Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое экономический анализ? 2 Глава




Чтобы доказать, что «норвежский» вопрос может стоять в России, мы нарочно по­ставили тезис: при


О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_________________________ 105

условиях чисто военного и стратегического характера вполне осуществимо и теперь особое государство польское. П. Киевский желает «дискутировать» — и молчит!!

Добавим: и Финляндия по чисто военным и стратегическим соображениям, при из­вестном исходе данной империалистской войны (например, присоединение Швеции к немцам и полупобеда их) вполне может стать отдельным государством, не подрывая «осуществимости» ни единой операции финансового капитала, не делая «неосущест-вимои» скупку акции финляндских железных дорог и прочих предприятии.

П. Киевский спасается от неприятных для него вопросов политики под сень велико­лепной фразы, замечательно характерной для всего его «рассуждения»:... «Каждую минуту»... (буквально так и стоит в конце § в главы I)... «дамоклов меч может оборвать­ся и прекратить существование «самостоятельной» мастерской» («намек» на малень­кую Швецию и Норвегию).

Вот, должно быть, настоящий марксизм: каких-то всего 10 лет существует отдельное государство норвежское, отделение которого от Швеции шведское правительство на­звало «революционной мерой». Но стоит ли нам разбирать вытекающие отсюда поли­тические вопросы, если мы прочитали «Финансовый капитал» Гильфердинга и «поня­ли» его так, что «каждую минуту» — коль рубить, так уж сплеча! — малое государство может исчезнуть? Стоит ли обращать внимание на то, что мы марксизм исказили в «экономизм», а политику свою

Если при одном исходе современной войны вполне «осуществимо», без малейшего нарушения усло­вий развития империализма и силы его, — напротив, при усилении влияния, связей и давления финансо­вого капитала — образование новых государств в Европе, польского, финляндского и т. п., — то при другом исходе войны так же «осуществимо» образование нового государства венгерского, чешского и т. п. Английские империалисты уже сейчас намечают этот второй исход на случай своей победы. Импе­риалистская эпоха не уничтожает ни стремлений к политической независимости наций, ни «осуществи­мости» этих стремлений в пределах мировых империалистических соотношений. Вне же этих пределов «неосуществима» без ряда революций и непрочна без социализма ни республика в России, ни вообще какое бы то ни было очень крупное демократическое преобразование нигде в мире. П. Киевский совсем, совсем не понял отношений империализма к демократии.


106__________________________ В. И. ЛЕНИН

превратили в перепевы речей истинно русских шовинистов?

Как ошибались, должно быть, русские рабочие в 1905 году, добиваясь республики: ведь финансовый капитал уже мобилизовался против нее и во Франции и в Англии и пр., и «каждую минуту» мог бы «дамокловым мечом» срубить ее, если бы она возник­ла!

* * *

«Требование национального самоопределения не является... утопичным в мини­мальной программе: оно не противоречит общественному развитию, поскольку его осуществление не остановило бы этого развития». Эту цитату из Мартова оспаривает П. Киевский в том самом параграфе своей статьи, где он привел «выписки» о Норвегии, доказывающие паки и паки тот общеизвестный факт, что ни развития вообще, ни роста операций финансового капитала в частности, ни скупки Норвегии англичанами «само­определение» и отделение Норвегии не остановило!

У нас не раз бывали большевики, например, Алексинский в 1908—1910 гг., которые спорили с Мартовым как раз тогда, когда Мартов был прав! Избави боже от таких «союзников»!

О «МОНИЗМЕ И ДУАЛИЗМЕ»

Упрекая нас в «дуалистическом толковании требования», П. Киевский пишет: «Монистическое действие Интернационала заменяется дуалистической пропагандой». Это звучит совсем по-марксистски, материалистически: действие, которое едино, противополагается пропаганде, которая «дуалистична». К сожалению, присматриваясь ближе, мы должны сказать, что это такой же словесный «монизм», каким был «монизм» Дюринга. «От того, что сапожную щетку мы зачислим в единую категорию с млекопи­тающими, — писал Энгельс против


___________________________ О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_________________ 107

«монизма» Дюринга — от этого у нее не вырастут молочные железы».

