Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развивающей среды в средней группе дошкольников. Игра - как ведущий вид деятельности




 

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение. Развивающая среда всегда меняется: создается на длительный срок - оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, или более динамично - при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, развлекательное мероприятие, на время постановки сказки. Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Принцип полфункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Если говорить о наиболее эффективных формах и методах развития мышления дошкольников, то в современной научной литературе этот вопрос остаётся спорным. Исследования А.Г. Хрипковой [41],Е.В. Субботского [42] и др., подтверждают, что процесс социализации проходит через трансформацию уже имеющихся появление новых видов деятельности: игру, элементы учебной и трудовой, а также продуктивной деятельности.

Это заставило теоретиков и практиков дошкольного воспитания вспомнить про игру. Однако место игры в обучении так чётко и не было определено. Практика введения игрушек на занятиях не решает проблемы: игрушки могут отвлекать детей от занятия, могут не приниматься ими во внимание, но не могут превратить уроки в игру. В детском саду возникла тенденция сводить игру к заорганизованным массовым действам: педагог «проводит» с детьми игру, так как проводят занятия, - руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивает их и т.п. Иначе говоря, игра - это средство проработки знаний. Она должна носить коллективный характер. При этом каждый ребёнок не только обязан подчиняться этой игре, но и «хотеть» играть в то, во что играет вся группа.

Для того чтобы осуществлять адекватные психолого-педагогические воздействия по отношению к игре, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представление о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разного возраста и в разные виды игр.

Попытка подобрать игры, содержащие ситуации, аналогичные содержанию занятий также не увенчались успехом.

Для решения проблемы взаимоотношения обучения и игры необходима теоретическая проработка понятия игры и игровой формы деятельности. В контексте нашей работы, мы будем пользоваться определением, данным Н.П. Аникеевой [40, с. 8], понимая под игрой вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Материалы Ю.П. Азарова [43], Н.П. Аникеевой [40], О.С. Газмана [44], С.Ф. Занько [45], Б.П. Никитина [46] и др. посвящены проблеме игровой деятельности. Можно выделить следующие функции игровой деятельности: развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес; коммуникативная - освоение навыков общения; самореализации - проявить и реализовать личные возможности; игро-терапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности; диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализация - включение в систему общественных отношений.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которых личность себя реализует. В структуру игры как процесса входят:

. роли, взятые на себя играющими;

. игровые действия как средства реализации этих ролей;

. игровое употребление предметов (замещение);

. реальные отношения между играющими;

. сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Следует различать игры по виду их деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру образовательного процесса выделяют: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, психотерапевтические.

Обширна типология, исходя из характера игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По предметной области выделяют игры по всем отраслям науки и техники.

Специфику игровой технологии также в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные и комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а так же с различными средствами передвижения.

Игра является одним из главных атрибутов детства. Интерес к ней испытывают и трёхлетние малыши, и тринадцатилетние подростки, однако она становится буквально стилем жизни для ребёнка дошкольного возраста. По мнению известных педагогов и психологов, игровая деятельность обнаруживает особенности мышления, воображения, эмоционального состояния каждого её участника и, таким образом, является непременным условием здорового развития психики ребёнка.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...