Словосочетание как единица синтаксиса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Российская федерация Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «орловский государственный университет» факультет педагогики и психологии кафедра детской речи
Теоретическое обоснование проблемы: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»
студентки 3 курса, 37 группы ОЗО специальность 050715 логопедия
Научный руководитель:
Орел - 2006 План:
Введение…………………………………………………………………..3 1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6 2.Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11 3. Основные направления формирования грамматического строя речи…………………………………………………………………18 Выводы……………………………………………………………………26 Список использованной литературы……………………………………28 Введение
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8;с26] Известно, что благодаря зонам, которые составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой, ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил – теменные доли. Синтаксис – прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии. [5; с8]
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, [4;с26] что и обосновывает актуальность исследования. В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами будет уделено синтаксису, ав частности, выявление характера сформированности умения составлять словосочетания у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений использования слов в составе словосочетания и предложения. [8; с. 58] Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания). Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словосочетания. 3. Определить закономерности и специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР. 4. Наметить методику обследования умений образовывать словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Гипотеза: Формирование умения составлять словосочетания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: 1. Учет структуры дефекта. 2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников. 3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи. 4. Разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений составлять словосочетания. На данном этапе нами использовался такой метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования. Словосочетание как единица синтаксиса
Существует несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова, словосочетание - лексико – грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия. Словосочетание - такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других..[ 15; с 274] Словосочетание – это непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности. [17; с.281] Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на подчинительной связи. Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. [13; с284]
В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. [24; с 64] дается следующее определение: «словосочетание – это грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения.» В данном определении делается акцент на смысловое объединение слов и отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Атрибутивные отношения есть в том словосочетании, в котором главное слово обозначает предмет, а зависимое – признак этого предмета. Признак предмета чаще всего выражается прилагательным, а предмет может быть существительным, местоимением, причастием и наречием: смелый воин, каждый миг, оперирующий врач, удар наотмашь и т.д. Объектные синтаксические отношения - это те отношения, где зависимое слово обозначает предмет, на который переходит действие либо к которому направлено, адресовано действие, состояние, признак названный главным словом. Словосочетания с объективными отношениями между компонентами представлены двумя семантическими моделями: 1. действие и предмет или лицо, по отношению к которому оно проявляется: печатать книгу, приобретение пособий, рассказы о подвигах; 2. признак и предмет или лицо, по отношению к которому оно отправляется: склонность к анализу, крепче стали, слегка сладкий. Обстоятельственные синтаксические отношения имеются в тех словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает качество, образ, способ действия, степень либо меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие действия, состояния или проявления признака они представлены: 1. моделью с определительно-обстоятельственными отношениями действие или признак и его качественная либо количественная характеристика: громко петь, одеваться со вкусом, говорить тихим голосом, много знать; 2. моделями с собственно обстоятельственными отношениями – действие или признак место его проявления: бежать по тропинке; действие или признак и время его проявления прийти своевременно, всегда добрый; действия и цель его проявления: отсутствовать по болезни; действие и цель его проявления: поехать учится; действие и условие его проявления: работать при любой погоде; действие условие, вопреки которому оно совершается: поступит вопреки ожиданиям.
При выделении в предложении словосочетаний с обстоятельственными отношениями следует учитывать, что большинство из них формируется на основе факультативных связей, а зависимость одного компонента от другого проявляется, а зависимость одного компонента от другого проявляется как правило, на основе внешнего соположения и закрепленного порядка слов. [23;с. 458]. Субъективные отношения свойственны словосочетаниям, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя действия: рассказ преподавателя, доброта матери. Основанием для выделения словосочетаний с такими отношениями в отдельную группу является то, что они соотносительны не с глагольными, а с предикативными сочетаниями: их зависимая словоформа может быть преобразована в независимую именительную предикативную основу. Комплетивные отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев такие единицы выступают как синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент в виду его смысловой недостаточности или неопределенности не может, употребляется без распространителя в строго определенной форме: стая уток, стакан воды, стать героем. [19; с. 179]. На основу грамматического значения словосочетания довольно часто наслаивается дополнительное значение. Так определительные отношения в словосочетаниях, образуемых конкретно – предметами существительными с зависимыми несогласуемыми словосочетаниями, осложняется объективными или обстоятельственными оттенками значений. И наоборот, объективные или обстоятельственные отношения в словосочетаниях, образованные отглагольными существительными, под влиянием их предметного значения осложняются определительными отношениями.. [18; с.284 ] Словосочетания как речевые образования и как лежащие в их основе единицы языка – структурные системы – по характеру синтаксической связи делятся на два типа сочинительные и подчинительные. [23; с. 276] Сочинительные словосочетания представляют собой соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая формула – форма слова и однофункциональная ей и связанная с ней сочинительной связью форма другого слова.