Это значит, что объявлять «единым» можно лишь такие вещи, свойства, явления, действия, которые едины в объективной действительности. Эту «мелочь» как раз и за­был наш автор!

Он видит наш «дуализм», во-1-х, в том, что от рабочих угнетенных наций мы требу­ем в первую голову не того, — речь идет только о национальном вопросе — чего мы требуем от рабочих угнетающих наций.

Чтобы проверить, не является ли здесь «монизм» П. Киевского «монизмом» Дюрин­га, надо посмотреть, как обстоит дело в объективной действительности.

Одинаково ли действительное положение рабочих в угнетающих и в угнетенных нациях с точки зрения национального вопроса?

Нет, не одинаково.

(1) Экономически разница та, что части рабочего класса в угнетающих странах поль­
зуются крохами сверхприбыли, которую получают буржуа угнетающих наций, сдирая
всегда по две шкуры с рабочих угнетенных наций. Экономические данные говорят,
кроме того, что из рабочих угнетающих наций больший процент проходит в «мастер­
ки», чем из рабочих угнетенных наций, — больший процент поднимается в аристо­
кратию
рабочего класса. Это факт. Рабочие угнетающей нации до известной степени
участники своей буржуазии в деле ограбления ею рабочих (и массы населения) угне­
тенной нации.

(2) Политически разница та, что рабочие угнетающих наций занимают привилегиро­
ванное
положение в целом ряде областей политической жизни по сравнению с рабочи­
ми угнетенной нации.

(3) Идейно или духовно разница та, что рабочие угнетающих наций всегда воспиты­
ваются и школой и жизнью в духе презрения или пренебрежения к рабочим угнетенных
наций. Например, всякий великоросс,

См., например, английскую книгу Гурвича об иммиграции и положении рабочего класса в Америке («Immigration and Labor») («Иммиграция и труд». Ред.).


108__________________________ В. И. ЛЕНИН

воспитавшийся или живший среди великороссов, испытал это.

Итак, в объективной действительности по всей линии различие, т. е. «дуализм» в объективном мире, независящем от воли и сознания отдельных лиц.

Как же отнестись после этого к словам П. Киевского о «монистическом действии Интернационала»?

Это — пустая звонкая фраза, ничего больше.

Для того, чтобы действие Интернационала, состоящего в жизни из рабочих, раско­лотых на принадлежащих к нациям угнетающим и к нациям угнетенным, было едино, для этого необходимо не одинаково вести пропаганду в том и другом случае: вот как рассуждать надо с точки зрения действительного (а не дюринговского) «монизма», с точки зрения материализма Маркса!

Пример? Пример мы уже привели (в легальной печати 2 с лишним года тому назад!) — относительно Норвегии, и никто не попытался опровергнуть нас. Действие норвеж­ских и шведских рабочих было в этом конкретном и взятом из жизни случае «монисти­ческим», единым, интернационалистским лишь потому и постольку, поскольку швед­ские рабочие безусловно отстаивали свободу отделения Норвегии, а норвежские условно ставили вопрос об этом отделении. Если бы шведские рабочие не безусловно стояли за свободу отделения норвежцев, то они были бы шовинистами, соучастниками шовинизма шведских помещиков, которые хотели силой, войной, «удержать» Норве­гию. Если бы норвежские рабочие не ставили вопроса об отделении условно, т. е. так, что голосовать и пропагандировать против отделения могут и члены социал-демократической партии, то норвежские рабочие нарушили бы долг интернационали­стов и впали в узкий, буржуазный норвежский национализм. Почему? потому, что от­деление совершала буржуазия, а не пролетариат! потому, что норвежская (как и всякая) буржуазия всегда старается расколоть рабочих своей страны и «чужой»! потому, что любое демократическое требование (в том числе и самоопределение) для сознательных рабочих подчинено высшим интересам социализма. Если бы, например,


