Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аннотирование научных текстов по специальности




 

Аннотирование – это процесс создания вторичного текста, требующий умения проводить компрессию текстового материала, выделять главное, кратко формулировать основные идеи первичного текста, абстрагируясь от манеры автора.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), её содержания и назначения. Текст аннотации отличается лаконичностью, высоким уровнем обобщения информации, представленной в первичном документе. В тексте аннотации не следует использовать сложные синтаксические конструкции, которые препятствуют восприятию. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция.

Аннотации выполняют две основные функции:

· сигнальную (подаётся информация о документе, что даёт возможность установить основное его содержание и назначение, решить, стоит ли обращаться к полному тексту труда);

· поисковую (аннотация используется в информационно-поисковых, в частности, автоматизированных системах, для поиска конкретных документов).

Аннотация состоит из двух частей: библиографического описания и собственно текста. Аннотация не раскрывает содержание научного источника, а лишь информирует о наличии научного текста определённого содержания и характера. Аннотация позволяет пользователю составить предварительное представление о незнакомой для него научной публикации и тем самым помогает в поиске, отборе и систематизации необходимой информации.

По функциональному назначению аннотации бывают справочные и рекомендательные.

Справочная аннотация уточняет заголовок и сообщает сведения об авторе, содержание, жанр и другие особенности документа, которые отсутствуют в библиографическом описании.

Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать, заинтересовывать, убеждать в целесообразности прочтения документа, поэтому в рекомендательных аннотациях присутствуют методические рекомендации и советы, по объёму они больше, чем справочные.

По объёму и глубине различают аннотации описательные и реферативные.

Описательные аннотации обобщённо характеризуют содержание первичного документа и подают перечень основных его тем, отвечают на вопрос: о чём сообщается в документе?

Реферативные аннотации не только подают перечень основных тем, но и раскрывают их содержание. Они отвечают на два вопроса: о чём сообщается в основном документе и что именно сообщается.

Аннотация имеет две обязательные части:

1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

2. Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

а) композиция, структура первичного текста;

б) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише:

1. Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается...

В книге изложены…

Статья посвящена...

В статье даются …

В основу работы положено...

Автор останавливается на следующих вопросах...

Автор затрагивает проблемы...

Цель статьи – показать...

Цель автора – объяснить (раскрыть)...

Целью статьи является изучение...

Автор ставит своей целью проанализировать...

2. Композиция работы:

Книга состоит из... глав (...частей)...

Статья делится на... части

В книге выделяются... главы

3. Назначение текста:

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)...

Сборник рассчитан...

Предназначается широкому кругу читателей...

Для студентов, аспирантов...

Книга заинтересует…

 

Рецензия и отзыв как жанровые разновидности научной речи

Рецензияэто критическая оценка статьи (книги). Основное назначение рецензии – информировать о печатном произведении, дать представление о нём, показать его назначение, возможность использования.

Отзывэто общая характеристика работы без подробного анализа, содержащая практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание учёной степени.

Рецензия и научный отзыв относятся к научно-критическим текстам. Их общими отличительными признаками являются обсуждение, критический разбор и оценка научного исследования, изложенного в текстовой форме. Однако довольно часто возникает вопрос: в чём между ними разница? Разница обусловливается объектом и задачей критического анализа.Научный отзыв (заключение о возможности опубликования) пишется главным образом на научные работы, предлагаемые к публикации, для него характерна анонимность эксперта и недоступность широким академическим кругам. Рецензия же составляется конкретным лицом (не анонимом) на уже опубликованные труды и имеет публичный характер.

Структура рецензии

В содержательной структуре текста рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей):

Предмет анализа Указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, рацпредложение, статью, диссертацию, монографию и т.д.; приводятся выходные данные. Для пишущего рецензию важно уяснить, к какому жанру относится анализируемый текст, так как от этого будут зависеть его общая оценка и выводы о значимости работы.
Актуальность темы Отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение для решения современных проблем в той или иной области знания, культуры и т. д.
Краткое содержание Важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее, т. к. краткое изложение содержания работы сочетается в рецензии с его критическим анализом и оценкой.
Оценочная часть Обычно в начале даётся общая оценка с точки зрения соответствия рецензируемой работы тем требованиям, которые предъявляются к тому или иному жанру. Отмечаются достоинства: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов, наличие примеров, иллюстраций, схем и т. п., знание литературы по излагаемой теме, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения по спорным вопросам, стиль изложения и т. д., – после чего рецензент переходит к критическим замечаниям. Выявляются недостатки, недочёты. Их перечисление не должно превращать рецензию в критический «разнос»; все замечания делаются в корректной форме, возможно, в виде пожеланий и рекомендаций.
Выводы Формулируются с учетом жанра рецензируемой работы. Отмечаются значимость работы, её место в ряду уже существующих по данной проблематике, практическая ценность, область применения полученных в исследовании результатов и т. д.

Модель типовой рецензии

I. Вводная часть рецензии Общая проблематика · Одним из наиболее актуальных направлений в изучении... является... · в последнее время появилось множество публикаций на указанную тему, к работам, рассматривающим тему..., относится и статья Иванова И. И. · автор статьи – известный физик (биолог, филолог, журналист, правовед)...
II. Общая характеристика статьи Тема статьи · статья посвящена теме, проблеме, вопросу; · работа представляет собой анализ, обзор, обобщение, изложение, описание, исследование... в статье речь идёт, говорится, рассматривается, дается оценка, анализируется...автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, называет, показывает, освещает, обобщает... · в работе автора... в рецензируемой работе... в предмете анализа...
Актуальность · работа посвящена актуальной теме.. · актуальность темы обусловлена.. · актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...
  Композиция статьи · сущность проблемы статьи заключается, сводится... · центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых) результатов, является... · в статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о... · рассматриваемая статья состоит из... частей (частей) · делится на... части, начинается, заканчивается...
  Достоинства работы · к достоинствам работы относятся аргументация автора, новый (комплексный) подход к решению проблемы, самостоятельность исследований, творческий характер, ценные сведения, экспериментальные положения, убедительные доказательства… · автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его... · безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...). · автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты... · работа, бесспорно, открывает...
III. Оценка работы Недостатки работы · вызывают возражения, сомнения следующие факты... · автор не раскрывает содержания, противоречит, упускает из виду, не подтверждает выводов фактами, необоснованно утверждает... · в статье содержатся общеизвестные истины, противоречивые положения, необоснованные утверждения... · вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том... · к недостаткам (недочётам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...). · работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями... · существенным недостатком работы является... · отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечный результат работы... · отмеченные недочёты работы не снижают её высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора.. · упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...
IV. Выводы Оценивая работу в целом... Таким образом... · Оценивая работу в целом... · Суммируя результаты отдельных глав… · Таким образом, рассматриваемая работа… · можно утверждать, нельзя не согласиться... · необходимо сказать, хотелось бы подчеркнуть, можно отметить... · в статье убедительно доказано, получили исчерпывающее освещение... · изложенные в статье вопросы, проблемы... представляют интерес не только для..., но и для... · представляется, что в целом статья... имеет важное значение... · работа может быть оценена положительно, а её автор заслуживает искомой степени... · работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а её автор, несомненно, достоин искомой степени... · работа удовлетворяет всем требованиям..., а её автор, безусловно, имеет определённое (законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...

 


[1] Подборка сведений по теме составлена из материалов учебного пособия Оспановой Б. Р. Научный стиль речи как аспект обучения языку специальности: учебное пособие. Издательство "Академия Естествознания", 2013 год и сайта http://www.ronl.ru/knigi/promyshlennost-proizvodstvo/834017/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...