Влияние религии на менталитет израильтян
Иудаизм, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. - «еврейская религия», от названия Иудейского царства), - религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических <http://sr.artap.ru/monotheism.htm> религий <http://sr.artap.ru/religio.htm> человечества. Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом Иудаизме. В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии Иудаизма: ) храмовый (в период существования Иерусалимского храма); ) талмудический (конец I-VI вв.); ) раввинистический (с VI в. по настоящее время). Современный Иудаизм сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.). На сегодняшний день в Иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (галахи) современного ортодоксального Иудаизма: Танах <http://sr.artap.ru/thane.htm> (т.е. Ветхий Завет <http://sr.artap.ru/v_covenant.htm> в христианском понимании) и Талмуд <http://sr.artap.ru/talmud.htm> (устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Внешние символы Иудаизма: семисвечник (Менора <http://sr.artap.ru/menora.htm>), который, согласно Библии <http://sr.artap.ru/biblos.htm>, стоял в храме <http://sr.artap.ru/hram.htm> Соломона в Иерусалиме; с XIX в. в качестве символа используется также шестиконечная звезда («Звезда Давида», «Могендрвид»).
Основные постулаты Иудаизма были сформулированы законоучителем Рамбамом (Маймонидом, 1113-1204) в виде тринадцати принципов веры. Впоследствии они вошли почти во все сидуры (молитвенники). Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой...»: ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать всё, что делается. ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, един, и нет единства, подобного Его единству. И Он один Бог наш был, есть и будет. ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия. ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, Он - первый и Он - последний. ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует. ....что слова пророков истинны. ....что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него. ...что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, была дана Моше [Моисею] - Учителю нашему, мир праху его. ....что эта Тора не будет изменена и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно. ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их. ....что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто преступает Его заповеди. ....в приход Машиаха. И несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день. ....что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков. Согласно верованиям Иудаизма, Всевышний дал народу Израиля через Моисея <http://sr.artap.ru/moses.htm> (Моше) 613 заповедей, главными из которых являются десять, которые были записаны на каменных скрижалях перстом Божиим (Десятисловие <http://sr.artap.ru/decalog.htm>).
Из этих заповедей иудеи большое внимание уделяют четвертой - заповеди о субботе, которая, по их убеждению, служит знамением завета еврейского народа с Богом. Всем другим людям и народам (неевреям) Иудаизм предлагает принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: если евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (заповедей), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов сынов Ноевых (Торат Бней Hoax). Однако Иудаизм принципиально не занимается миссионерством и считает себя национальной религией еврейского народа. Ключевые представления Иудаизма: Иудаизм провозгласил монотеизм <http://sr.artap.ru/monotheism.htm>, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию, следствием чего является любовь Всевышнего к человеку, стремление помочь ему и уверенность в конечной победе Добра. • Понятие о Боге как совершенном, абсолютном Разуме, Всемогуществе и источнике Благости, Любви и Справедливости. Бог выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. • Понятие о жизни как о диалоге Бога и Человека, ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и всего человечества как единого целого. • Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Всевышним по Своему образу и подобию. • Учение о равенстве всех людей по отношению к Богу: всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Всевышним и даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь. • В то же время у еврейского народа есть особая миссия, заключающаяся в том, чтобы донести Божественные истины до человечества и таким образом помочь всем людям приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Всевышний заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
• Учение о полном господстве духовного начала над материей с признанием духовной ценности и мира материального. Всевышний - безусловный Владыка материи, и он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное предназначение. • Учение о приходе Машиаха (Мессии), когда «наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4). Машиах должен быть прямым потомком царя Давида и, согласно иудейской традиции, будет помазан на царство пророком Илией (Элияху), который был взят на небо живым. • Учение о воскресении <http://sr.artap.ru/v_resurrection.htm> из мертвых в конце дней (эсхатология <http://sr.artap.ru/x_eschatology.htm>), т.е. вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. Многие из этих представлений были восприняты христианством <http://sr.artap.ru/hristianity.htm> и исламом <http://sr.artap.ru/islam.htm>. Основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для религиозных иудеев стал Талмуд. Особенно последовательно соблюдается раздел Моэд, касающийся праздников (Моэд). Годичный цикл праздников открывает Рош Га-шана празднование Нового года, которое приходится на сентябрь - октябрь (1-2 тишрей по евр. календарю). Последующие дни до праздника Йом-Кипур именуются «10 дней раскаяния» и посвящены этическому и религиозному переосмыслению жизни, подготовке к начинающемуся году. тишрей наступает праздник Йом-Кипур - день, когда прощаются грехи, совершенные против Бога, это день поста и молитвы. Считается, что в эти дни Бог решает, кто в наступившем году будет жить, а кто должен умереть. На 15-23 числа месяца тишрея приходится еще один праздничный цикл, включающий в себя три праздника - Суед (праздник кущ, посвященный сбору урожая в Израиле), Шмини-Ацарет (праздник, в котором главным элементом является молитва о дожде) и Симхат-Тора («Радость Торы» - завершение цикла чтения Торы в синагоге и начало нового чтения). В ноябре-декабре (с 25 кислева) празднуется Ханука - праздник в воспоминание о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме в дни восстания под предводительством Маккавеев. В феврале - марте (14 адара) отмечается Пурим - праздник в честь избавления древних евреев от осуществления жестоких замыслов Амана (IV в. до н. э.) (связанные с этим праздником события описаны в библейской Книге Есфирь).
