Модели управления людскими ресурсами У. Оучи
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве — основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством. Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.
Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) о рганизация, по мнению У. Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда. На более высоком уровне развития тип «А» и тип «Z» ( как и теория «X» и «Y») повторяют теорию «кнута и пряника ». Понятно, что современная практика отдает предпочтение теориям «Y» и «Z», во всяком случае, все японские и передовые компании других стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают их. Маркетинговая модель менеджмента Суть маркетинговой модели — новой «философии» управления определяется следующими моментами: - ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального); - фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как «клан»; - фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель. Сравнительная характеристика рассмотренных моделей менеджмента приведена в табл.14 Таблица 14 Характеристика основных типов управления (по Оучи)
Новая философия управления основана на системном и ситуационном подходах. Фирма — «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т.п.). Специалисты справедливо считают, что не существует единой идеальной модели менеджмента, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторо в, которые определяют выбор управленческой модели :
- размер фирмы; - характер продукции; - характер среды, в которой она действует. С точки зрения последнего фактора выделяют следующие модели управления: - модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде; - модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка; - модель в условиях динамичного научно-технического прогресса; - модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели менеджмента. Это непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и ее среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|