73. — критика Канта и кантианства — 83 — 84, 91, 150 — 153, 155,
— и Лейбниц — 71—72. — и метафизика — 97 — 98. — о модальности — 109. — и А. Пуанкаре — 480. — субъективизм и скептицизм Канта — 88, 116—117, 120, — и формальная логика — 155—156; см. также Логика фор- См. также Антиномии, Вещь в себе, Неокантианство, Транс- Капитализм — см. Общество буржуазное. Картезианство — 29—31. — и Кант - 72—73. Категории — 22, 109, 153, 325, 527—529. — их антиномичность — 106. — взаимопереходы категорий — 190 — 191. — выведение категорий — 86. — логики Гегеля — 291—292, 297—298. 750 предметный указатель Категории (продолжение) — как определения сущего — 120. — относительность категорий — 189. — и практика — 82, 172, 177. — развитие категорий — 229. — и история философии — 104, 159, 221—222. — как форма отражения объективной реальности — 82 — 85, — категории логики есть моменты познания человеком — категории мышления как выражение закономерности — категории суть ступеньки познания мира — 85. Каузальность — см. Причина (причинность). Качество — 96—97, 199. — и количество — 106—107, 109, 301. — переход качества в количество и наоборот — 103, 105, — и определение — 94, 301. — и ощущение — 73, 301. Киники — 206. Киренаики — 250 — 251. Классовые корни идеализма — см. Идеализм. Классы и классовая борьба — 11 — 13, 39, 58, 287, 316, 322, 556, — пролетариат — 11—13, 15, 20, 464. Количество — см. Качество и количество. Коммунизм (теория) — 8, 16, 19—20, 23, 27, 29, 31—32, 34, — первобытный — 316. См. также Общество коммунистическое. Конечное — 95, 188—189, 192, 276. — и абсолютное — 188 — 189. — и бесконечное — 98— 103, 180—182, 205, 208, 230—237, — есть части, ступени одного и того же мира — 95. Конкретное — см. Абстрактное (абстракция) и конкретное. Крепостное право — 534, 555, 598—599, 604, 606. Критика буржуазной философии — 138, 160 — 161, 182, 231, 232, Культура — 355. предметный указатель 751 Л Либерализм — 288, 535, 538, 553, 562—ЪЫ, 573, 591—597, 601, 615—620; см. также Народничество либеральное.
— Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля — — главное содержание логики есть отношения (= переходы = — и грамматика — 90. — и движение — см. Движение. — и диалектика — см. Диалектика' как логика и теория по- — и жизнь — 80, 183—184, 382. — мысль включить жизнь в логику понятна и гениальна — — законы логики — 162, 165, 298. — есть знание во всем объеме его развития — 92. — и история познания мира — 84, 156, 159.
— искусство оперировать с понятиями не прирождено, а — логика и история философии — 104, 221—222, 236—237. — в логике история мысли должна в общем и целом совпа-
— категории логики — 172, 180; см. также Категории. — и конкретные науки— 90—91, 150—151, 155, 183, 298. — объективная и субъективная — 189 — 190, 313, 326, 353. — и практика — 172. — практика человека, миллиарды раз повторяясь, закреп- — предмет логики — 86. — и теория познания — 80, 92, 156,163—164, 204, 238, 298—301.
— в «Капитале» применена к одной науке логика, диалек- — логика есть учение о познании, есть теория познания — — совпадение, так сказать, логики и гносеологии — 174. — есть учение не о внешних формах мышления, а о законах См. также Диалектика, Мышление, Познание, Теория по- Логика формальная — 85, 124, 156, 159, 163, 165. — закон достаточного основания — 129—130. 752 предметный указатель Логика формальная (продолжение) — закон исключенного третьего — 123—124. — закон противоречия — 124. — закон тождества — 73, 85, 120—121, 208—209, 298. — ограниченность формальной логики — 84, 88, 129—130, — субъект и предикат — 432—433. — суждение — 158— 159, 161, 181, 184, 201, 318-321. — умозаключение — 158— 159, 161—163, 171—172, 191, 198, — фигуры формальной логики — 159.