___________________________ О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_________________________ 109

отделение Норвегии от Швеции наверное или вероятно означало войну Англии с Гер­манией, то норвежские рабочие по этой причине должны бы быть против отделения. А шведские получили бы право и возможность, не переставая быть социалистами, агити­ровать в подобном случае против отделения только в том случае, если они система­тически, последовательно, постоянно боролись против шведского правительства за свободу отделения Норвегии. В противном случае норвежские рабочие и норвежский народ не поверил бы и не мог бы поверить в искренность совета шведских рабочих.

Вся беда противников самоопределения происходит от того, что они отделываются мертвыми абстракциями, боясь разобрать до конца хоть один конкретный пример из живой жизни. Наше конкретное указание в тезисах, что новое государство польское вполне «осуществимо» теперь, при известном сочетании условий исключительно во­енных, стратегических, осталось без возражений и со стороны поляков и со стороны П. Киевского. Но подумать о том, что же вытекает из этого молчаливого признания на­шей правоты, никто не пожелал. А вытекает отсюда явно то, что пропаганда интерна­ционалистов не может быть одинаковой среди русских и среди поляков, если она хо­чет воспитать и тех и других к «единому действию». Великоросский (и немецкий) ра­бочий обязан стоять безусловно за свободу отделения Польши, ибо иначе он на деле, теперь — лакей Николая II или Гинденбурга. Польский рабочий мог бы стоять за отде­ление только условно, ибо спекулировать (как фраки) на победу той или иной импе­риалистской буржуазии значит становиться ее лакеем. Не понять этой разницы, яв­ляющейся условием «монистического действия» Интернационала, все равно, что не по­нять того, почему для «монистического действия» против царской армии, допустим, под Москвой, революционное войско из Нижнего должно бы идти на запад, а из Смо­ленска на восток.

См. Сочинения, 5 изд., том 27, стр. 253—254. Ред.


110__________________________ В. И. ЛЕНИН

* *

А

Во-2-х, наш новый сторонник дюринговского монизма упрекает нас за то, что мы не заботимся о «теснейшем организационном сплочении различных национальных секций Интернационала» при социальном перевороте.

При социализме самоопределение отпадает — пишет П. Киевский — ибо тогда от­падает государство. Это пишется якобы в опровержение нас! Но у нас в трех строках — трех последних строках первого параграфа наших тезисов — сказано точно и ясно, что «демократия есть тоже форма государства, которая должна исчезнуть, когда исчез­нет государство». Именно эту истину повторяет — конечно, «в опровержение» нас! — П. Киевский на нескольких страницах своего параграфа с (глава I), притом повторяет, извращая. «Мы мыслим, — пишет он, — и всегда мыслили себе социалистический строй, как строго демократически (!!?) централизованную систему хозяйства, при кото­рой государство, как аппарат господства одной части населения над другой, исчезает». Это путаница, ибо демократия есть тоже господство «одной части населения над дру­гой», есть тоже государство. В чем состоит отмирание государства после победы со­циализма и каковы условия этого процесса, автор явно не понял.

Но главное, это — его «возражения», относящиеся к эпохе социальной революции. Обругав нас ужасно страшным словом «талмудисты самоопределения», автор говорит: «Этот процесс (социальный переворот) мы мыслим, как объединенное действие проле­тариев всех (!!) стран, разрушающих границы буржуазного (!!) государства, сносящих пограничные столбы» (независимо от «разрушения границ»?), «взрывающих (!!) на­циональную общность и устанавливающих общность классовую».

Не во гнев будь сказано суровому судии «талмудистов», — здесь много фраз и со­всем не видать «мысли».

Социальный переворот не может быть объединенным действием пролетариев всех стран по той простой при-

См. Сочинения, 5 изд., том 27, стр. 253. Ред.


___________________________ О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_________________________ Ш

чине, что большинство стран и большинство населения земли до сих пор стоят еще да­же не на капиталистической или только в начале капиталистической ступени развития. Об этом мы сказали в § 6-ом наших тезисов, и П. Киевский просто по невнимательно­сти или по неумению думать «не заметил», что этот § выставлен нами не зря, а как раз в опровержение карикатурных искажений марксизма. Для социализма созрели лишь пе­редовые страны запада и Северной Америки, и в письме Энгельса к Каутскому («Сбор­ник Социал-Демократа») П. Киевский может прочесть конкретную иллюстрацию той — действительной, а не только обещанной — «мысли», что об «объединенном дейст­вии пролетариев всех стран» мечтать значит откладывать социализм до греческих ка­ленд, т. е. до «никогда».

Социализм осуществят объединенными действиями пролетарии не всех, а меньшин­ства стран, дошедших до ступени развития передового капитализма. Именно непони­мание этого и вызвало ошибку П. Киевского. В этих передовых странах (Англия, Франция, Германия и пр.) национальный вопрос давно решен, национальная общность давно изжила себя, «общенациональных задач» объективно нет. Поэтому только в этих странах возможно теперь же «взорвать» национальную общность, установить общность классовую.

Иное дело в странах неразвитых, в тех странах, которые мы выделили (в § 6-ом на­ших тезисов) во 2-ую и 3-ью рубрику, т. е. на всем востоке Европы и во всех колониях и полуколониях. Здесь еще есть, по общему правилу, угнетенные и капиталистически неразвитые нации. В таких нациях есть еще объективно общенациональные задачи, именно задачи демократические, задачи свержения чуженационалъного гнета.

Именно как образец таких наций приводит Энгельс Индию, говоря, что она может сделать революцию против победившего социализма, — ибо Энгельс был далек от того смешного «империалистского экономизма», который воображает, что победивший в передовых

См. Сочинения, 5 изд., том 27, стр. 260—261. Ред.


112__________________________ В. И. ЛЕНИН

странах пролетариат «само собой», без определенных демократических мер уничтожит национальный гнет везде и повсюду. Победивший пролетариат реорганизует те страны, в коих он победил. Этого нельзя сделать сразу, да и «победить» буржуазию нельзя сра­зу. Мы нарочно подчеркнули это в своих тезисах, и П. Киевский опять-таки не поду­мал, для чего мы подчеркиваем это в связи с национальным вопросом.

Пока пролетариат передовых стран свергает буржуазию и отражает ее контрреволю­ционные попытки, — неразвитые и угнетенные нации не ждут, не перестают жить, не исчезают. Если они пользуются даже таким, сравнительно с социальной революцией совсем маленьким, кризисом империалистской буржуазии, как война 1915—1916 годов, для восстаний (колонии, Ирландия), то не подлежит сомнению, что великим кризисом гражданской войны в передовых странах они воспользуются тем более для восстаний.

Социальная революция не может произойти иначе, как в виде эпохи, соединяющей гражданскую войну пролетариата с буржуазией в передовых странах и целый ряд демо­кратических и революционных, в том числе национально-освободительных, движений в неразвитых, отсталых и угнетенных нациях.

Почему? Потому, что капитализм развивается неравномерно, и объективная дейст­вительность показывает нам, наряду с высокоразвитыми капиталистическими нациями, целый ряд наций очень слабо и совсем неразвитых экономически. П. Киевский абсо­лютно не продумал объективных условий социальной революции с точки зрения эко­номической зрелости разных стран, и потому его упрек, будто мы «выдумываем», где бы применить самоопределение, направляется поистине с больной головы на здоровую.

