Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек и природа. Экологические проблемы




По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…

(1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в ко­торых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.

(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора.

(17) Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но это­го «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.

(По Г. Черникову)

Сочинение

Как часто мы слышим о том, что с приходом зимы, для морозной России всегда неожиданной, то тут, то там прорвались трубы, остались без отопления целые посёлки. Пришла оттепель, на крышах образовались огромные сосульки, и снова тревожные сообщения: где-то сосулькой покалечило человека, изуродовало машину… Весна пришла, а с нею, как с мест боевых действий, понеслось: паводок на реке N, затоплено столько-то населённых пунктов. Чья вина здесь: человека или стихии? Вот главная проблема, которую ставит перед нами Г. Черников.

Автор статьи сразу оговаривается, что есть стихии, которыми человек пока не научился управлять: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов. Но одно из величественнейших явлений природы, грозу, мы уже приручили: изобретён громоотвод. Однако когда из-за короткого замыкания случаются пожары, тут уж не обвинишь стихию! Автор использует иронию, говоря: «…что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь?» Тут причина в неисправности защитного прибора. «Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами.» И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления…» - пишет автор. И опять находит причину не в стихии природных явлений, а в человеческом факторе.

Г. Черников чётко даёт нам понять, что во многих бедах, связанных с покорённой природой, виноват сам человек, а вернее, его разгильдяйство, халатность. И это, действительно, так! Вспомним наводнение в Крымске, когда погибло 172 человека, многие были ранены. Тысячи людей остались без крова. Да, это была стихия, но многих жертв удалось бы избежать, если бы власти прислушались к мнению учёных, говоривших о необходимости строительства защитной дамбы, если бы система оповещения сработала должным образом.

Страшным потрясением ХХ века стала авария на Чернобыльской АЭС. О ней много написано. Многие сходятся во мнении, что и там причиной мог быть человеческий фактор. Так, известный публицист В. Яворивский в статье «Уроки Чернобыля» пишет, что любая «авария как бы предупреждение из завтрашнего дня: человек, вооружая себя суперсовременной техникой, будь сам на её уровне!»

Поэт, писатель, публицист Р. Рождественский считал, что безответственность чиновников разного уровня приводит к трагическим последствиям в нашей жизни. Наплевательское отношение к своему и чужому труду порождает бесхозяйственность. Чтобы справиться с нею, необходимо спрашивать с каждого человека.

А ещё мне кажется, что о наплевательском отношении к своим обязанностям, о разгильдяйстве предупреждал нас Н. В. Гоголь в «Ревизоре». Вспомним, как всполошились чиновники, узнав, что к ним в город инкогнито едет ревизор. Во всех подведомственных им заведениях, во всех их делах была разруха, царили взяточничество, казнокрадство, ничегонеделание…

Какие же выводы можно сделать из размышлений Г. Черникова, наших наблюдений? Да, есть в природе силы, пока неподвластные нам. Но если мы научились управлять какими-то явлениями природы, изобрели что-то на благо человечества, должны управлять этим разумно, отвечать за свои дела и поступки, быть рачительными, умными, предусмотрительными хозяевами, а не разгильдяями.

Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью… Проблема взаимоотношения планеты и человека.

(1) Земной шар живёт своей собственной, непредсказуе­мой жизнью. (2)Сложные процессы протекают на его по­верхности. (3)Содрогается Земля под воздействием зем­летрясений. (4)Гибнут люди, населённые пункты. (5)Тайфу­ны проносятся над городами, разрушая здания, вывора­чивая вековые деревья. (6)Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но и то, что было создано людьми.

(7)А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8) Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении лю­дей, её населяющих. (9) Что заставляет её, прекрасную нашу планету, стано­виться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, заме­чая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, револю­циями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости?

(12)Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в соци­альной сфере человечества? (13)Может быть, она мстит людям? (14)Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально пере­межаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (15)Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский кон­фликт, афганские распри, африканские столкновения – с одной стороны. (16)И одновременно непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извер­жения – с другой.

(17)Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноо­сферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены че­ловеческих поколений. (18)Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетиче­ском поле планеты?

(19)А это, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий. (20)В определённых случаях существование такой зависимости возможно. (21) Не «думающая планета», мстящая за ошибки, а мы сами вызываем на свою голо­ву природные несчастья. (22)Давайте задумаемся об этом...

