Условия и механизмы формирования эстетической ценности в массовом сознании.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение. Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности и всего массового сознания, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, мне кажется можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. На понятийном уровнеэстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.
Социально-психологический аспект формирования эстетической ценности. Сознание и потребность, отношение и действие - все это система чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности, характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды, представления, понятия, художественное творчество во всех его видах, материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д. Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни общества. В полной мере эстетические ценности являются достоянием элиты. Эстетические же потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом "массовой культурой". Но мне кажется, что эстетические ценности архитектуры во многом определяются особенностями массового потребления. Исследование социологических и социально- психологических проблем последнего имеет поэтому фундаментальное значение для их понимания. Здания и сооружения, образуя неотъемлемые элементы повседневной жизни, во многом определяют и образное своеобразие человека. Они служат не только устроению вещного мира в соответствии с художественными программами, но становятся и средством выражения жизненной позиции потребителя и его социокультурной ориентации. Архитектура адресована широким слоям населения, оказывая влияние на общий уровень эстетического сознания. Однако массовое сознание не всегда готово воспринять эстетическую ценность, особенно если речь идет о новом и непривычном.
Оценку произведений искусства могут подчинить своему авторитету профессионалы и «знатоки», предлагая суждения, претендующие на общезначимость. Их давление на публику становится эффективной тактикой изменения массового вкуса, причем мнение рядовых потребителей, высказывающих эстетическое суждение, далеко не всегда оказывают влияние на судьбу произведений. Включение или не включение того или иного произведения в канон, вероятнее всего, имеет явное социальное значение, потому что каждая культурно - социальная группа так или иначе разделяет эстетические пристрастия, имеющие существенное значение для формирования этой группы и поддержания ее единства. Постоянное воздействие развитой системы средств массовой коммуникации и рекламы приводят к внедрению в массовое сознание новых социокультурных значений и эстетических представлений, предлагая все новые образы вещей и эталоны моды. В конечном итоге и на их основе, а не только стихийно, складываются вкусы. Поэтому в основе решения потребителем вопроса о том, что красиво и что нет, чаще лежат скорее социопсихологические, чем искусствоведческие критерии. При изучении процессов, протекающих в массовом потреблении, на первый план выдвигаются такие явления, как престижное потребление, социальный символ, мода и кич, играющие значительную, а иногда и определяющую роль в формировании и трансформации эстетической ценности в сфере массового сознания и поведения.
Эстетическую ценность связывают то с субъективными переживаниями воспринимающего индивида, то с объективными характеристиками общественно значимого предмета. Однако ни психологические, ни объективно-социологические исследования эстетического до сих пор не имели решающего успеха, хотя и добавили многое к пониманию эстетического восприятия и зависимости эстетического сознания от конкретных социально-исторических обстоятельств. Эти исследования ясно показали, что эстетическая ценность не может быть отнесена только к индивиду или только к некоторой культуре. Представление о формировании эстетической ценности в массовом сознании должно объединять в себе оба эти аспекта ее существования. Условия и механизмы формирования эстетической ценности в массовом сознании. Процесс формирования эстетической ценности в деятельности проектировщика может рассматриваться как процесс художественного моделирования. Но в массовом сознании эстетическая ценность формируется как бы в стихийном процессе под воздействием многих сил, действующих в культуре. Для сохранения и воспроизводства эстетической ценности в меняющихся обстоятельствах общественного бытия необходим ряд условий. В их число входят не только эстетические установки, потребности и ситуации, но и способность эстетического суждения, без которой любые установки останутся нереализованными, потребности – неосознанными, а эстетические ситуации – неосуществленными. Формирование эстетической ценности происходит как движение в многослойной структуре, где относительно независимое функционирование и развитие эстетических потребностей, установок, ситуаций и способности эстетического суждения соединено с их взаимодействием, возникновением и изменением одного на основе другого. Процесс формирования эстетической ценности включает в себя внутреннюю субъективную составляющую (эстетические установки и потребности, способность эстетического суждения) и внешнюю, объективную составляющую (эстетические ситуации).
Возникновение эстетической потребности и эстетической установки – лишь первая стадия процесса формирования эстетической ценности в системе культуры. Следующая стадия процесса – рефлекторно-оценочный, где эстетическая ценность покоится не просто на эстетическом чувстве, а имеет под собой осознанные, поддающие выявлению и анализу критерии оценки. Третья стадия формирования эстетической ценности предполагает столь развитую способность эстетического суждения, которую не могут удовлетворить наличные эстетические ситуации. На этой стадии возникает потребность в принципиально новой эстетической ценности, расширяющей рамки нормативной системы. М. С. Каган выделяет в эстетической ценности собственно эстетическую и художественную ценности как две составляющие. В художественной ценности интерес потребителя относится не к собственно художественному произведению, а к объекту художественного отражения. В практико-эстетической ситуации произведения архитектуры как бы сливаются с объектом отражения. Процесс формирования эстетической ценности не может быть выведен из практики производства и существующих утилитарных потребностей. Эстетическая деятельность – выделилась в особую сферу общественного производства, а эстетические потребности стали равноправны с другими духовными и материальными потребностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|