Специфика формирования культуры поведения у старших дошкольников
Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении. Организация жизни детей в детском саду также содержит значительный резерв воспитания культуры поведения. Во-первых, время и возможности индивидуального общения ребенка со взрослыми в детском саду по сравнению с семьей существенно ограничены. Во-вторых, в отличие от семьи, ребенок постоянно находится в обществе сверстников. С точки зрения морального развития наличие группы сверстников имеет принципиальное значение. В такой группе ребенок уже с двух-трех лет приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия с равными себе людьми. Он попадает в сферу различных социальных конфликтов и путей их преодоления; начинает занимать определенное место в группе и во взаимоотношениях с другими; приобщается к групповым нормам, которые являются мощным фактором морального становления [28,67]. Все это открывает широкие возможности для руководства моральным развитием личности дошкольника и определяет важное направление методической работы. Оно основано на том, что методы морального воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям. Одним из путей такой передачи является применение воспитателем приемов, которые заимствуются детьми и используются ими в дальнейшем самостоятельно.
Основными задачами воспитания культуры поведения детей первой младшей группы являются: - обеспечение опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (становление групповой нормы предотвращения агрессии в адрес членов группы; появление предпосылок сочувствия и сопереживания сверстнику); - формирование у каждого ребенка уверенности в симпатии и внимании воспитателя к нему лично и ощущение своего равенства с остальными детьми [21, 56]. Необходимость создания у детей этого возраста опыта доброжелательных отношений со сверстниками продиктована в первую очередь ситуацией, в которую они попадают, впервые приходя в детский сад. Оказавшись в большом обществе сверстников, дети, естественно, реагируют друг на друга: дружно плачут, если один упал, ушибся и заплакал; так же дружно шумят и прыгают, если кто-то начал таким способом выражать свою радость; могут укусить за щеку или за нос, толкнуть сверстника, отнять игрушку и т.п. Такое поведение не свидетельствует об агрессивности ребенка. Оно вызвано неумением общаться со сверстником (особенно в конфликтных ситуациях) и непониманием его прав и переживаний, что свойственно этому возрасту [23,54]. Предоставленные самим себе, многие дети быстро перенимают у других «силовые» приемы. Это входит в привычку, а те, кто к ним особенно склонен, начинают со временем просто терроризировать более слабых и миролюбивых детей. Таким образом, подобные формы поведения, случайные вначале, повторяясь и закрепляясь, могут порождать в группе достаточно напряженную и неприятную атмосферу, что влияет на нервную систему детей и их желание посещать детский сад. Складываясь в привычку, такое поведение ложится в основу бесцеремонного отношения к другим, а это представляет опасность и в моральном плане.
Чтобы добиться спокойных и дружелюбных отношений между детьми уже в этом возрасте, можно использовать следующие направления работы. Первое – систематическое торможение нежелательных форм поведения, что достаточно быстро дает практический результат. Второе – постепенное формирование сочувственного и уважительного отношения к другим. Плоды этой работы обнаруживаются не скоро, но являются важнейшей предпосылкой дальнейшего морального развития. Агрессия по отношению к сверстнику не есть проявление устойчивого плохого отношения к нему, а скорее импульсивная реакция по отдельным поводам, поэтому она может быть заторможена в момент ее появления. Если торможение осуществляется систематически, нежелательные реакции быстро исчезают. Эффективность торможения агрессии определяется следующими обстоятельствами: 1) ребенок должен научиться отчетливо, выделять запрещенные формы поведения; 2) число запрещенных форм поведения должно быть ограниченным, не более одного-двух. Первое обстоятельство связано с тем, что, когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, на него обрушивается огромное количество правил и требований: как мыть руки, как складывать одежду, как вести себя за столом и во время тихого часа, как обращаться с игрушками и т.д. и т.п. Сразу усвоить все эти требования физически невозможно. Поэтому требования к взаимодействию и взаимоотношениям со сверстниками (социальные требования) необходимо специально выделить из всех режимных, гигиенических и бытовых требований. Добиться этого лучше так: реакция воспитателя на нарушение социальных требований должна явно отличаться от его реакции на нарушение прочих требований. Если воспитатель одинаково реагирует на забрызганные при умывании рукава и на кусание сверстника, ребенку трудно понять разницу между ними. [16]. А это необходимо, т.к. факты насилия в отношении других должны пресекаться быстро, решительно и у всех без исключения. Более того, насилие в отношении другого должно пресекаться и осуждаться достаточно эмоционально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|