Действующие и предполагаемые участники информационно-консультационной деятельности в районах Смоленской области
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На районном уровне служба представлена районным (межрайонным) информационно-консультационным центром, который является самостоятельным юридическим лицом в форме государственной некоммерческой организации или структурного подразделения РИКЦ. Основой для создания РИКЦ является Рославльский район Смоленской области. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что по размерам и специализации производства сельскохозяйственной продукции является одним из крупнейших в Смоленской области. Наиболее развитой в районе является отрасль животноводства, которая занимает более 65% производства валовой продукции. Сельскохозяйственные организации не являются основными работодателями района, но от эффективности их деятельности зависит, в конечном итоге, благосостояние всех жителей района. Анализ хозяйственной деятельности и кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций района, а также анкетирование сельских товаропроизводителей, выявили их потребность в информационно-консультационных услугах. В первую очередь был проведен анализ возможных моделей организации межрайонного ИКЦ, в том числе сделан предварительный расчёт затрат на организацию «нового» ИКЦ (самостоятельной организации или консультационного пункта при региональной ИКС), которые составили 6292 тыс. руб. в год.
Прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на период 2003 - 2010 гг., который может быть использован при формировании программ финансового, материально-технического и кадрового обеспечения службы на региональном уровне. Федеральное государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования «Смоленский сельскохозяйственный институт» (ФГОУ ВПО ССХИ) – единственный сельскохозяйственный вуз в регионе. В нем ведется подготовка специалистов для сельского хозяйства, как по очной, так и по заочной формам обучения по специальностям - агрономия, зоотехния, экономика, бухучет, агротехнология и ветеринария. В процессе исследования был применен поэтапный подход к формированию структур с учетом динамики развития службы. За каждым этапом закреплены приоритетные направления деятельности службы и, исходя из объема работ, создан проект организационной структуры и структуры управления. I этап – 2005-2007 г.г. Для выполнения этой деятельности на начальном этапе функционирования информационно-консультационная служба будет состоять из руководителя и его помощника-секретаря. Предполагается, что на специалиста одного из отделений института возлагаются дополнительные обязанности руководителя центром. Изменений в штатное расписание института не вводится. По вопросам, касающимся деятельности службы руководитель ИКС будет подчиняться непосредственно ректору ФГОУ ВПО ССХИ, а взаимодействие с факультетами института будет осуществляться по функциональным связям. Первоначальное финансирование будет исходить за счет средств института. С постепенным развитием службы многие товаропроизводители начнут признавать товаром консультационные услуги и будут готовы за них заплатить. Однако, ввиду низкой платежеспособности товаропроизводителей, часть услуг будет оказываться на льготных условиях за 30-50% от их полной стоимости. При этом меньше всего за услуги по животноводству и растениеводству и больше за консультации по экономическим вопросам.
Поэтому на первом этапе развития ИКС необходимо обеспечить полное бюджетное и спонсорское финансирование ее деятельности с предоставлением ей права взимать плату за индивидуально-коммерческие услуги с любого удобного момента времени и в любых возможных размерах. В дальнейшем должны быть разработаны и приняты нормативно-правовые акты по обеспечению функционирования ИКС в регионе. Решены вопросы о лицензировании ее деятельности, особенно в части предоставления проведения прикладных научных исследований и образовательной деятельности по дополнительному образованию работников, специалистов и руководителей АПК. II этап – 2008-2009 г.г. Во второй период планируется создание и развитие районных консультационных центров (РКЦ) на базе аграрных техникумов в Рославльском, Вяземском и Демидовском районах, основное назначение которых – проводить консультации в том случае, когда вопрос не сложный и не требует обращение в региональную информационно-консультационную службу. А уже существующий Смоленский областной консультационный центр переквалифицировать в межрайонный информационный центр, так как межрайонные ИКЦ способны не только обеспечивать высокий научно-методический уровень работы, но и формировать и реализовывать единую аграрную политику в масштабах региона. В его пользу говорит опыт работы и близкое расположение к создаваемой региональной службе. После этого, планируется проводить подбор и углубленное обучение преподавателей и сотрудников техникума, которые будут привлекаться для консультирования сельских товаропроизводителей по различным тематикам в зависимости от потребностей сельхозтоваропроизводителей.
