Реферирование научных текстов по специальности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Реферирование, аннотирование и рецензирование научных текстов по специальности [1]
Реферирование, аннотирование и рецензирование научных текстов часто встречаются в ходе занятия наукой. К ним приходится обращаться при знакомстве с отзывами и рецензиями на свои работы, а также при составлении авторефератов, аннотаций собственных работ (например, тезисов докладов, статей, диссертаций) и рецензий на работы коллег. Следовательно, чтобы эти тексты были полноценными и соответствовали ключевым требованиям, необходимо чётко определить, что представляет собой каждый из них. Реферат, аннотация и рецензия являются вторичными текстами, написанными на основе текста-оригинала. Эти три разновидности жанра научной речи осуществляют разные варианты компрессии научного текста. Компрессия, т. е. сжатие – основной вид переработки научного текста. Работа над компрессией текста способствует более основательному его пониманию, поскольку в ходе неё необходимо не только прочитать текст внимательно, но также выявить логику его развития, основные положения, смысловую структуру и второстепенные детали. Вторичные тексты могут создаваться в результате сжатия и развёртывания оригинального текста. В процессе сжатия появляются аннотация, тезисы, реферат, и конспект, в процессе развёртывания – комментарии. Для того, чтобы создать любую разновидность вторичного текста, необходимо охватить весь оригинальный текст целиком, но это невозможно сделать без понимания прочитанного. Таким образом, прежде чем начать писать аннотацию, тезисы, реферат или конспект, необходимо понять исходный текст, в том числе определить область знаний, к которой относится текст. После того, как текст прочитан и понят, наступает очередь воспроизведения полученной информации. Специфика воспроизведения текста зависит от вида компрессии и может принимать формы аннотации, тезисов, реферата, рецензия. Эти формы различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.
Реферирование научных текстов по специальности
Реферирование – процесс работы с текстом-оригиналом, включающий осмысление текста, преобразование информации и создание вторичного текста. Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. 1. Репродуктивные рефераты бывают двух видов – реферат-конспект и реферат-резюме. ● Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения. ● Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста. 2. Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом. ● Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, даёт сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
● Реферат-доклад имеет развёрнутый характер, наряду с анализом информации, приведённой в первоисточнике, даёт объективную оценку состояния проблемы. Составление реферата – это не простое сокращение текста за счёт исключения отдельных абзацев источника. Цель реферирования – создать вторичный текст на основе текста-оригинала. При составлении реферата следует избегать обильного цитирования, поскольку реферат не равен конспекту. Составлению реферата предшествует внимательное чтение текста и выделение в нём основной информации. Способствует этому выделение ключевых слов в каждом абзаце текста. Ключевыми словами являются научные термины или словосочетания, которые в логической последовательности уже сами по себе схематично передают основное содержание текста. В зависимости от объёма реферата текст обычно сокращается за счёт комментирующей части абзаца. Выделив ключевые слова и главные абзацные фразы, можно приступать к составлению реферата. Для этого используются специальные стандартные выражения (клише). Выбор клише зависит от содержания текста-источника. Текст может представлять собой: анализ, изложение теории, классификацию, обзор, оценку, характеристику и др. В зависимости от этого формулируется первая фраза реферата. Например: – Статья представляет собой обзор различных направлений... – В статье обобщается опыт... – В книге описана методика... – В статье обосновывается принцип... – В работе анализируются различные подходы к решению проблемы... – В статье рассматриваются вопросы... Продолжение клише, т.е. формулирование сути статьи и её основных проблем, делается на основе ключевых слов и главных абзацных фраз источника. При этом полезно использовать так называемые слова обобщённо-абстрактного значения: обзор, подходы, методика и др., которые нередко отсутствуют в источнике, т. е. автор статьи не использовал их при написании своей работы. Как и любой научный текст, реферат имеет определённую композицию: 1. Вступление. Задачи вступления: дать исходные данные текста (название оригинального текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, учёная степень, учёное звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике. 3. Анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить своё мнение по поводу суждений автора первоисточника. 4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста. Детализированный план реферата: 1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание). 2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография...) посвящена... (теме, вопросу, проблеме). 3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... (трех разделов и т.п.). 4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:
5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п. 6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения: ● Статья предназначена для специалистов в области... ● Представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п. Таким образом, реферат имеет следующие признаки: ● содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника; ● содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок; ● имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|