Главный еврейский праздник - Лесах - приходится на март-апрель (15-22 нисана). Возникновение этого праздника описано в Книге Исход, им ознаменовано не только освобождение евреев из египетского плена, но и начало существования евреев как нации. Шавуот, названный в Торе праздником урожая, имеет еще одно, более важное значение - по преданию, в этот день (6 сивана, май-июнь) Бог дал евреям десять заповедей; это праздник ниспослания Торы. Как день траура отмечается 9 ава (конец июля - начало августа) - в этот день были разрушены Первый и Второй храмы. Еженедельно празднуется шаббат - суббота; кроме запрета на всякую работу, с этим днем связан ряд традиционных ритуалов (зажигание свечей, благословения и молитвы). Из ритуалов наиболее значительными считаются «брит-мила» (обрезание) и «бар-мицва» (посвящение 13-летних мальчиков в полноправные члены общины). С середины XIX в. можно говорить о трех тенденциях, которые находят свое выражение в различных философских и религиозно-политических движениях Иудаизма - реформистской, ортодоксальной и консервативной. Сторонники ортодоксального Иудаизма строго привержены тем законам, традициям и формам, которые сложились в раннем Средневековье и сохраняются на протяжении столетий. Реформистский Иудаизм возник в Германии в начале XIX в. как реакция на жесткость ортодоксии. Консервативное движение настаивало на соблюдении всех предписаний, но не отвергало влияния просвещения. В настоящее время в Иудаизме существуют различные направления и секты: ортодоксальный Иудаизм, реформистский Иудаизм, консервативный Иудаизм, реконструктивистский Иудаизм, гуманистический Иудаизм и т.д., различающиеся своим отношением к религиозным традициям и современной культуре. Ортодоксальный Иудаизм считает обязательным соблюдение религиозного закона (галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде «Шулхан арух». Внутри ортодоксального Иудаизма есть несколько направлений - литовское (литваки), хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный Иудаизм, религиозный сионизм. Общее количество последователей в мире - более 4 млн. человек. Реформистский Иудаизм возник в Германии в начале XIX в. как реакция на жесткость ортодоксии. Консервативное движение настаивало на соблюдении всех предписаний, но не отвергало влияния просвещения.
Религия евреев является одним из источников христианства и ислама (так называемых авраамитических религий). В целом Иудаизм относится к христианству и исламу как к своему «производному», т.е. как к «дочерним религиям», призванным нести базовые элементы Иудаизм народам мира: «... И всё происшедшее с Йешуа Ганоцри [Иисусом из Назарета] и с пророком измаильтян [Мухаммедом], который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха [Мессии], подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему... Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы» (Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, 11:4). Однако, с точки зрения Иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо. В свою очередь, и христиане, и мусульмане считают, что их вероучения представляют собой более высокий уровень развития взаимоотношений Человека с Богом. В настоящее время Иудаизм в России представлен следующими направлениями: ортодоксальный Иудаизм, хасиды Любавического направления с наиболее влиятельной Марьинорощинской еврейской религиозной общиной; реформисты - относительно немногочисленное направление, представленное Обществом прогрессивного Иудаизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|