Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К проблеме типологии образа иностранца




Глава I

Маруневич

Особенности восприятия иных этносов с точки зрения наивного сознания.

Представления об уникальности этноса создаются через определение культурных и конфессиональных различий. При этом в оценке этнически чужого преобладает негативное отношение. Способствуют формированию стереотипов этнические легенды, переосмысливающие реальные или мифологические особенности национального характера.

Иностранный язык часто непонятен и неблагозвучен для наблюдателя из другой языковой среды. Представителям иной культуры часто приписываются такие аномальные свойства, как высокий рост и сила, превосходящая человеческую. Образ иностранца так же характеризуется набором зооморфных признаков.

Для русского вероисповедание зачастую важнее национальности. К концу XX века произошло укрепление демократических тенденций, но сохранилось убеждение в превосходстве своей религии. Значительна для народного сознания тождественность иных этносов и потустороннего мира. Это может быть объяснено тем, что в некоторых легендах прародителем наций выступает чёрт. В народном представлении запах также служит средством определения чужого.

Закрепившийся в языке образ чужого служит средством самопознания нации. В народном сознании он определяется представлением о своей культуре как об единственно правильной и имеет мифологизированную основу. Негативная оценка продиктована архаичными верованиями в опасность чужаков, при этом различий внутри группы иностранцев не делается.

 

Забровский А. П.

К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ОБРАЗА ИНОСТРАНЦА

Наличие большого количества героев-иностранцев в русской литературе обусловлено значимостью вопроса о взаимоотношениях между Россией и Европой. После реформ Петра I русская культура подверглась влиянию западной, и это нашло отражение в творчестве русских писателей.

В русской литературе сложно найти иностранца, образ которого нёс бы позитивную программу. В противопоставлении иностранца и русского последний имеет больше прав называться положительным. Это позволяет писателям заострить внимание на проблемах своего народа.

Реформы Петра I послужили стимулом для определения своеобразия русской культуры. Грибоедовым были определены вопросы национального достоинства и характера просвещения. В творчестве Грибоедова и Пушкина можно обнаружить сатирическую оценку не столько иностранцев, сколько русских, слепо подражающих западным образцам.

В русской литературе среди всех иностранцев немцы, французы, англичане и итальянцы выделяются наиболее чётко и обладают набором ярко выраженных национальных черт. Представители именно этих народов оказали большое влияние на русскую культуру. Чаще в литературе описываются немцы. Так, определяющие черты Германна в повести «Пиковая дама» – экономичность и расчетливость, причём последняя дана у Пушкина как национальная немецкая особенность.

«Благоразумие» и приверженность теории типичны для немецких военных в повести Пушкина «Капитанская дочка» и романе Толстого «Война и мир». Кроме того, Толстой выделяет такое качество, как самоуверенность, основа которой – научное знание. Автор отмечает, что Пушкин и Толстой изображают немцев в сатирическом ключе с элементами драматизма. В «Невском проспекте» же они изображаются исключительно комически и гротескно. Н. В. Гоголь называет точность и аккуратность типичными чертами немцев. Традицию Гоголя продолжает Н. С. Лесков. В рассказе «Железная воля» он противопоставляет волю Гуго Пекторалиса и безволие Сафроныча, не идеализируя соотечественника, однако считая, что ограниченная принципиальность немца ещё хуже. Из всех персонажей-немцев, изображённых в русской литературе, Штольц мог бы претендовать на роль положительного героя, но этому мешает ограниченный практицизм. Проблема романа «Обломов» в сочетании избытка духовности и недостатка деятельности.

Пожалуй, для всех изображаемых европейцев характерно нежелание понять и принять русскую жизнь, культуру, язык. Это порождает возможности для создания комических ситуаций. Писатели показывают иностранцев глазами русских, но также видят недостатки последних.

Изображение иностранца – это способ сопоставления культур, но кроме того ещё и возможность увидеть Россию со стороны. Отрицание своей культуры привело к созданию в России противоречий, не разрешённых до сих пор.

С образом иностранца связан круг как бытовых, так и онтологических проблем. Проблема добра и зла связана не только с образом иностранца, но можно сказать, что с данным образом она связана в первую очередь. Причина этого кроется в отношении к человеку из иного культурного пространства, которого можно отличить даже по внешнему виду.

Автор выделяет другую типологическую характеристику – он несёт в себе зло, поскольку его влияние на русскую культуру негативно. Последние четыреста лет Россия противопоставляется западу, а не востоку. Старшинство европейской культуры придаёт героям-европейцам авторитет архетипа, расширяет проблему до общемировой. Становление классической русской культуры происходило сначала путём заимствования европейской культуры, а затем преодоления её влияния.

В статье рассмотрено несколько типов иностранцев, описанных русскими писателями. Они, как правило, изображаются сатирически, высмеиваются мифологические стороны национальных характеров. Через образы иностранцев русская культура пытается осмыслить и преодолеть недостатки русского народа и сохранить своё своеобразие. Автор считает, что нет ничего обидного в специфике изображения иностранцев в русской литературе. При взаимодействии народов выделяются черты, которые, возможно, следует преодолеть.

 

Канарская

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...