— их аксиоматический характер — 172, 198. Логическое и историческое — 84, 94, 95, 104, 159, 221 —222, 233, М Маркс К. и Энгельс Ф. — 160—161, 289, 301—302, 305, 313, — и Гегель - 8, 90, 93, 107, 108, 127, 131, 172, 215—216, — Маркс непосредственно к Гегелю примыкает, вводя кри- — Маркс применил диалектику Гегеля в ее рациональной — нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не поняв всей
— И. Дицген о Марксе и Энгельсе — 365, 388, 419, 422—423, — критика буржуазной политической экономии — 8—10, 11, — критика младогегельянцев — 7—40. — формирование мировоззрения — 8, 11—13, 15—16, 23—26, Математика — 107—108, 191, 223, 316, 328, 330— 331, 478— — бесконечное в математике — 96, 107 — 108. — дифференциальное и интегральное исчисления — 108, 191, — и метафизика XVII в. — 30. — и философия — 79, 88. Материализм — 64, 92—93, 197, 245, 257, 259—262, 265, 267, — английский — 29—31. — античный — 30, 461, 544. — Гераклита - 235, 310-311, 313^315, предметный указатель — Демокрита — 239—240, 544. — Левкшша — 237—239. — в философии Аристотеля — 254—255, 257—262, 327—330. — Эпикура — 263—271, 544.
— и атомистика — 238 — 239; см. также Атом, Атомистика. — вульгарный — 104, 161, 313, 338, 354, 372, 375, 432, 459— — и идеализм — 23, 47, 51, 153, 161, 239—240, 250, 255, 257—
— колебания Аристотеля между материализмом и идеа- — материализм выигрывает от взаимной критики идеали- — в «Науке логики» Гегеля — 215; см. также Гегель и — умный идеализм ближе к умному материализму, чем
— метафизический — 248, 428—429, 431—434, 437, 440, 451. — механический — 29—31, 335. — «стыдливый» А. Рея — 497, 514, 517—518. — французский — 28— 32, 528—529.
— два направления во французском материализме — 29. — и естествознание — 29, 31. — и социализм — 29, 31—32. Материализм диалектический — 84, 86, 99, 248, 264, 301, 322, — и Аристотель — 328. — и Гегель - 250, 275, 301. — начала диалектического материализма (у Гераклита) — 311. — и естествознание — 354. — и критика идеалистической философии — 161. — почти вплотную подход к диалектическому материализму — и А. Рей — 502, 515. См. также Диалектика материалистическая. — как одно из применений и развитии гениальных идей — зе- — зачатки исторического материализма у Гегеля — 82, 109,
— у Фейербаха — 53, 57—58. — у Чернышевского — 58, 547, 549, 556—557, 562, 574, Материальное и идеальное — 18, 19, 271, 408. — различие идеального от материального тоже не безусловно — 754 предметный указатель Материя — 29, 152—153, 342, 358, 371, 383, 385, 408—409, — абстракция материи — 151. — бесконечность материи — 100. — всеобщий принцип единства мира, природы, движения, ма- — и движение — 31,ц 69, 130, 144—145, 329, 467.
— диалектический переход от материи к движению, от ма- — их неразрывная (универсальная, абсолютная) связь — 67.
— и дух - 20, 47—48, 52-53, 337, 339, 367, 378—379, 389, — идеалисты о материи — 68—69, 322, 400, 478, 485, 489, — у Лейбница материя нечто вроде инобытия души — 69. — и мозг — 149, 164. — переход от материи к сознанию диалектичен — 256, — и ощущение — 544.
