Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация конституционно-правовых норм

 

Под классификацией юридических норм понимается их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:

1. четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;

2. лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

3. точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;

4. совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.[39]

Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам.

 Для любой научной классификации очень важно правильно определить ее основания – то есть те сравнимые характерные черты, которые могут быть положены в основу классификации юридических норм.

Итак, конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту.

Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:

- основы конституционного строя;

- основы правового статуса человека и гражданина;

- федеративное устройство Российской Федерации;

- систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы.[40]

Авдеенкова М.П. и Дмитриев Ю.А. считают, что предложенная классификация норм конституционного права учитывает только содержание Конституции РФ, но не иного конституционно-правового законодательства, нормы которого, безусловно, должны подпадать под предложенную классификацию. Авторы данного подхода предлагают отказаться от механического воспроизведения в основе данной классификации структуры действующей Конституции РФ и перейти на более универсальное и более стабильное определение содержания предмета конституционного права.[41]

Катков Д.Б. и Корчиго Е.В. по содержанию несколько иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы:

-закрепляющие основы конституционного строя;

-регулирующие права и свободы человека и гражданина;

-определяющие федеративное устройство Российской Федерации;

-определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия;

-устанавливающие основы организации государственной власти;

-закрепляющие систему местного самоуправления;

-определяющие статус Конституции Российской Федерации;[42]

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от:

-нормативно-правового акта, в котором выражена та или иная норма;

-места нормативных правовых актов данного вида в общей иерархической системе нормативных актов;

-разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

На самом деле, в соответствии с этой классификацией все нормы конституционного права выстраиваются в определенной иерархии, по внешнему виду напоминающей пирамиду. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Следует учитывать, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, следует ссылаться на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;[43]

3) по территории действия различают:

-нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; например: нормы Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д.;

-нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации; например: нормы конституций республик, нормы уставов областей и т.д.;

-нормы, действующие в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования); например нормы устава о местном самоуправлении;

-чрезвычайно редко встречаются конституционно-правовые нормы, действующие на части территории субъектов Российской Федерации;[44]

4) по характеру предписания различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции Российской Федерации).

Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. считают, что в качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.[45]

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей конституционно-правовой нормы можно привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»;

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма является диспозитивной.

Примером императивной нормы является установленное в ст. 88 Конституции Российской Федерации положение о том, что Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

6) по назначению в механизме правового регулирования нормы бывают материальные и процессуальные (процедурные).

В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.[46]

Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

7) по функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на:

-регулятивные – непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников;

-охранительные – закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»);

-специализированные. Особенность специализированных норм в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся обобщающие нормы и нормы, регулирующие действие и применение других норм:

-обобщающие нормы:

-общие – направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»);

-дефинитивные – в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации » от 31.05.2002г. № 62-ФЗ (ред. ФЗ от 02.11.2004 г. №127-ФЗ): «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»);

-декларативные нормы – отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»);

-нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»):

-оперативные – изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»);

-коллизионные нормы – определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).[47]

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.


Заключение

В основной части данной работы были проанализированы многие стороны теории конституционно-правовых норм. В заключении, исходя из цели курсовой работы, необходимо четко обозначить особенности конституционно-правовых норм.

Итак, особенности конституционно-правовых норм заключаются в:

1. назначении конституционно-правовых норм – они закрепляют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса личности, федеративного устройства и закрепляют систему органов государственной власти и местного самоуправления. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права;

2. специфике цели конституционно-правового регулирования, которая заключается во внесении единообразия и стабильности в социальную жизнь страны путем установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, создании общеобязательной системы типовых масштабов поведения;

3. особых источниках закрепления: основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

4. своеобразии видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм: это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;

5. учредительном характере содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

6. структуре: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.

Некоторые авторы в структуре конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы граждан выделяют особый элемент – курацию. Курация – та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых в общественной жизни обеспечивает и гарантирует реальность, объективную социальную исполнимость реализации основных прав и свобод.[48]

Таким образом, структура конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы граждан, выглядит следующим образом:

-если (гипотеза) – то (диспозиция) – поэтому реально (курация);

-особом механизмом реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

-специфическом характере субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

-при классификации конституционно-правовых норм была выявлена еще одна особенность конституционно-правовых норм – в отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального;[49]

-том, что квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы может быть обеспечено только при условии установления всех взаимосвязей этой нормы с другими нормами, регулирующих ту же сферу общественных отношений.

Разумеется, в рамках данной курсовой работы могли быть упущены некоторые особенности конституционно-правовых норм, но в целом поставленная в начале работы цель достигнута.


Список литературы

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2004.

2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 1996г. № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 04. 07. 2003г. №3-ФКЗ)// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации » от 31. 05. 2002г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 11. 2004г. № 127-ФЗ)//Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

II. Литература

4. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004.

5. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.2. М., 1982.

6. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М., 2004.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2005.

8. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2001.

9. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права// Государство и право. 2003. № 4.

10. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права// Государство и право. 1994. №7.

11. Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2004. № 4.

12. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2000.

13. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. М., 1999.

14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004.

15. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. М., 1999.

16. Курс советского государственного права/ Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. М., 1971.

17. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.

18. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

19. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.

20. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.

21. Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.

22. Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963.

23. Проблемы общей теории права и государства/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001.

24. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003.

25. Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998.

26. Теория государства и права. Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.

27. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. №7.

28. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999.


[1] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 53.

[2] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 357-358.

[3] Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. С.200.

[4] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.2. М., 1982. С. 33.

[5] Теория государства и права. Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.С.506.

[6] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.2. М., 1982. С.36.

[7] Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С.273.

[8] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 359.

[9] См.: Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. №7. С. 13.

[10] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2005. С. 11.

[11] См.: Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М., 2004. С. 27-28.

[12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.14.

[13] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 12.

[14] См.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 13-15.

[15] См.: Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2001. С. 14.

[16] См.: Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. М., 1999. С. 7.

[17] См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 67. Цит. по: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 9.

[18] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 15.

[19] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.15.

[20] Проблемы общей теории права и государства/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С. 255.

[21] См.: Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2000. С. 8-9.

[22] См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 79.

[23] Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2004. № 4. С. 47.

[24] Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права// Государство и право. 1994. №7. С. 11-12.

[25] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 50.

[26] Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 67.

[27] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 51.

[28] См.: Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 12-16.

[29] Курс советского государственного права/ Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. М., 1971. С. 13.

[30] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 52.

[31] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 361.

[32] Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права// Государство и право. 2003. № 4. С. 19.

[33] Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2000. С. 9.

[34] См.: Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2000. С. 9-10.

[35] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.2. М., 1982. С. 54.

[36] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 54.

[37] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 54-55.

[38] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 55.

[39] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С.368.

[40] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.16.

[41] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 58.

[42] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. М., 1999. С. 9.

[43] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.16-17.

[44] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 59.

[45] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 18.

[46] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 19.

[47] См.: Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. М., 1999. С. 9-10.

[48] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. С. 55.

[49] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 20.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...