Аннотирование научных текстов по специальности
Аннотирование – это процесс создания вторичного текста, требующий умения проводить компрессию текстового материала, выделять главное, кратко формулировать основные идеи первичного текста, абстрагируясь от манеры автора.
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), её содержания и назначения. Текст аннотации отличается лаконичностью, высоким уровнем обобщения информации, представленной в первичном документе. В тексте аннотации не следует использовать сложные синтаксические конструкции, которые препятствуют восприятию. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция.
Аннотации выполняют две основные функции:
· сигнальную (подаётся информация о документе, что даёт возможность установить основное его содержание и назначение, решить, стоит ли обращаться к полному тексту труда);
· поисковую (аннотация используется в информационно-поисковых, в частности, автоматизированных системах, для поиска конкретных документов).
Аннотация состоит из двух частей: библиографического описания и собственно текста. Аннотация не раскрывает содержание научного источника, а лишь информирует о наличии научного текста определённого содержания и характера. Аннотация позволяет пользователю составить предварительное представление о незнакомой для него научной публикации и тем самым помогает в поиске, отборе и систематизации необходимой информации.
По функциональному назначению аннотации бывают справочные и рекомендательные.
Справочная аннотация уточняет заголовок и сообщает сведения об авторе, содержание, жанр и другие особенности документа, которые отсутствуют в библиографическом описании.
Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать, заинтересовывать, убеждать в целесообразности прочтения документа, поэтому в рекомендательных аннотациях присутствуют методические рекомендации и советы, по объёму они больше, чем справочные.
По объёму и глубине различают аннотации описательные и реферативные.
Описательные аннотации обобщённо характеризуют содержание первичного документа и подают перечень основных его тем, отвечают на вопрос: о чём сообщается в документе?
Реферативные аннотации не только подают перечень основных тем, но и раскрывают их содержание. Они отвечают на два вопроса: о чём сообщается в основном документе и что именно сообщается.
Аннотация имеет две обязательные части:
1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.
2. Адресат аннотируемого текста.
Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:
а) композиция, структура первичного текста;
б) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише:
1. Характеристика содержания текста:
В статье (книге) рассматривается...
В книге изложены…
Статья посвящена...
В статье даются …
В основу работы положено...
Автор останавливается на следующих вопросах...
Автор затрагивает проблемы...
Цель статьи – показать...
Цель автора – объяснить (раскрыть)...
Целью статьи является изучение...
Автор ставит своей целью проанализировать...
2. Композиция работы:
Книга состоит из... глав (...частей)...
Статья делится на... части
В книге выделяются... главы
3. Назначение текста:
Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)...
Сборник рассчитан...
Предназначается широкому кругу читателей...
Для студентов, аспирантов...
Книга заинтересует…
Рецензия и отзыв как жанровые разновидности научной речи
Рецензия – это критическая оценка статьи (книги). Основное назначение рецензии – информировать о печатном произведении, дать представление о нём, показать его назначение, возможность использования.
Отзыв – это общая характеристика работы без подробного анализа, содержащая практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание учёной степени.
Рецензия и научный отзыв относятся к научно-критическим текстам. Их общими отличительными признаками являются обсуждение, критический разбор и оценка научного исследования, изложенного в текстовой форме. Однако довольно часто возникает вопрос: в чём между ними разница? Разница обусловливается объектом и задачей критического анализа.Научный отзыв (заключение о возможности опубликования) пишется главным образом на научные работы, предлагаемые к публикации, для него характерна анонимность эксперта и недоступность широким академическим кругам. Рецензия же составляется конкретным лицом (не анонимом) на уже опубликованные труды и имеет публичный характер.
