Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснение смысла упражнения для участников




Диагностическая методика «Семафор»

Игра “СЕМАФОР” — это не только отличный способ диагностики состояния группы или личности. Ее можно использовать для тренировки навыков саморегуляции и релаксации. Она прекрасно работает, когда важно заинтересовать собравшихся, привлечь к общей деятельности (например, в ситуации родительского собрания, где “Семафор” особенно удобно и полезно использовать).

К расный! Желтый! Зеленый!” — что может быть проще для обозначения состояния, настроения, степени активации и готовности… Стоп. Готовности к чему? Для кого-то ассоциация с дорожным регулировщиком подобна взрыву (“опять что-то нарушил — пришлось раскошелиться”, “машина до сих пор в ремонте — пешком до школы, это же жуть!”). Для кого-то это невинный способ приучить ребенка к правилам дорожного движения.

Один (а скорее одна!) вспомнит о новой сумочке (кофточке, юбочке): “желтая, не слишком ли ярко?” Другой вообще никак не отреагирует на этот “переключатель”: в голове и без того целая “палитра” проблем. Снова ругали Васечку за поведение, а у Алены очередная тройка по алгебре, на работе предстоящий баланс — как знать, не последний ли, — кризис все же...

Вот тут-то самое время “вытащить” родителей из их мыслей — тревожных, важных, легкомысленных и серьезных — переключить внимание на общий разговор. А он будет куда спокойнее, если обстановку тревоги, раздражения, рассеянности хоть как-то разрядить. Что ж, попробуем!

— Минуточку внимания, сюда, сюда, на меня! — это уже педагог или психолог. В руках обыкновенный макет светофора: три круга, раскрашенные в знакомые цвета.

Дальнейшая вступительная речь должна быть короткой. Лучше — реалистичной и привязанной к житейским проблемам. Несколько слов о том, что нестабильность вносит в жизнь избыток стресса. Что каждодневных обязанностей и необходимости все время быть начеку с нас никто не снимал. Что самоконтролю можно и нужно обучаться постоянно. И для этого мы предлагаем неплохое упражнение. Хотите научиться быстро сосредоточиваться, приводить пульс к привычной норме и пр.? Ну а кто ж не хочет?!

Замечу, что вариации речи зависят от особенностей образовательного учреждения и времени проведения собрания. Вяловато начался учебный год? Стрессоустойчивость в классе стремится к нулю, о чем говорят и вспышки агрессии, и возросшая тревожность (эти факты неплохо подкрепить ссылкой на результаты психологического тестирования). А впереди — подготовка к ЕГЭ (переход в среднюю школу, зима, весна, страшный зверь “пубертат” и прочие природные “аномалии”, дурно влияющие на хрупкую психику наших детей)…

Упражнение можно начать даже тогда, когда не все родители подоспели к началу собрания. Мой опыт показал, что вынужденное молчаливое стояние в дверях действует на отдельных родителей довольно отрезвляюще. Роль опоздавшего хотя и не способствует релаксации, но зато напоминает о дисциплине и уважении к другим членам сообщества. Но это очень тонкий, даже филигранный момент — с ним важно не переборщить.

Итак. Все готовы?

Тогда переходим к целям и задачам, которые поможет решить эта игра.

Цель: создание атмосферы доверия за счет введения в работу релаксационных техник.

Задачи:

— диагностика уровня тревожности и особенностей темперамента родителей;

— определение актуального состояния участников;

— выявление уровня доверия к ситуации и ее участникам;

— формирование навыков контроля в ситуации стресса.

Реквизит:

— часы с секундной стрелкой;

— три плотных бумажных круга (соответственно — красный, желтый и зеленый), каждый из которых укреплен на вертикальной планке;

— комплекты по числу предполагаемых участников: половина белого листа формата А4 и три кружка (красный, желтый, зеленый) — с клеящейся обратной стороной (см. приложение).

Условия проведения: проводить упражнение надо вдвоемс ассистентом.Желательно также, чтобы классный руководитель участвовал в упражнении наравне с родителями (об этом стоит договориться заранее).

