Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»
XII. Человек и НТР В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека; способствует ли развитие цивилизации духовному развитию человека. (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (3)Как будто нет телеграфа и телефона. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя. (5)Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». (6)Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! (7)Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. (8) Два слова вместо двух томов – вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века. (9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10) Но произошёл удивительный парадокс. (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12)Да боже мой! (13) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14)По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17)Но это всё – мы. (18)Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля? (19)Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности. (В. Солоухин)
Сочинение Когда я начала читать этот текст(кстати, это отрывок из «Писем из русского музея»), то решила, что речь пойдёт о роли писем в жизни каждого человека. Но уже потом поняла, что В. Солоухин ставит проблему намного масштабнее, значимее. Для него гораздо существеннее понять, способствует ли развитие научно-технического прогресса, духовному развитию отдельного человека. Солоухин обращается к неведомому собеседнику, который удивлён тем, что писатель собирается писать письма в век, когда проще воспользоваться телеграфом и телефоном. Автор вспоминает «и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». Кажется, что он на стороне тех, кто считает, что «два слова вместо двух томов», ритм, темп, стиль двадцатого века предпочтительнее духовного общения в письмах. Но дальше он размышляет об удивительном парадоксе: научно-технический прогресс, казалось бы, высвободил время для развития духовных способностей, но на самом деле мы не можем сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, стало больше. Все вместе, обладающие современной техникой, мы стали мощнее. «Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?» В. Солоухин приводит нас к выводу, что развитие техники, призванное, по мнению многих, «экономить человеку время, высвободить досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей», не сделало «более могучим просто человека». Да и времени свободного у людей больше не стало. Человек «наедине с самим собой» остался таким же неуверенным и слабым, как и его предшественники «по планете Земля». Пожалуй, с этим мнением невозможно не согласиться. Понаблюдайте за собой. У вас есть мобильный телефон, телевизор, Интернет. Вы активно общаетесь с друзьями по телефону, в социальных сетях. Но стало ли у вас больше времени? А когда вы поговорили с близкими, с друзьями один на один, о душевных ваших переживаниях?. Когда вы последний раз написали письмо? Вам сделать это некогда… О последствиях негативного влияния цивилизации, научного прогресса на духовность предупреждают писатели-фантасты. Так, в романе-антиутопии Хаксли «О дивный новый мир» рассказывается о государстве, где правит технократия. Здесь уже нет людей, здесь есть особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны, которые даже не рождаются, а выращиваются в стеклянных бутылях. А потом эти особи живут по строго заданному каждой касте кругу, и ни шагу в сторону! Эмоции, страсти, свободные мысли — это то, что может лишь помешать человеку. И в романе Е. Замятина «Мы» будущее похоже на безумие: вся жизнь подчинена определённым законам, человек потерял свое «я», свое имя, став нумером. Главное в жизни теперь - это цифры. Нет ниҹего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Что уж говорить о вечном, о прекрасном?! Музыка Скрябина - дикость. Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии. В цветах ничего красивого... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и проҹее... Страшная картина! Конечно, развитие цивилизации не остановить, но надо при этом думать, как нам не растерять духовности, способности оставаться человеком. Вот к какому выводу пришла я, читая размышления Солоухина, думая над проблемой, поставленной им. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания (1)Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. (2)А нужны ли они? (3)Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека? (4) Каждый новый факт, даже самый незначительный, помогает нам лучше понять прошлое. (5) А без правильного понимания прошлого нельзя понять и настоящее. (6)И, разумеется, строить своё будущее. (7) Археология, дешифровка письмён, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. ( 8)Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (9)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (10)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. (11)Мы восхищаемся теперь гениальными творениями египетских скульпторов (вспомните хотя бы портреты Нефертити), африканской бронзой, палеолитической живописью из пещер Испании и Франции. (12)В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17) На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18) Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негрéки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное человечество было скопищем дикарей. (26) Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. (По А. Кондратову) Сочинение Об интереснейшей и важной науке археологии размышляет А. Кондратьев. Он пытается привлечь наше внимание к вопросу необходимости археологических изысканий. Автор сам формулирует проблему: «Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. А нужны ли они? Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?» Его рассуждения последовательны, аргументы логичны. Он рассказывает, как от века к веку изменялись знания о памятниках искусства Древней Греции и Древнего Рима, они считались непревзойдёнными, но с новыми археологическими открытиями появлялись более ранние шедевры искусства, и они вызывали не меньший восторг. Исследования археологов помогло человечеству понять, что «на планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад». Кондратов вспоминает историю первобытного строя, обращается к фактам религии. Постепенно, шаг за шагом, мы узнаём ответ автора на поставленный вопрос. Он, этот ответ, неоднозначен. Археологические изыскания, по мнению А. Кондратова, важны по многим причинам. Они помогают понять нам прошлое, понять настоящее, без правильного понимания прошлого и настоящего не построить будущего. Изучение древней истории приводит в выводу, что все люди Земли равны, а это особенно важно для нас, людей XXI века. Точка зрения А. Кондратова представляется мне бесспорной. В самом деле, в любом городе, большом или малом, мы найдём краеведческий музей, в котором люди скрупулёзно собирают всё, что касается истории их малой родины. Побывав в музее моего крошечного степного городка, я узнала, что он очень древний, был основан ещё до нашей эры, претерпел много бедствий в эпоху монголо-татарского нашествия, сменил несколько названий. Как удивительно было видеть предметы быта и культа древних людей, найденные на территории города. И прошлое, и настоящее, и будущее моей малой родины предстали предо мной в ином свете. Можно найти в нашей русской литературе свидетельства того, что прошлое интересно героям литературных произведений. Помните, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Онегин и Ленский, став друзьями, спорят о многом: Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. Всё, о чём здесь упоминается, дала миру археология. Как-то мне в руки попала книга современной писательницы Нинель Максименко «Ищи Колумба!» Повесть посвящена работе археологов. Герои ее - энтузиасты науки, исследователи, вся жизнь которых посвящена любимому делу. Читатели узнают из книги о замечательных людях, спасавших сокровища Эрмитажа во время войны, об интереснейших раскопках в Крыму в наши дни. Они воскрешали прошлое, объясняли настоящее, приближали будущее. Я думаю, мы убедились в том, что не надо жалеть средств на археологические раскопки. Земля хранит ещё много тайн, и археологи откроют нам ещё много нового!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|