Структура рецензии
В содержательной структуре текста рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей):
| Предмет анализа
| Указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, рацпредложение, статью, диссертацию, монографию и т.д.; приводятся выходные данные. Для пишущего рецензию важно уяснить, к какому жанру относится анализируемый текст, так как от этого будут зависеть его общая оценка и выводы о значимости работы.
|
| Актуальность темы
| Отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение для решения современных проблем в той или иной области знания, культуры и т. д.
|
| Краткое содержание
| Важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее, т. к. краткое изложение содержания работы сочетается в рецензии с его критическим анализом и оценкой.
|
| Оценочная часть
| Обычно в начале даётся общая оценка с точки зрения соответствия рецензируемой работы тем требованиям, которые предъявляются к тому или иному жанру. Отмечаются достоинства: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов, наличие примеров, иллюстраций, схем и т. п., знание литературы по излагаемой теме, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения по спорным вопросам, стиль изложения и т. д., – после чего рецензент переходит к критическим замечаниям. Выявляются недостатки, недочёты. Их перечисление не должно превращать рецензию в критический «разнос»; все замечания делаются в корректной форме, возможно, в виде пожеланий и рекомендаций.
|
| Выводы
| Формулируются с учетом жанра рецензируемой работы. Отмечаются значимость работы, её место в ряду уже существующих по данной проблематике, практическая ценность, область применения полученных в исследовании результатов и т. д.
|
Модель типовой рецензии
| I. Вводная часть рецензии
| Общая проблематика
| · Одним из наиболее актуальных направлений в изучении... является...
· в последнее время появилось множество публикаций на указанную тему, к работам, рассматривающим тему..., относится и статья Иванова И. И.
· автор статьи – известный физик (биолог, филолог, журналист, правовед)...
|
| II. Общая характеристика статьи
| Тема статьи
| · статья посвящена теме, проблеме, вопросу;
· работа представляет собой анализ, обзор, обобщение, изложение, описание, исследование... в статье речь идёт, говорится, рассматривается, дается оценка, анализируется...автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, называет, показывает, освещает, обобщает...
· в работе автора... в рецензируемой работе... в предмете анализа...
|
| Актуальность
| · работа посвящена актуальной теме..
· актуальность темы обусловлена..
· актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...
|
|
| Композиция статьи
| · сущность проблемы статьи заключается, сводится...
· центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых) результатов, является...
· в статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...
· рассматриваемая статья состоит из... частей (частей)
· делится на... части, начинается, заканчивается...
|
|
| Достоинства работы
| · к достоинствам работы относятся аргументация автора, новый (комплексный) подход к решению проблемы, самостоятельность исследований, творческий характер, ценные сведения, экспериментальные положения, убедительные доказательства…
· автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его...
· безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...).
· автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты...
· работа, бесспорно, открывает...
|
| III. Оценка работы
| Недостатки работы
| · вызывают возражения, сомнения следующие факты...
· автор не раскрывает содержания, противоречит, упускает из виду, не подтверждает выводов фактами, необоснованно утверждает...
· в статье содержатся общеизвестные истины, противоречивые положения, необоснованные утверждения...
· вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том...
· к недостаткам (недочётам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...).
· работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...
· существенным недостатком работы является...
· отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечный результат работы...
· отмеченные недочёты работы не снижают её высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..
· упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...
|
| IV. Выводы
| Оценивая работу в целом...
Таким образом...
| · Оценивая работу в целом...
· Суммируя результаты отдельных глав…
· Таким образом, рассматриваемая работа…
· можно утверждать, нельзя не согласиться...
· необходимо сказать, хотелось бы подчеркнуть, можно отметить...
· в статье убедительно доказано, получили исчерпывающее освещение...
· изложенные в статье вопросы, проблемы... представляют интерес не только для..., но и для...
· представляется, что в целом статья... имеет важное значение...
· работа может быть оценена положительно, а её автор заслуживает искомой степени...
· работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а её автор, несомненно, достоин искомой степени...
· работа удовлетворяет всем требованиям..., а её автор, безусловно, имеет определённое (законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...
|
[1] Подборка сведений по теме составлена из материалов учебного пособия Оспановой Б. Р. Научный стиль речи как аспект обучения языку специальности: учебное пособие. Издательство "Академия Естествознания", 2013 год и сайта http://www.ronl.ru/knigi/promyshlennost-proizvodstvo/834017/
Воспользуйтесь поиском по сайту: