Подготовка педагога к учебному занятию
Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия. Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следующим: 1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы. – Достигло ли учебное занятие поставленной цели? – В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? – Насколько полно и качественно реализовано содержание? – Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? – За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? – В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? – Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач. 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: – определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий), – обозначение задач учебного занятия, – определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного: – определение вида занятия, если в этом есть необходимость, – продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;
– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. 3 этап. Обеспечение учебного занятия. а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий. в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д. Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета. Построение современного занятия может быть определено теорией, на основе которой оно проектируется. Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии стеорией общего развития (Л.В. Занков) включает: · ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала; · выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия; · выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов; · выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности. Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов: Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер): · ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы; · дробление проблемы на отдельные задачи; · выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала; · анализ полученных результатов, формулировка выводов. Групповая технология складывается из следующих элементов: · постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; · планирование работы в группах; · индивидуальное выполнение задания; · обсуждение результатов; · сообщение о результатах; · подведение итогов, общий вывод о достижениях. Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества: · ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала; · составление крупных блоков основного содержания учебного материала; · дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности; · повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий; · выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
· самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; · выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п. Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов): · Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу– занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес). · Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.). · Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микро- группы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта). · Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана. · Собственно, деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана. · Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить? · Результаты коллективного дела. Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов: · Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации). · Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза). · Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации). При подготовке занятия для педагога важны еще два момента. Первый: подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен. Второй: как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки.
Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специальных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2-3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщающий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схему), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в котором четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко (Мозг. Обучение. Здоровье. - М.,1989) справедливо замечают, что поучение в лоб – не лучший вариант, и предлагают несколько «обходных» способов. 1. Занимательная история о том, что происходит с людьми, у которых нет нужных знаний, в ситуации, когда они необходимы. Курс орфографии, например, начать с пересказа глав книги Н. Панова «Авсе-таки она хорошая!», где рассказывается о сказочном городе, жители которого живут «без правил» и пишут как слышат (это не окуджавовское «каждый пишет, как он слышит»–здесь смысл переносный). В городе выше преступность, сплошные несчастные случаи. 2. Эффект незнания, причем комический. Вот неправильно поставленная запятая: «Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос». 3. Постоянно включать в занятия старый материал, чтобы дети убеждались, что он нужен. 4. Викторины, олимпиады, инсценировки, различные игры, специальные «предметные» игры, и игровые паузы- «разрядки». Все эти способы уступают главному – увлеченности, вовлеченности в предмет, когда ведет даже не утилитарный интерес, а интерес «вообще» (если научно- внутренняя мотивация). Внутренний мотив – такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворение.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает: ü организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе; ü четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;
ü установка не на запоминание учебной информации, а на смысл практическую значимость полученных знаний. ü обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка; ü реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|