Сравнение методов управления человеческими ресурсами в Европе, США и Японии
То, что предлагает на практике специалисту по персоналу « европейский» подход к управлению человеческими ресурсами, отражено в табл. 10. В первом столбце отражен традиционный подход к кадровому менеджменту, до сих пор находящий широкое применение в европейском регионе и в США. Во втором столбце представлены основные характеристики нормативной концепции управления человеческими ресурсами, общепринятой в США и в этом виде попавшей в Европу. В третьем столбце приблизительно указываются основные отличительные черты управления человеческими ресурсами в его «европейском» виде. Можно с легкостью убедиться, что показатели последнего метода являются комбинацией методов, приведенных в двух предыдущих столбцах, что последний вариант предполагает потенциальную гибкость и толерантность в отношении и того, и другого подхода. Таблица 10. Сравнение традиционного подхода к персоналу, американской нормативной модели и европейского варианта управления человеческими ресурсами
Сравнение особенностей управления в американских и японских компаниях приведено в табл. 11 Таблица 11. Основные характеристики управления
Системная природа стран, народов, культур, организаций требует восприятия данных моделей только как очень общих и ориентировочных. На самом деле каждая отдельная организация, так же, как страна, народ, общность, обладает уникальными качествами, своими особенностями. Можно сказать, что в каждой стране свой капитализм, а в каждой организации своя система управления, и пытаясь воспринять лучшее из опыта иных стан и организаций, следует основываться на глубоком анализе сути «референтных» систем и своей собственной системы, прежде чем заимствовать модели поведения или методы управления. Типы моделей менеджмента Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) или маркетинговое, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое, индивидуалистическое, «информационное». Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов ). Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.
По данным многочисленных публикаций приводим сравнительные правила, составляющие японскую и американскую модели менеджмента приведены в табл.12 Таблица 12 Японская и американская модели менеджмента
Суть японской модели менеджмента была сформулирована американским ученым японского происхождения Уильямом Оучи в его так называемой «теории А и Z»приведена в табл.13. Таблица. 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|