С усердием, достойным лучшей участи, П. Киевский повторяет много раз цитаты из Маркса и Энгельса на тему о том, что «не выдумывать из головы, а открывать посред­ством головы в наличных материальных условиях» должны мы средства к избавлению человечества от тех или иных социальных бедствий. Читая эти по-


О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_________________________ 113

вторные цитаты, я не могу не вспоминать печальной памяти «экономистов», которые так же скучно... жевали свое «новое открытие» о победе капитализма в России. П. Ки­евский хочет этими цитатами «поразить» нас, ибо мы-де из головы выдумываем усло­вия применения самоопределения наций в империалистскую эпоху! Но у того же само­го П. Киевского мы читаем следующее «неосторожное признание»:

«Уже одно то, что мы против (курсив автора) защиты отечества, яснее ясного говорит о том, что мы будем активно сопротивляться всякому подавлению национального восстания, так как этим мы будем вести борьбу против нашего смертельного врага — империализма» (гл. II, § с в статье П. Киевского).

Нельзя критиковать известного автора, нельзя ответить ему, если не приводить це­ликом хотя бы главнейших положений его статьи. А как только приведешь целиком хотя бы одно положение П. Киевского, всегда оказывается, что у него на любую фразу приходится 2—3 ошибки или непродуманности, извращающие марксизм!

1) П. Киевский не заметил, что национальное восстание есть тоже «защита отечест­ва»! А между тем капелька размышления убедит всякого, что это именно так, ибо вся­кая «восстающая нация» «защищает» себя от нации угнетающей, защищает свой язык, свой край, свое отечество.

Всякий национальный гнет вызывает отпор в широких массах народа, а тенденция всякого отпора национально угнетенного населения есть национальное восстание. Если мы наблюдаем нередко (особенно в Австрии и России), что буржуазия угнетенных на­ций только болтает о национальном восстании, а на деле вступает в реакционные сдел­ки с буржуазией угнетающей нации за спиной и против своего народа, то в таких слу­чаях критика революционных марксистов должна направляться не против националь­ного движения, а против измельчания, опошления его, извращения в мелочную драчку. Кстати сказать, очень многие австрийские и российские социал-демократы забывают это и свою законную ненависть к мелкой, пошлой, мизерной


114__________________________ В. И. ЛЕНИН

национальной грызне вроде споров и драк из-за того, на каком языке название улицы должно стоять наверху вывески и на каком внизу, — свою законную ненависть к этому превращают в отрицание поддержки национальной борьбы. Мы не будем «поддержи­вать» комедийной игры в республику в каком-нибудь княжестве Монако или «респуб­ликанские» авантюры «генералов» в мелких государствах южной Америки или какого-нибудь острова в Тихом океане, но отсюда не вытекает позволительность забыть лозунг республики для серьезных демократических и социалистических движений. Мы осмеи­ваем и должны осмеивать мизерную национальную грызню и национальное торгашест­во наций в России и Австрии, но отсюда не вытекает, чтобы позволительно было отка­зать в поддержке национальному восстанию или всякой серьезной, общенародной борьбе против национального гнета.

2) Если национальные восстания невозможны в «империалистскую эпоху», то П. Киевский не вправе говорить о них. Если они возможны, то все его бесконечные фразы о «монизме», о том, что мы «выдумываем» примеры самоопределения при империа­лизме и прочее и тому подобное — все это разлетается в прах. П. Киевский побивает сам себя.

Если «мы» «активно сопротивляемся подавлению» «национального восстания» — случай, взятый, как возможный, «самим» П. Киевским, — то что это значит?

Это значит, что действие получается двоякое, «дуалистическое», если употреблять философский термин столь же некстати, как некстати употребляет его наш автор, (а) Во-1-х, «действие» национально-угнетенного пролетариата и крестьянства вместе с национально-угнетенной буржуазией против угнетающей нации; (б) во-2-х, «действие» пролетариата или сознательной его части в угнетающей нации против буржуазии и всех идущих за ней элементов угнетающей нации.

