Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности культуры Израиля




 

Литература.

Поощрением развития литературы в Израиле и охраной прав литераторов занимается Союз ивритских писателей Израиля, основанный в 1921 г. как Союз ивритских писателей в Эрец-Исраэль. С 1974 г. он объединяет союзы писателей, пишущих на иврите, арабском, идиш, русском языках, а также отдельных авторов, творящих на других языках и не имеющих своих союзов. В 1961 г. был создан Институт перевода литературных произведений с иврита на иностранные языки. Широко распространены переводы на иврит классиков мировой литературы и значительных произведений современных писателей почти всех стран мира. В Израиле действуют книжные издательства, выпускающих книги на иврите, английском, арабском, идиш, русском и других языках, выходят свыше десяти литературно-художественных и общественно-литературных журналов (в том числе на иврите, идиш, русском и арабском языках). Пропаганде литературы на иврите посвящена Неделя ивритской книги - чрезвычайно популярная книжная ярмарка, проводимая ежегодно весной в городах и поселениях

Театр.

Зарождению профессионального театра в Эрец-Исраэль предшествовали любительские спектакли в Яффе «Шуламис» по А. Гольдфадену (1894, на идиш) и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1905, в переводе на иврит), а затем выступления главным образом в Яффе и Иерусалиме между 1907 г. и началом Первой мировой войны труппы «Любители драматического искусства», созданной М. Гнесином. В 1921-27 гг. в Тель-Авиве действовал профессиональный «Театрон иври», а с 1925 г. также «Театрон Эрец-Исраэль», влившийся в 1928 г. в «Хабиму», которая в 1932 г. окончательно обосновалась в стране, и рабочий театр «Охел» (закрылся в 1969 г.). В 1927 г. возник театр миниатюр «Кумкум», вскоре преобразованный в сатирический театр «Мат’ате» (1928-54). Одновременно с ним функционировал эстрадный театр «Ли-Ла-Ло». Ныне существующие репертуарные театры Израиля - Национальный (с 1958 г.) театр «Хабима» и «Камери» (с 1944 г.) в Тель-Авиве, «Хан» (с 1973 г.) в Иерусалиме, Хайфский городской театр (с 1961 г.) и Беер-Шевский городской театр (с 1976 г.), а также детские кукольные театры и Государственный детский и молодежный театр (с 1964 г.) в Тель-Авиве - получают дотации от государства и муниципалитетов. Финансовой поддержкой пользуются также экспериментальные театры - «Паргод» в Иерусалиме, «Квуцат ха-театрон» в Яффе (квартал Неве-Цедек), труппа культурно-просветительского центра «Бет-Лесин» в Тель-Авиве и другие, начало которым было положено основанной в 1958 г. недолговременной труппой «Завит». Значительное число спектаклей (особенно на идиш) осуществляются труппами частных импресарио. Актеров готовят отделения театра в Еврейском университете в Иерусалиме и в Тель-Авивском университете, школа сценического искусства и кино «Бет-Цви» в Рамат-Гане, театральная школа им. Н. Натива «Студио ле-мисхак» и Школа драмы при киббуцном семинаре в Тель-Авиве, и другие. С 1933 г. (с перерывом в 1949-58 гг.) в Иерусалиме выходит театральный журнал «Бама». В Иерусалиме и Тель-Авиве имеются театральные архивы (в том числе имени Ш. Михоэлса) и музеи театрального искусства. В праздник Суккот в Акко проводится приобретающий все большую популярность фестиваль «Театрон ахер», в котором участвуют группы актеров, ищущие новые пути развития сценического искусства. Общеизраильский профессиональный союз актеров и режиссеров входит в Организацию артистов Израиля (Иргун омманей Исраэль), объединяющую деятелей всех видов искусства. Десятки любительских трупп группируются вокруг Израильского центра любительской сцены.

Музыка.

