Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи учебных занятий




Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Дидактическая цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации.

Педагог, приступая к формулировке цели занятия:

- обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

- определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.

Дидактическая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя его познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

2. Общие требования к постановке задач занятия:

- задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования;

- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;

- задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности;

- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;

- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной;

- задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);

- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий

основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

Различные формы учебных занятий.

В работе коллективов дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) занятия в учебном кабинете:

— тематические

— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2—3 видов творческой деятельности);

— игровые

— итоговые или контрольные

б) выездные занятия:

—учебные экскурсии;

—походы;

—экспедиции;

—практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Используя различные формы учебных занятий, не стоит забывать, что существуют определенные условия, которые необходимо соблюдать в любом случае:

ü комплексность цели и задач;

ü адекватность содержания поставленным цели и задачам, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

ü соответствие способов работы поставленной цели и содержанию;

ü наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

ü четкая организация всех этапов занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

ü наличие благоприятной психологической атмосферы;

ü активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

ü полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Методы обучения.

Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Постараемся кратко изложить наиболее традиционные из них. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: (педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности, в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Содержание учебной деятельности

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

 

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета, учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творческий) уровень.

Методика теоретической подготовки.

Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся максимально результативной и эффективной, необходимо:

1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);

2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;

3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями, и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;

4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализаторы);

5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 задания на закрепление изученного теоретического материала;

6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и практики);

7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.

 

Практическая подготовка – основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.

 

Методика практической подготовки.

Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:

1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;

2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические) умения

будут препятствовать дальнейшему обучению);

4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;

5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;

6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;

7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...