Подчинительные словосочетания представляют собой основанные на подчинительной связи соединения слова (главный компонент). С определенной формой слова (зависимый компонент). Общая формула подчинительных словосочетаний – слово и связанная с ним подчинительной связью форма другого слова. [17; с. 410 ] В предложении используются оба вида связи - сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинительная связь. Розенталь Д.Э., МаловицкийЛ.Я., Валгина Н.С., Шахматов А.А. и Шанский Н.М. выделяют следующие виды подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.[ 15; с289 ] Согласование – это такая связь, при которой формы зависимого имени прилагательного или другого слова, совпадающего по форме с прилагательным, реже – имени существительного уподобляются формам главного слова. При согласовании связь выражается окончаниями: бессмертный подвиг, бессмертная идея. Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова: бессмертного подвига, бессмертному подвигу, бессмертным подвигом. Согласование бывает двух видов полное и неполное. Полное согласование – это такая связь, при которой все возможности уподобления форм одного слова формам другого слова исчерпаны. (глубокое ущелье, город- новостройка). Подчинительное слово подчиняет все формы подчиняющего слова. [ 16; с.301] Неполное согласование – это такая связь, при которой использованы не все возможности уподобления форм зависимого слова формам главного слова (встретить друга счастливым, увидеть спортсмена бегущим). Управление – это такая связь, при которой падежная форма зависимого имени существительного либо другого слова с субстантивным значением в большей или меньшей степени обусловлена лексико- грамматическим значением главного слова. При управлении зависимое слово в косвенном падеже связывается с главным словом окончанием или окончанием с предлогом, при этом главное слово может быть глаголом, существительным, прилагательным, наречием и числительным. В отличие от согласования при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова (сумрак леса, сумрака леса, сумраком леса). Различают два вида управления: сильное и слабое. При сильном управлении наличие зависимого слова обязательно в том смысле, что, если такое словосочетание становится компонентом предложения, зависимое слово нельзя опустить, чтобы не разрушить предложение как целостную единицу общения. При слабом управлении падежная форма зависимого слова в меньшей степени обусловлена главным словом. При слабом управлении падежная форма зависимого имени определяется лексико грамматическим значением главного слова и тем смыслом, который вносится зависимым словом в словосочетание. Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в той падежной форме, которая обусловлена лексико- грамматическим значением господствующего слова. 1. В зависимости от характера связи между господствующими зависимыми словами управление может быть сильное и слабое. 2. В зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом – предложное и беспредложное. 3. В зависимости от морфологической природы господствующего слова – глагольное, присубетативное, приадъективное, принаречное. [ 14;с289 ] Примыкание – это такая связь, при которой зависимое слово является неизменяемым, не имеет окончания и связывается с главным словом по смыслу и местоположением. Примыкают наречия, глагол в форме инфинитива или в форме деепричастия, неизменяемое прилагательное и прилагательное в простой форме сравнительной степени (чтение вслух, попросить помочь, сидеть согнувшись). Примыкающие слова связываются не только по смыслу, но и местоположением. При изменении места зависимого слова словосочетание может разрушиться, так как связь между словами утрачивается. Среди примыкающих слов чаще всего встречаются наречия, которые относятся к глаголу, наречию, к категории состояния, к порядковому числительному. Грамматическое значение словосочетания это выявляемые синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассмотренные в отвлечении от конкретного лексического наполнения его компонентов. На основе грамматического значения, во взаимодействии его с лексическим наполнением главного и зависимого компонентов словосочетания. [3; с.394]. Таким образом, в основе выделения трех видов связи слов в словосочетании лежит способ включения зависимых форм в словосочетание, то есть те особенности словоизменения и формообразования, с которыми связано включение знаменательных слов в словосочетание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|