— и причинно-следственная связь — 143 — 144. — строение материи — 492, 526, 532—533. — намек на строение материи у пифагорейцев — 224, — и субстанция — 142. — и форма — 129—130, 260, 328. См. также Действительность, Мир, Природа. Махизм — 52, 118, 120, 138, 161, 240, 244, 251, 342, 343, 344- Мера - 104, 109—114, 243, 249, 308, 322, 427—428, 431. — и закон — 111. — категории меры и сущности (в «Науке логики») — 109, — узловая линия отношений меры — 111, 185, Метафизика — 115, 188, 204, 232, 454. — X. Вольфа — 192. — и диалектика — см. Диалектика. — кантианства — 97 — 98. — XVII века — 29-31. См. также Материализм метафизический. — абсолютный — 212. — аналитический и синтетический — см. Анализ и синтез, — диалектический — 146, 214—215, 318. — и конкретное бытие — 214; см. также Диалектика, — познания — 201. — и система — 211. — и содержание — 88, 218. — философии — см. Философия, Механика — 169—171, 308, 316, предметный указатель 755 Мир — 95, 131—132, 137—138, 224, 238, 309, 327, 396, 409, 429, — и бог — 51—52; см. также Бог. — и время и пространство — 49—50, 382. — всеобщий принцип единства мира, природы, движения, — по Гераклиту — 311. — единство и связь, взаимозависимость и цельность мирового — естественный и гражданский (по Фейербаху) — 53. — закономерная связь всего (процесса) мира — 92, 160, — и идея (по Гегелю) — 165, 175. — и кажимость — 89—90, 117. — макрокосмос и микрокосмос — 225. — и мышление — 156, 237. — познание мира — 84, 90, 99, 160—161, 164, 178, 188, — отражение в движении понятий движения объективного — и человек — 51—52, 169—171, 194—196. — явлений и мир в себе суть моменты познания природы чело- См. также Бытие, Действительность, Природа. Младогегельянцы — см. Маркс К. и Энгельс Ф, Критика младо- Модальность — 109. Мозг — 241, 339, 445. — есть высший продукт материи — 149, 164, — как высшее развитие духа — 337. — и мышление — 432, 436— 438. — отражение природы в мозгу человека — 164, 183; см. Молекула — 130, 354. Момент — 190, 301. — бытие и небытие как «исчезающие моменты» — 245, 252. — у Гегеля слово момент часто употребляется в смысле мо- — движения — 182, 232, 252. — действительности — 141, 232. — диалектический — 201, 276, 298. — кажимости — 116, 118—119. — количества — 106—107. — конечного — 99. — отрицание как момент связи, развития — 207, — познания — 138, 180, 188, 190, 301. — понятия — 138, 163. — и причинно-следственная связь — 143, •756 предметный указатель Монадология (Лейбница) — 68 — 71, 104, 118, 126. — монады = души своего рода — 69. Монизм (И. Дицгена) — 407—408, 443—444, 446, 454. Мораль — 39, 113—114, 179, 204, 284, 296, 386—387, 510, 578. — христианская — 54. — и эгоизм (по Фейербаху) — 57. Мышление — 14, 64, 81—82, 91, 107, 131, 150, 152—155, 164— — его активность — 194—195, 288, 301. — и бытие — см. Бытие и мышление. — и действительность — 60, 64, 288. — история мышления — 131, 156, 237, 298, 311. — каждый оттенок мысли = круг на великом круге (спи- — мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущ- — непоследовательность мышления эклектиков — 278. — общие законы движения мира и мышления — 156. — и ощущение — см. Ощущение и мышление. — и представление — см. Представление и мышление. — и противоречие — 98, 103, 122, 125—128, 176— 177, 208—209. — развитие мышления — 86, 88, 221, 256. — спекулятивное — 103, 276. — условно, приблизительно охватывает универсальную зако- — и фантазия — 53, 257, 441.
— возможность отлета фантазии от жизни — 330. — связь зачатков научного мышления и фантазии — 225.