Музыкальные школы Тель-Авива «Консерватория Шуламит» (основана в 1910 г.) и «Бет-левиим» (основана в 1914 г.), а также музыкальные школы в Иерусалиме (с 1918 г.) и Хайфе (с 1928 г.) были на первых порах важными очагами музыкального просвещения. В 1923 г. М. Голинкин организовал первую в Эрец-Исраэль оперную труппу (выступала до 1928 г.), опыт которой в вокальном освоении иврита для классического репертуара наследовали последующие коллективы вплоть до Израильской национальной оперы (1947-82) под руководством Эдис де Филипп (1917-78). С 1924 г. проводились регулярные концерты в Иерусалиме, а с 1925 г. в Тель-Авиве по инициативе И. Энгеля. В 1926 г. был создан Институт по распространению музыки. С 1927 г. начались концерты Палестинского симфонического оркестра и других ансамблей. Значительным событием было создание Б. Губерманом оркестра в 1936 г. как высокопрофессионального музыкального коллектива, получившего всемирное признание. В том же году был основан симфонический оркестр радио (ныне Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения), позднее - симфонические оркестры Рамат-Гана (1953), Хайфы (1956), Холона, Нетании (1973), Беер-Шевы («Симфониетта», 1974), объединения киббуцов (1971), Израильский камерный оркестр (1965), а также эстрадные, симфонические, духовые оркестры и инструментальные ансамбли Гадны, Армии обороны Израиля, полиции, «Оркестр на набережной» в Тель-Авиве, оркестр струнных инструментов в молодежном поселении Меир-Шфея и другие, играющие систематически (главным образом симфонические оркестры) или периодически. С симфоническими оркестрами часто выступают ведущие дирижеры и солисты США и Европы. Концерты и концертные постановки опер проходят главным образом в залах «Театрон Иерушалаим» и «Биньяней ха-умма» в Иерусалиме, в концертном зале имени Ф. Манна и в зале «Алхамбра» в Тель-Авиве - Яффа, в Общественном центре имени Дж. Ротшильда в Хайфе.

Первые певческие ансамбли (в том числе хор гимназии «Герцлия», ставший уже в конце 1910-х гг. частью концертной жизни Тель-Авива) расценивались их создателями главным образом как одно из средств внедрения иврита в массы. Этапной была деятельность капеллы, исполнявшей (с 1927 г.) оратории на иврите. Ее опыт наследовали Камерная капелла (основана в 1942 г.; ныне Филармонический хор Тель-Авива), Национальный хор «Риннат» (основан в 1955 г.), Камерный хор в Тель-Авиве (основан в 1978 г.), хор Академии имени С. Рубина в Иерусалиме, Объединенный хор киббуцов, детский хор имени Цадикова при совете профсоюзов Тель-Авива и другие. Среди сотен певческих ансамблей выделяются хор главного раввина Армии обороны Израиля, театрализованный ансамбль «Гев‘атрон», ансамбли «Пинна ба-‘Эмек» и «Эшколит». Значительное число эстрадных и джазовых ансамблей сопровождают выступления популярных певцов. Фестивали ивритской песни проводятся ежегодно в Араде, периодически в различных местах - фестивали песен восточных общин, хасидские песни и другие.

В стране имеются десятки консерваторий (музыкальных школ), два училища, готовящих преподавателей (в Тель-Авиве и при киббуцной семинарии «Ораним» близ ‘Кирьят-Тивона <http://www.eleven.co.il/article/12099>), Академии музыки и танца (вузы) имени С. Рубина в Иерусалиме и Тель-Авиве. Кафедры музыковедения действуют в университете Бар-Илан, Тель-Авивском университете, Университете имени Д. Бен-Гуриона в Негеве (Беер-Шева), Хайфском университете <http://www.eleven.co.il/article/14418> и в Еврейском университете в Иерусалиме. С 1975 г. в Иерусалиме (квартал Мишкенот-Шаананим) постоянно открыт устроенный в 1973 г. Музыкальный центр для иностранных музыкантов, где они проводят показательные уроки мастерства с молодыми израильскими исполнителями. Наряду с Общеизраильской федерацией музыкантов, входящей в Хистадрут, и Союзом композиторов Израиля существует Организация музыкальной молодежи. Изданием произведений израильских композиторов занят главным образом Израильский институт музыки (основан в 1961 г.). С 1981 г. действует также предприятие, выпускающее звукозаписи исполнения их произведений. С 1964 г. выходит музыкальный журнал «Гиттит». Богатые коллекции музыкальных инструментов хранятся в музее Академии музыки и танца имени С. Рубина (Иерусалим) и в Музыкальном музее в Хайфе. При этом музее имеется музыкальная библиотека с большим нотным и литературным фондом еврейской музыки. Обширные собрания книг и нот, связанные с еврейской музыкой, сосредоточены в Центральной музыкальной библиотеке (Тель-Авив) и в музыкальном отделе Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме (самое крупное в мире собрание литературы о еврейской музыке).

Танец.

