Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика уровня сформированности культуры поведения у старших дошкольников




 

Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.

При проведении диагностики следует придерживаться основных правил обследования ребенка.

1. Ради обследования не стоит отвлекать ребенка, если он чем-то занят, увлечен. Постарайтесь выбрать такой момент, когда он готов пойти с вами на контакт.

2. Самой главной задачей на первом этапе является установление хорошего контакта между взрослым и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечат взаимопонимание. Только от взрослого зависит настроение ребенка во время диагностики. Помогите ему сосредоточиться, дайте возможность увлечься.

3. Место проведения диагностической процедуры должно быть достаточно уединенным, чтобы другие дети или взрослые (например, родители) не мешали вашему общению, не отвлекали ребенка и уж тем более не давали советов по поводу выполнения задания. Если это незнакомое место для ребенка (например, кабинет психолога), то дайте ему возможность и время осмотреться, освоится. В противном случае ребенок будет думать не о вашем задании, а будет занят изучением нового для него окружения.

4. Следите за состоянием ребенка в ходе обследования: постарайтесь заметить первые признаки усталости, дискомфорта у ребенка и, если не удастся их преодолеть, поблагодарите ребенка за работу и отложите ваше общение на другой день.

5. Не обещайте поощрений и наград за работу, постарайтесь для ребенка сделать приятным само общение с вами.

6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не оценивайте его, не комментируйте его ответы, не выражайте недоумения, радости или порицания: в данном случае ваша задача – констатировать уровень развития личности ребенка, а не воспитывать его.

Методика «Закончи историю».

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:

- доброта – злость;

- щедрость – жадность;

- трудолюбие – лень;

- правдивость – лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки».

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.

Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Мы изучали уровень развития морального поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа) г.Казань, посещающих ДОУ № 405. Диагностику морального поведения мы проводили на основе методик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки».

На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» свидетельствует, что у большинства детей (50%) сформированность культуры поведения на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали образом:

Взрослый: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

Сережа: На.

Взрослый: Как поступил Коля?

Сережа: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Сережа: Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму.

На высоком уровне развития морального сознания находится 5 детей (23%). Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Примерные ответы детей:

Взрослый: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Семен: Я сломал.

Взрослый? Почему он так сказал?

Семен: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.

Взрослый: Как поступил Петя?

Семен: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Семен: Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Семен назвал норму и мотивировал ее.

На низком уровне развития морального сознания находится 6 человек (27%). Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Примерные ответы детей:

Взрослый: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Катя: Ладно, помогу.

Взрослый: Как поступила Оля?

Катя: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Катя: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Катя оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.

 

Таблица 1 - Результаты диагностики по методике «Закончи историю»

Уровень

 

Кол-во детей %
Очень низкий - -
Низкий 6 27%
Средний 11 50%
Высокий 5 23%
Итого 22 100%

 

Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 4 человека (18%). Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Даниил: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался).

Даниил: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Даниил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 15 детей (68%). Дети правильно раскладывали картинки – с правой стороны – хорошие поступки, с левой – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Рома положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

 

Таблица 2 - Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки»

Уровень

 

Кол-во детей %
Очень низкий - -
Низкий 3 14%
Средний 15 68%
Высокий 4 18%
Итого 22 100%

 

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 3 ребенка (14%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, т.к. «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, - направо («что учительница скажет, то и надо делать»). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и проведения программы по формированию культуры поведения дошкольников, использую перечисленные в теоретической части исследования.


Заключение

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Моральное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления.

Основные цели морального воспитания ребенка:

- становление морального поведения, т.е. сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях;

- овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного);

- возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм.

2. Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс морального воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении.

Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв морального воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства моральным развитием личности дошкольника и определяет важное направление методической работы. Оно основано на том, что методы морального воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям.


Список использованной литературы

 

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. – 123 с.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1991. – 211 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.- Воронеж, МОДЭК, 1999. – 368 с.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. – 56 с.

5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Просвещение, 1997. – 154с.

6. Венгер Л.А. Психологические особенности шестилетних детей. – М.: Педагогика, 1985. – 232 с.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др./Под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

8. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1999. – 212 с.

9. Долгополова А. В. Подготовка старших детей к обучению в школе в системе развивающих игр. - Самара, 1997 г. – 286 с.

10. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1987. – 365 с.

11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Педагогика, 1993. – 234 с.

12. Игры с правилами в детском саду/Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1990 г.- 122 с.

13. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. – М., 1994. – 167 с.

14. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с.

15. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1986. – 423 с.

16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1994. – 301 с.

17. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. – 302 с.

18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Аист-Пресс, 1995. – 212 с.

19. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 2002. – 412с.

20. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.:Педагогика,1992. – 160 с.

21. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М., Просвещение, 1989. - 235с.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 368 с.

23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.:Педагогика-Пресс,1999. – 127 с.

24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1997. – 287 с.

25. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

26. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.,1991. – 303 с.

27. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть/Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. – М., 1995. – 129 с.

28. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. - М.: «Школа-Пресс», 1997 г. – 404 с.

29. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. – М., 1995. – 193 с.

30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., Владос, 1995. – 320 с.

31. Шаграева О.А. Детская психология. - Москва, Флинта, 2001. – 334с.

32. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 192 с.

33. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое издание. - М.: Гуманитарное издательство «Владос», 1999. – 383 с.

34. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985. – 314 с.

35. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...