(Г. Смирнов)

 

Сочинение

Человек и Земля, наша чудесная, голубая планета… Она может быть доброй и ласковой к людям, но может быть злой и беспощадной. Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой? Вот та проблема, над которой призывает нас задуматься Г. Смирнов.

Он говорит нам о том, что планета живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью. Где-то происходит землетрясение, где-то проносится тайфун, льют ливни, возникают наводнения… Земля, добрая и ласковая, вдруг становится беспощадной. Г. Смирнов пытается понять, нет ли зависимости между природными и социальными катаклизмами. Он предполагает, что планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества и приводит пример такой реакции природы на трагические события в жизни человечества в 2001 году. Публицист рассказывает о гипотезе учёного Вернадского о ноосфере. Возможно, говорит он, «острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетическом поле планеты? А это, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий».

Г. Смирнов, размышляя над проблемами взаимосвязи планеты и человечества, приходит к важному выводу: «Не «думающая планета», мстящая за ошибки, а мы сами вызываем на свою голову природные несчастья». Он призывает нас задуматься над этим.

Я готова подписаться под каждым выводом, каждой мыслью глубокой и тревожной статьи

Г. Смирнова. Мы не думаем, какие раны наносим планете своим потребительским отношением к ней, что оставим после себя. Всё чаще звучат слова об экологической катастрофе. Вспомним последствия страшного землетрясения в Японии в 2011 году, они могли бы быть намного меньше, если бы человек разумнее обустроил атомную электростанцию. Много раньше была Чернобыльская катастрофа.

Писатели, публицисты пытаются привлечь наше внимание к экологическим проблемам. Так, ещё в 1905 году Ф. К. Сологуб, русский писатель, поэт, драматург, публицист, пишет статью «Вражда и дружба стихий». Он предупреждает: «Стихии уже давно против нас». Человек отгородился от солнца, ветра, земли, воды, и беднее стала его жизнь. Сологуб предлагает нам войти в союз с природой.

Своеобразным предупреждением человеку является роман Ч. Айтматова «Плаха». Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь как проблемы состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается это единоборство трагически. Природа отомстит человеку за бездушие: Акбара, потерявшая волчат, примет за своего детёныша человеческое дитя, а его отец, пытаясь спасти ребёнка, случайно застрелит и волчицу, и собственного сына…

Проблема, поднятая Г. Смирновым, кажется мне очень актуальной: мы слишком бездумно относимся ко всему живому на Земле. Надо помнить, что уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее и будущее наших детей. Человек должен заботиться о природе, своём родном доме, в котором он, человек, не царь, не гость, а умный и заботливый хозяин на долгие тысячелетия.

По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…

(1)Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев, тогдашний главный редактор еженедельника «Орбита», высказал поразительную мысль. (2)«На памяти людей моего поколения, – сказал он, – в жизнь человечества вошли автомобили, самолёты, радио, телевидение, космические ракеты, подводные лодки, спутники Земли, компьютеры, атомная энергия. (3)И второго такого поколения в истории больше не будет...»

(4)Пеевская мысль заставила меня задуматься о месте и роли XX века в череде столетий. (5)И здесь меня ждало удивительное открытие. (6) Оказывается, в сфере духа у каждого века европейской истории есть своё предназначение. (7)Так, в XVI веке – веке Реформации – протестантское богословие восторжествовало над авторитетом католического духовенства. (8)ВXVII – веке Философии – богословов сменили светские философы, а схоластов – математи­ки. (9)ВXVIII – так называемом веке Просве­щения – доминировали энциклопедисты и издатели, пропагандировавшие культ Разума, а в науке центр тяжести сместился с математики на астрономию и механику. (10)На долю же XIX века выпала миссия стать веком изобретательства и инженерии. (11)То, о чём в XVIII веке только думали, в XIX воплотили в изобретение, в конструкцию, в действующую модель, в подтверждающий опыт.

(12)Если понять, что XIX век завершился не в ночь на 1901 год, а в день окончания Первой мировой войны, становится ясно: все упомянутые Пеевым технические достижения принадлежат XIX веку. (13)Даже атомное ядро Резерфорд расщепил в последнем году Первой мировой, то есть в XIX веке!

(14)Уникально же пеевское поколение потому, что оно – дитя XX века – века Технологий, века массового производства, века внедрения в жизнь изобретений, сделанных в XIX веке, осуществления мечтаний евро­пейского человечества, лелеемых со времён Реформации.

