Цели и задачи учебных занятий
Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Дидактическая цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации. Педагог, приступая к формулировке цели занятия: - обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся; - определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику; - выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения. После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников. Дидактическая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя его познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач: Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков. Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности. Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка. 2. Общие требования к постановке задач занятия:
- задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования; - задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного; - задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности; - задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение; - формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной; - задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать); - в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.). Различные формы учебных занятий. В работе коллективов дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний. Формы учебных занятий можно разделить на две группы: а) занятия в учебном кабинете: — тематические — комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2—3 видов творческой деятельности); — игровые — итоговые или контрольные б) выездные занятия: —учебные экскурсии; —походы; —экспедиции; —практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях); Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей. Используя различные формы учебных занятий, не стоит забывать, что существуют определенные условия, которые необходимо соблюдать в любом случае:
ü комплексность цели и задач; ü адекватность содержания поставленным цели и задачам, а также их соответствие особенностям детского коллектива; ü соответствие способов работы поставленной цели и содержанию; ü наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; ü четкая организация всех этапов занятия, мотивация детей на учебную деятельность; ü наличие благоприятной психологической атмосферы; ü активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); ü полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами. Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Постараемся кратко изложить наиболее традиционные из них. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт. Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: (педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности, в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта. Содержание учебной деятельности Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета, учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творческий) уровень. Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся максимально результативной и эффективной, необходимо:
1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»); 2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий; 3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями, и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении; 4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализаторы); 5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 задания на закрепление изученного теоретического материала; 6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и практики); 7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.
Практическая подготовка – основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.
Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо: 1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности; 2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося; 3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические) умения
будут препятствовать дальнейшему обучению); 4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий; 5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.; 6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся; 7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|