Если в комнате находятся ЧАСЫ, которые видны тестируемым и (что особенно важно) громко тикают, то перед упражнением их обязательно надо вынести в другое помещение. Ритм секундной стрелки будет нам мешать.

Объяснение смысла упражнения для участников

Сейчас мы проведем упражнение, которое позволит нам с вами проверить, насколько легко мы умеем преодолевать стресс. Заодно мы поучимся бороться с состоянием сильной эмоциональной напряженности. Способ, который мы хотим предложить, настолько прост, что его можно применять и дома, и в машине (если мы стоим в пробке), в метро, в очереди, в кабинете начальника. И наконец — ему можно научить детей.

Но для начала я попрошу всех снять часы и убрать мобильные телефоны в сумку — важно, чтобы нас не отвлекал их звук.

А теперь — ИНСТРУКЦИЯ:

Все сидящие в классе через какое-то время закроют глаза и некоторое время будут ждать моей команды. Когда я скажу: “Три, два, один — старт!” — каждый мысленно начнет дожидаться, когда пройдет 30 секунд.

Очень важно: мы не отсчитываем про себя секунды, а пытаемся почувствовать, как течет время! Если вы делаете иначе, то эксперимент не имеет смысла. Считать не надо!

Как только вы интуитивно ощутили, что указанное время истекло, — вы открываете глаза и смотрите, какой сигнал “Светофора” показывает мой ассистент. Вы запоминаете цвет и прикрепляете к своему листку кружок соответствующего цвета.

В первый раз — рядом со словом “тренировка”.

Во второй раз — рядом со словом “1 минута”.

В третий раз — рядом со словом “1,5 минуты”.

Как вы уже поняли, все упражнение займет не более 5–6 минут.

(Очень важно повторить инструкцию еще раз, с небольшими дополнениями.)

Итак, первая попытка — тренировочная, когда мы внутренне пытаемся уловить наши 30 секунд.

Вторая попытка — ощущаем 1 минуту.

Третья попытка — ощущаем 1,5 минуты.

Все три попытки с начала и до конца делаются молча. И заканчивается каждая часть упражнения только тогда, когда последний человек откроет глаза, поднимет руку, показав, что “его время” уже отсчитано, и наклеит на листок кружок соответствующего цвета.

Иногда я могу остановить процесс, если вижу, что в целом группа с заданием справилась После всех трех этапов я дам объяснение ко всему упражнению и расскажу, как его использовать.

Если есть вопросы, задайте их, пожалуйста.

А теперь, пожалуйста, поднимите руки те, кто готов начать. Опускаем руки. Закрываем глаза. Сосредоточиваемся.

Сейчас будет тренировка: каждый из нас по команде будет дожидаться, когда пройдет 30 секунд.

Итак: три-два-один. Начали!

Что в это время делает ассистент (или ассистенты, если их два)?Перед ними лежат часы с секундной стрелкой.

В первом эксперименте, как только стрелка отсчитает 30 секунд, ассистент молча поднимает картинку с зеленым сигналом “светофора”. После этого все ведущие внимательно следят за реакцией родителей. Они могут также молча показать рукой на лежащие на столе клейкие листочки, невербально напомнив, что их надо наклеить на лист.

Во второй части упражнения ассистент, как только прошло 20 секунд, поднимает КРАСНЫЙ сигнал.

Когда прошло 40 секунд, поднимает ЖЕЛТЫЙ сигнал.

Когда прошла 1 минута (60 секунд): поднимает ЗЕЛЕНЫЙ сигнал и продолжает держать его еще 20 секунд.

Если тренировка и первая попытка прошли гладко и слаженно, то тест можно не продолжать. Если же кто-то не наклеил свои кружки, нарушал инструкцию: открывал глаза, пытался разговаривать, озирался вокруг и после упражнения пытался комментировать чью-то медлительность, то упражнение продолжается.

Еще раз повторяется инструкция. Рассказывается о всех запретах (очень важно сказать, что мы ругаем детей за насмешки и подсказки, поэтому давайте ощутим на себе, как этих нарушений трудно избегать).

Эксперимент снова повторяется: отсчитывается 1 минута, затем 1,5.

Упражнение коротко и очень корректно комментируется.

Интерпретация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...