Бесконечное количество фраз против «национального блока», национальных «иллю­зий», против «яда» национализма, против «разжигания национальной ненависти» и то­му подобное — фраз, которые наговорил


___________________________ О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_________________________ 115

П. Киевский, оказалось пустяками, ибо, советуя пролетариату угнетающих стран (не забудем, что автор считает этот пролетариат силой серьезной) «активно сопротивляться подавлению национального восстания», автор тем самым ρ аз ж и гае m национальную ненависть, автор тем самым поддерживает «блок с буржуазией» рабочих угнетен­ных стран.

3) Если возможны национальные восстания при империализме, то возможны и на­
циональные войны. Никакой серьезной разницы между тем и другим в политическом
отношении нет. Военные историки войн вполне правы, когда восстания тоже относят к
войнам. П. Киевский, не подумав, побил не только себя, но и Юниуса и группу «Ин­
тернационал», которые отрицают возможность национальных войн при империализме.
А это отрицание есть единственное мыслимое теоретическое обоснование для взгляда,
отрицающего самоопределение наций при империализме.

4) Ибо — что такое «национальное» восстание? Восстание, стремящееся создать по­
литическую
независимость угнетенной нации, т. е. особое национальное государство.

Если пролетариат угнетающей нации является серьезной силой (как предполагает и должен предполагать автор для эпохи империализма), то решимость этого пролетариа­та «активно сопротивляться подавлению национального восстания» не есть ли со­действие созданию особого национального государства? Конечно, есть!

Наш храбрый отрицатель «осуществимости» самоопределения договорился до того, что сознательный пролетариат передовых стран должен содействовать осуществле­нию этой «неосуществимой» меры!

5) Почему «мы» должны «активно сопротивляться» подавлению национального вос­
стания? П. Киевский приводит только один довод: «так как этим мы будем вести борь­
бу против нашего смертельного врага — империализма». Вся сила этого довода сводит­
ся к сильному словечку: «смертельный», как вообще у автора сила аргументов заменя­
ется силой крепких и звонких


116__________________________ В. И. ЛЕНИН

фраз, «вбиванием кола в трепещущее тело буржуазии» и тому подобными украшения­ми стиля в духе Алексинского.

Но этот аргумент П. Киевского неверен. Империализм; такой же «смертельный» наш враг, как и капитализм. Это так. Но ни один марксист не забудет, что капитализм про­грессивен по отношению к феодализму, а империализм по отношению к домонополи­стическому капитализму. Значит, не всякую борьбу против империализма мы вправе поддержать. Борьбу реакционных классов против империализма мы не поддержим, восстания реакционных классов против империализма и капитализма мы не поддер­жим.

Значит, если автор признает необходимость помочь восстанию угнетенных наций («активно сопротивляться» подавлению значит помогать восстанию), то автор тем са­мым признает прогрессивность национального восстания, прогрессивность образова­ния, в случае успеха этого восстания, особого и нового государства, установления но­вых границ и т. д.

Автор буквально не сводит концов с концами ни в одном своем политическом рас­суждении!

Ирландское восстание 1916 года, происшедшее после опубликования в «Vorbote» № 2 наших тезисов, доказало, кстати сказать, что о возможности национальных восста­ний далее в Европе говорилось не на ветер!

ОСТАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ЗАТРОНУТЫЕ И ИЗВРАЩЕННЫЙ П. КИЕВСКИМ

Мы заявили в своих тезисах, что освобождение колоний есть не что иное, как само­определение наций. Европейцы часто забывают, что колониальные народы тоже на­ции, но терпеть такую «забывчивость» значит терпеть шовинизм.

П. Киевский «возражает»:

«Пролетариата в собственном смысле этого слова нет» в чистом типе колоний (конец § с в гл. II). «Для кого же тогда выставлять «самоопределение»? Для колониальной буржуазии? Для феллахов? Для крестьян? Конечно, нет. По отношению к коло-


О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ_______________ 117

ниям социалистам (курсив П. Киевского) нелепо выставлять лозунг самоопределения, ибо вообще неле­по выставлять лозунги рабочей партии для стран, где нет рабочих».