— формальное — см. Логика формальная. — формы мышления — 81— 85, 87, 156, 164, 183. — и чувства — см. Чувства и мышление. — и язык — 75—76, 81. См. также Категории, Логика, Отражение, Познание, Ра- Н Народничество — 555, 582, 601, 605, 610—612. — либеральное — 56. Натурализм — 64, 75. — суть лишь неточное, слабое описание материализма — 64. — Аристотеля — 255. — Гераклита — 235—257, 313. — Платона — 254, 255. I Ш'ЕДМЕ Т НЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 757 Наука — 191—192, 214, 394, 475, 481, 502, 505, 518. — история науки — 131, 224—225, 266, 298, 314, 316—317, — конкретные науки и логика — см. Логика. — научное рассмотрение требует указания различия, связи, — общественная — 316. — объект всякой науки бесконечен — 4-12. — и опыт — 392, 491—492. — отражает сущность, субстанцию природы — 170. — практикой своей доказывает человек объективную правиль- — и пролетариат — 20. — и религия — 225, 266, 377—378, 380, 476—477, 485, 488; — условно, приблизительно охватывает универсальную зако- — и фантазия — 225. — нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке— См. также Естествознание. Начало — 92—93, 95, 139, 153, 188, 212, 264, 382. — познания — см. Познание. — в политической экономии — 301 — 302, 318, Небытие — см. Бытие и небытие. Необходимость — 13, 27, 140, 191, 193. — и всеобщее — 72, 237. — и действительность — 141 —142. — и закон — 167—168, 241, 251, 255. — природы — 53 — 55, 168, 315. — противоречия — см. Противоречие. — и свобода — 142, 145— 146, 163, 168, Hi —172, 406, 449.
— необходимость не исчезает, становясь свободой — 146. — свобода как понимание необходимости — 296.
— и случайность — 145, 318—321. — элементы, зачатки понятия необходимости — 318. Неогегельянство — 345, 347 — 350. Неокантианство — 345, 400, 448—450. — агностицизм неокантианцев — 161, 349, Неокритицизм — 296, 344. Неоплатонизм — 277 — 278. Неопозитивизм — см. Позитивизм, Неотомизм — 491, 500. 758 предметный указатель Непосредственное и опосредствованное — 95, 129, 145, 164, 200, — все опосредствованно, связано переходами — 92. — и истина — 115, 213—214, 253. — опосредствование и причинность — 147. Непрерывное — см. Прерывное и непрерывное, Нечто — 88, 94, 98—99. — всякое нечто имеет свою границу — 98, Ничто — 86, 93, 96—97, 126. О Обобщение — см. Абстрактное, Восхождение. Общество — 127, 317. — античное — 25, 27. — буржуазное — 11—13, 17, 25—26, 27, 34, 301, 369—370, 583.
— его анархия — 26. — его противоречия — 160 — 161, 318.
— влияние географической среды на развитие общества — — гражданское — 25, 27, 109. — коммунистическое — 371. Объективное (объективность) — 48, 167, 171— 173, 186, 193, — объективность видимости — 89 — 90, 117, 120. — объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, — и субъективное (субъективность) — 55, 122, 158, 165—166,
— относительность их различия — 89 — 90, 180. — субъективное сознание и его погружение в объектив- См. также Материальное и идеальное, Реальность (реаль- Окказионализм — 70—71. Онтологическое доказательство бытия бога — см. Бог. Опосредствование, опосредствованное — см. Непосредственное и Определение — 159, 164, 192, 203, 213. — у Аристотеля часто философия сбивается на определения предметный указатель 759 — дефиниций может быть много, ибо много сторон в предме- — диалектики — см. Диалектика. — должно идти к определенности — 124. — истины — см. Истина. — и качество — 94, 301. — и отношение — 107, 127. — понятий — 108, 159—160. Опыт — 385, 505—507, 514— 516, 523—524. — и гипотеза — 153—154, 192. — и закон — 268. — и индукция — 161— 162. — и наука — 392, 491—492. — и понятие — 71—73, 175. — у прагматистов — 520. — и противоречие — 125. — и разум — 384, 401, 452, — его роль в познании — 105, 192, 371, £25—426, 553. Организм и среда — 344. Основание - 47, 105, 122, 128-131, 141, 145, 160, 163, 262. — закон достаточного основания — 129. — и причинность — 129, 199. Основной вопрос философии — см. Философия. Особенное — см. Единичное, особенное и всеобщее. Отдельное и общее — 63, 70, 72—73, 162, 187, 240—2i2, 246, — в истории — 281—282, 284—285. -— как противоположности — 318 — 321. — их взаимосвязь — 318. — в политической экономии — 9—10. — в философии Аристотеля — 184, 318, 325 — 331, Относительное — см. Абсолютное и относительное. Отношение — 97, 103, 108, 131—132, 141, 202—203, 482—483, — вещей и'логика — 159, 178—179, 190—191, 193, — и действительность — 133. — и определение — 107, 127.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|