Привезенные выходцами из различных стран танцы разных народов (чешская полька, польский краковяк, украинский казачок, румынская хора и другие), пляски хасидов и йеменских евреев, бытовавшие в местечке шер и фрейлехс, а также усвоенные в Эрец-Исраэль арабская дебка и черкесия (принятый у черкесов Ближнего Востока вариант лезгинки) легли в основу формирования израильского народного танца (главным образом массового танца хора) и хореографических композиций, которые культивировали опиравшиеся на фольклор и на библейские сюжеты ансамбли «Ха-балет ха-танахи» (Иерусалим, 1949), «Инбал» и другие. В их числе танцевальная труппа Хистадрута (с середины 1950-х гг.), ансамбли «Шалом» (основан в 1976 г.) и «Анахну кан» (с начала 1970-х гг.), имеющий собственный хор и оркестр и объединивший репатриантов, участвовавших (до приезда в Иерусалим) в еврейских любительских песенно-танцевальных коллективах Вильнюса, Каунаса и Риги. Кроме того, в стране имеются около 50 любительских ансамблей народного танца и примерно столько же ансамблей танцев различных общин, множество танцевальных кружков, охватывающих свыше 100 тыс. участников. При Хистадруте действуют Отдел народного танца и Общеизраильская центральная комиссия, в ведении которой находится Институт развития танца общин, созданный в 1970-х гг. Гурит Кадман (1900-87). По ее же инициативе в киббуце Далия (12 км к северо-востоку от поселения Зихрон-Я‘аков) в 1944-68 гг. периодически проводились фестивали народного танца (с 1976 г. проходят ежегодно близ узла дорог Цемах у южного берега озера Киннерет).

В 1920-х гг. начали действовать частные школы классического балета и современного танца, выпускники которых становились участниками возникавших время от времени недолговечных танцевальных трупп. Основание ансамблей современного танца «Бат-Шева» (1964) и «Бат-дор» (1968), а также Израильского ансамбля классического балета (1968), способствовало росту популярности балетного искусства. Помимо упомянутых коллективов систематически осуществляют постановки танцевальный ансамбль киббуцов (1969), ансамбль «Кол у-дмама» (где часть танцоров - глухонемые), Иерусалимская студия танца, танцевальный театр «Тамар» (город Рамла) и другие. Часто создаются коллективы танцоров для одноразовых постановок, организуются также сольные выступления танцоров. В 1984 г. в Рамле состоялась встреча оригинальных танцевальных групп.

Танцоров, помимо различных студий, готовят отделения танца Академий имени С. Рубина в Иерусалиме и Тель-Авиве. В Библиотеке танца и музыки (отделения в Тель-Авиве и Иерусалиме) хранятся также видеозаписи танцев.

Кино.

С начала 20 в. и вплоть до 1950-х гг. в Израиле время от времени появлялись ленты местной кинохроники и слабые в художественном отношении игровые фильмы. Основание фирм «Рева» (1950) и «Герцлия» (1951), получавших от Государственной службы информации заказы на документальные фильмы, а с 1953 г. и на учебные от Хистадрута и Министерства обороны, стимулировало развитие израильского кинопроизводства. На основе Закона о поощрении израильского фильма (1954) оно получило поддержку правительства, специально созданного Фонда поощрения высококачественного фильма, а также Министерства торговли и промышленности, основавшего Центр израильского фильма (1967), и Министерства образования, культуры и спорта, при котором имеется Служба израильского фильма, выпускающая как документальные, так и просветительные фильмы. С 1973 г. израильские художественные фильмы стали отмечать на международных фестивалях, а в 1980-х гг. некоторые из них начали закупать кинопрокатные фирмы США.

Кадры киноактеров и режиссеров готовят школа сценического искусства и кино «Бет-Цви» (Рамат-Ган), Школа киноискусства имени С. Шпигеля (Иерусалим, основана в 1989 г.) и театральные факультеты университетов. Проблемами развития и популяризации киноискусства занимаются Институт кинематографии и организация «Кино - молодежи». В Иерусалиме и Тель-Авиве имеются так называемые синематеки, где регулярно демонстрируются шедевры мирового кино. В Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе проходят ежегодные.


Пластические искусства.