Как ни страшен гнев П. Киевского, объявляющего нашу точку зрения «нелепой», мы все же осмелимся почтительно заметить ему, что его доводы ошибочны. Только пе­чальной памяти «экономисты» думали, что «лозунги рабочей партии» выставляются только для рабочих. Нет, эти лозунги выставляются для всего трудящегося населения, для всего народа. Демократической частью нашей программы — о значении которой «вообще» не подумал П. Киевский — мы обращаемся специально ко всему народу и потому говорим в этой части программы о «народе».

К колониальным и полуколониальным народам мы отнесли 1000 млн. населения, и П. Киевский этого конкретнейшего заявления нашего опровергнуть не потрудился. Из 1000 млн. населения свыше 700 млн. (Китай, Индия, Персия, Египет) принадлежит к странам, где рабочие есть. Но даже для тех колониальных стран, где нет рабочих, где есть только рабовладельцы и рабы и т. п., не только не нелепо, а обязательно для вся­кого марксиста выставлять «самоопределение». Немножко подумав, П. Киевский, веро­ятно, поймет это, как поймет и то, что «самоопределение» выставляется всегда «для» двух наций: угнетенной ж угнетающей.

Другое «возражение» П. Киевского:

«Поэтому мы ограничиваемся по отношению к колониям отрицательным лозунгом, т. е. требованием, предъявляемым социалистами к своим правительствам — «вон из колоний!» Это требование, не реали­зуемое в пределах капитализма, заостривает борьбу против империализма, но не противоречит развитию, ибо социалистическое общество не будет владеть колониями».

Неспособность или нежелание автора хоть сколько-нибудь подумать о теоретиче­ском содержании полити-

* Советуем П. Киевскому перечесть писания А. Мартынова и К0 в 1899—1901 годах. Он найдет там много «своих» аргументов.

Некоторые курьезные противники «самоопределения наций» возражают против нас тем доводом, что «нации» разделены на классы! Этим карикатурным марксистам мы указываем обычно, что у нас в демократической части программы говорится о «самодержавии народа».


118__________________________ В. И. ЛЕНИН

ческих лозунгов прямо поразительны! Неужели дело меняется от того, что мы вместо теоретически точного политического термина употребим агитационную фразу? Сказать «вон из колоний» значит именно спрятаться от теоретического анализа за сень агитаци­онной фразы! Всякий агитатор нашей партии, говоря об Украине, Польше, Финляндии и пр., вправе сказать царизму («своему правительству») «вон из Финляндии и т. д.», но толковый агитатор поймет, что нельзя выставлять ни положительных ни отрицатель­ных лозунгов только для «заостривания». Только люди типа Алексинского могли на­стаивать на том, что «отрицательный» лозунг «вон из черной Думы» можно оправдать стремлением «заострить» борьбу против известного зла.

Заостривание борьбы есть пустая фраза субъективистов, забывающих, что марксизм требует для оправдания всякого лозунга точного анализа и экономической действи­тельности, и политической обстановки, и политического значения этого лозунга. Не­ловко разжевывать это, но как же быть, когда вынуждают к этому?

Обрывать теоретическую дискуссию по теоретическому вопросу агитационными выкриками — к этой манере Алексинского мы присмотрелись, но это плохая манера. Политическое и экономическое содержание лозунга «вон из колоний» одно и только одно: свобода отделения Для колониальных наций, свобода образования отдельного государства! Если общие законы империализма, как думает П. Киевский, препятствуют самоопределению наций, делают его утопией, иллюзией и пр. и пр., то как же можно, не подумав, установлять исключение из этих общих законов для большинства наций мира? Ясно, что «теория» П. Киевского есть карикатура на теорию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...