(15)Но вдумайтесь, в чём состоят эти сокровенные мечтания? (16)Только в том, чтобы быстрее ездить и быстрее переговариваться! (17)И ради этого сомнительного удовольствия западная цивилизация готова поставить на грань экологической катастрофы всю планету! (18)Закономерный итог пятисотлетнего торжества Разума над Верой, Головы над Сердцем, Материи над Духом!

(19) Л. Толстой считал, что каждый человек, исполнив своё земное предназначение к пятидесяти годам, рождается для новой, духовной жизни. (20)То же самое, похоже, справедливо и для цивилизаций. (21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.

(По Г. Смирнову)

Сочинение

Какую важную проблему пытался поднять С. Смирнов, рассуждая над развитием цивилизаций? Над чем заставляет нас задуматься? Может быть, над местом двадцатого века в истории развития общества? Или над тем, что нёс каждый век человечеству? Да, эти вопросы он поднимает в своих размышлениях, но я позволю себе предположить, что ему, современному человеку, гораздо важнее понять, ради чего человечество стремилось из века в век, особенно в ХХ столетии, внедрять в жизнь изобретения, не поставит ли стремление быстрее ездить, быстрее переговариваться нашу цивилизацию на грань экологической катастрофы?

Поводом для изучения этой проблемы послужили слова известного болгарского писателя Димитра Пеева о том, что ХХ век уникален, потому что в «в жизнь человечества вошли автомобили, самолёты, радио, телевидение, космические ракеты, подводные лодки, спутники Земли, компьютеры, атомная энергия».

Г. Смирнов говорит, что «в сфере духа у каждого века европейской истории есть своё предназначение», рассказывает о том, что внесли в историю цивилизаций XVIII – XX века. Для него пеевское поколение уникально, потому что» оно – дитя XX века – века Технологий, века… осуществления мечтаний европейского человечества, лелеемых со времён Реформации». И вот здесь-то, в завершающих рассуждениях автора – самая главная его идея.

Г. Смирнов считает, что если человечество внедряет свои достижения «ради сомнительного удовольствия» быстрее ездить, переговариваться, лучше, богаче жить, то это приведёт нашу планету к экологической катастрофе, торжеству «Разума над Верой, Головы над Сердцем, Материи над Духом!»

Такое понимание проблемы не может быть оспорено! Человек прежде всего существо духовное, он должен заботиться не столько о своём теле и его потребностях, сколько о своей нравственности. Не случайно в основе многих религиозных учения, в том числе и христианства, лежит учение о том, что и человек, и общество, и государство должны иметь духовную миссию, стремление стать лучше, или, говоря словами одного из героев романа Л. Толстого, «быть вполне хорошим…» Иначе нельзя, иначе наступит Апокалипсис.

Экологическая катастрофа в масштабах планеты, гибель цивилизаций, Вселенной часто становится темой фильмов, книг. Так, фильм «Конец цивилизации» (режиссер Франклин Лопез) иллюстрирует жестокость цивилизации, зависимой от систематического насилия и разрушения окружающей среды, высмеивает излишества глобальной экономической системы.

О том, что может произойти в погоне за научно-техническим прогрессом в отрыве от духовности, предупреждают писатели-фантасты. Так, И. Ефремов в книге «Час Быка» рассказывает о гибели планеты, на которую переселились люди из-за катастрофы на земле. Жители этой планеты думали лишь о своём благополучии и довели свой мир до гибели. Ефремов был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия, а технология приводит к падению цивилизации, если за ней не стоит духовность.

В романе-антиутопии Хаксли «О дивный новый мир» рассказывается о государстве, где правит технократия. Здесь уже нет людей, здесь есть особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны, которые даже не рождаются, а выращиваются в стеклянных бутылях. А потом эти особи живут по строго заданному каждой касте кругу, и ни шагу в сторону! Эмоции, страсти, свободные мысли — это то, что может лишь помешать человеку.

И в романе Е. Замятина «Мы» будущее похоже на безумие: вся жизнь подчинена определённым законам, человек потерял свое «я», свое имя, став нумером. Главное в жизни теперь - это цифры. Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Что уж говорить о вечном, о прекрасном?! Музыка Скрябина - дикость. Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии. В цветах ничего красивого... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и проҹее... Страшная картина!

Так к какому выводу приходим мы, думая над проблемой всепланетной, всевселенской экологической катастрофы? Развитие прогресса не остановить, но нельзя жертвовать духовностью ему в угоду!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...