Интенсивное строительство еврейских городов и поселений стимулировало развитие израильской архитектурной мысли, воплотившейся после 1948 г. в своеобразии израильской архитектуры <http://www.eleven.co.il/article/10303>, успехи которой получили в 1960-х гг. мировое признание (особенно в области пространственной планировки). Подготовка архитектурных кадров осуществляется главным образом в Технионе <http://www.eleven.co.il/article/14098>. Развитию профессиональной живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства и дизайна способствовало открытие в 1906 г. Школы искусств и ремесел Бецалель <http://www.eleven.co.il/article/10618>. Большая часть художников входят в Союз художников Израиля (основан в 1920 г. как Ассоциация живописцев и скульпторов в Эрец-Исраэль). В 1950-х гг. возникли поселки художников в Цфате <http://www.eleven.co.il/article/14651> и деревня художников Эйн-Ход. Центрами обучения художников, помимо Академии художеств и прикладного искусства Бецалель, дающей высшее художественное образование, являются училища Мехон Авни и Высшая школа искусства живописи в Тель-Авиве, Училище изобразительных искусств в Беер-Шеве и другие. Большая работа по развитию художественных задатков детей и юношества ведется в обширной сети школьных и внешкольных кружков и в особенности - юношеским сектором Израильского музея <http://www.eleven.co.il/article/11769> в Иерусалиме. Дом художника в Иерусалиме, музеи и частные галереи систематически устраивают групповые, персональные и тематические выставки (в среднем около 50 в неделю), а также передвижные - в отдаленных поселениях. С 1972 г. выходит журнал «Циюр у-фиссул», с 1973 г. - на английском языке «Джорнел оф джуиш арт».

Музеи, заповедники и исторические места. Музей, основанный в 1906 г. при Школе искусств и ремесел Бецалель, был первым в Эрец-Исраэль (в 1965 г. включен в состав Израильского музея в Иерусалиме, крупнейшего художественного музея страны). В 1926 г. был основан (открыт в 1931 г.) Музей искусства в Тель-Авиве, а с 1938 г. открыт Археологический музей имени Рокфеллера в Иерусалиме. Большинство музеев были созданы после провозглашения Государства Израиль. В Хайфе открылись: в 1948 г. - Музей древнего искусства, в 1951 г. - Музей современного искусства, в 1961 г. - Музей искусства Японии, а также еще пять музеев, в том числе Морской музей; в Тель-Авиве - Музейон ха-Арец (1958) со значительными собраниями художественного стекла, монет, еврейского искусства и фольклора, материалов по истории города; в Иерусалиме - Музей искусства ислама (1974). Художественные музеи или отделы искусства в составе местных исторических и историко-археологических музеев имеются в ряде городов. Около 1938 г. в киббуце Эйн-Харод <http://www.eleven.co.il/article/15023> возник первый в стране сельский музей - Музей искусства имени художника Х. Атара (1902-53), вслед за которым открылись и другие, в том числе с экспозициями археологических, исторических, природоведческих материалов, связанных с поселением или найденных близ него, а также, как и в различных городах, дома-музеи или мемориальные коллекции, посвященные жизни и творчеству видных писателей, художников, политических и общественных деятелей.

Большое научное и просветительское значение имеют ландшафтные, геологические и другие заповедники <http://www.eleven.co.il/article/11600>, а особенно - исторические места (сооружения, археологические комплексы и т. д.), связанные с описанными в Библии <http://www.eleven.co.il/article/10621>, Талмуде <http://www.eleven.co.il/article/14021> и сочинениях хронистов фактами (в том числе Масада <http://www.eleven.co.il/article/12656>, Геродион <http://www.eleven.co.il/article/11124> и другие), а также с событиями новейшего времени (мемориал Тель-Хай <http://www.eleven.co.il/article/14082>, Арсенальный холм в Иерусалиме и другие). Катастрофе <http://www.eleven.co.il/article/12007> европейского еврейства посвящены мемориал и институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления Яд ва-Шем <http://www.eleven.co.il/article/15194> (Иерусалим; основан в 1953 г.) - исследовательский и документальный центр, Бет лохамей ха-геттаот (Музей борцов гетто; киббуц Лохамей-ха-Геттаот <http://www.eleven.co.il/article/12501>), Музей Катастрофы и героизма (киббуц Яд-Мордехай <http://www.eleven.co.il/article/15198>), «Масуа» - музей памяти юношества, погибшего в Катастрофе (киббуц Тель-Ицхак в Шароне <http://www.eleven.co.il/article/14753>), и музей Ха‘пала в Хайфе.

Закон о музеях (1983) дает полномочия министру образования и культуры устанавливать правила и регулировать стандарты музейного дела в целях его развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...