На первых двух этапах – этапах становления региональной ИКС – особенно важное значение имеет формирование эффективной системы обратной связи, способствующей корректировке направлений деятельности и методов работы сотрудников службы с учетом особенностей и потребностей сельхозтоваропроизводителей, а также позволяющей с помощью региональной службы более рационально установить связи с другими (внешними) организациями, например, с образовательными или научно-исследовательскими учреждениями. При этом следует учитывать, что на следующем, третьем этапе, обратная связь не прекращается, поэтому постоянно необходимо принимать меры по совершенствованию. III этап – 2009-2010 г.г. На данном этапе деятельности службы предполагается разделить консультационные функции и информационно-методические, что объясняется ожидаемым увеличением объема работ: сельские консультационные пункты должны выполнять большой объем работ, который по мере развития ИКС будет увеличиваться. Соответственно, сельские консультационные пункты будут нуждаться в поддержке и координировании со стороны межрайонного центра. Это основные функции консультационного отдела, территориально который будет находиться в офисе Центра – в техникуме. Кроме того, необходимо расширять консультационную деятельность, отвечающую запросам сельских товаропроизводителей. В частности, приобретение другого программного продукта, например «Оптимизация и анализ рационов сельскохозяйственных животных» и проведение работ аналогичных применению методики первого программного продукта. На данном этапе организационная структура информационно-консультационной службы будет выглядеть следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Организационная структура ИКС Смоленской области ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. На современном этапе выхода сельского хозяйства из кризиса значительно повышается и значение информационно-консультационной деятельности, основная функция которой состоит в оказании оперативной помощи сельским товаропроизводителям в реорганизации и модернизации производства, инновационном и информационном обслуживании. Исследования показали, что повышение эффективности информационно-консультационной деятельности оказывает прямое воздействие на эффективность ведения сельского хозяйства.
2. В результате проведенного исследования выявлены негативные факторы, влияющих на эффективность работы информационно-консульта-ционных служб. Прежде всего, это отсутствие четко выстроенной системы координации и вертикали управления ИКС. Более чем в 30 регионах еще не приступили к созданию информационно-консультационной службы, что сдерживает формирование единой государственной системы консультирования сельских производителей. Обобщен отечественный и зарубежный опыт функционирования ИКС. 3. Как показали исследования управление и функционирование информационно-консультационной службы координируется по вертикали от региональной службы к районным центрам. На уровне района служба функционирует как горизонтальная структура, в центре которой находятся сельские товаропроизводители всех форм собственности. Районная информационно-консультационная служба обеспечивает взаимодействие по вопросам внедрения научных достижений и передового опыта, обмена информационными потоками между товаропроизводителями и научными, образовательными и обслуживающими сферами АПК, фермерскими и кредитными союзами, органами управления АПК и другими организациями. Из которых чаще всего пользуются услугами ИКС фермерские хозяйства – 30,1 %. Как система, такая структура управляема и устойчива, саморазвивающаяся, так как она формируется на договорных взаимоотношениях с сельскими товаропроизводителями 4. Анализ деятельности всех категорий хозяйств Смоленской области и, в частности, реорганизованных сельскохозяйственных предприятий показывает резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, увеличение убыточных предприятий, сокращение ресурсного потенциала и падение финансовой дееспособности коллективных предприятий. Немногочисленные хозяйства, имеющие прибыль(3,8 % от общего количества), получают ее за счет того, что у них ранее была создана хорошая материально-техническая база и высокое почвенное плодородие. Комплексный анализ состояния аграрного сектора области свидетельствует о необходимости создания ИКС, для оказания различного вида поддержки сельхозтоваропроизводителям области. 5. Смоленская область обладает значительным научным потенциалом, который в настоящее время используется недостаточно. Проведенный научно-производственный эксперимент по созданию на базе ФГОУ ВПО ССХИ региональной информационно-консультационной службы, организации ее функционирования и анкетирования результатов эксперимента в хозяйствах Смоленской области (в условиях ограниченных материально-технических и финансовых ресурсов) сопровождался повышением устойчивости развития хозяйств в результате внедрения достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Эксперимент показал, что региональная информационно-консультационная служба должна иметь единую структуру, включающую: региональный Совет и районные центры.
6. Предлагаемая модель региональной информационно-консультационной службы состоит из двух уровней. Первый уровень представлен информационно-консультационным центром на базе ФГОУ ВПО "Смоленский сельскохозяйственный институт", второй - межрайонными ИКЦ, созданными на базе средних аграрных учебных заведений, каждый из которых координирует информационно-консультационную деятельность 3-4 ближайших районов. Основной целью деятельности данной службы является оказание информационных и консультационных услуг способствующих повышению эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий. Однако, ввиду низкой платежеспособности товаропроизводителей, часть услуг будет оказываться на льготных условиях за 30-50% от их полной стоимости. 7.Для повышения эффективности информационно-консультационной службы необходимо сконцентрировать внимание на инновационной деятельности. Именно консультационная служба, функционируя в тесном контакте с сельскими товаропроизводителями, должна обеспечивать как прямую, так и обратную связь производства с наукой, побуждать научные учреждения разрабатывать новации, остро необходимые производству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|