Бытия чтение. Прокимен, глас 4. Притчей чтение. Затем:Да исправится молитва моя:и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров.
Бытия чтение Был Аврам девяноста девяти лет, и явился Господь Авраму и сказал ему: «Я – Бог твой; твори угодное предо Мною и будь непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тебя весьма». И пал Аврам на лицо своё. И сказал ему Бог, говоря: «(И Я – ) вот завет Мой с тобою: И будешь ты отцом множества народов, и не будешь (больше) называться именем своим Аврам, но будет имя тебе: Авраам, ибо отцом многих народов Я назначил тебя. И весьма, весьма возращу тебя, и произведу от тебя народы, и цари от тебя произойдут. И поставлю завет Мой между Мною и между тобою и между семенем твоим после тебя в роды их заветом вечным, чтобы быть Мне Богом твоим и семени твоего после тебя. И дам тебе и семени твоему (после тебя) землю, на которой ты живешь поселенцем, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом». И сказал Бог Аврааму: «Ты же будешь соблюдать завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их». Быт 17: 1–9 Прокимен, глас 4 Воспойте Господу / песнь новую. Стих: Воспойте Господу, благословите имя Его. Пс 95: 1а, 2а Притчей чтение Сын мудрый радует отца, а сын глупый высмеивает мать свою. Стези неразумного лишены ума, а муж разумный прямо ходит. Откладывают замыслы не уважающие совещаний, а в сердцах советующихся пребывает совет. Не послушается его злой и не скажет ничего своевременного и доброго на общую пользу. Пути жизни – мысли разумного, чтобы уклонившись от ада, он был спасен. Дома дерзких ниспровергает Господь, а укрепил Он предел вдовы. Мерзость для Господа расчет неправедный, а речи чистых – почтенны. Губит самого себя взяточник, а ненавидящий получать дары – спасается. Милостынями и верностью очищаются грехи, а страхом Господним всякий уклоняется от зла. Сердца праведных поучаются вере, а уста нечестивых отвечают злом. Приятны пред Господом пути мужей праведных, и чрез них и враги друзьями становятся. Далеко отстоит Бог от нечестивых, а молитвы праведных слышит. Глаз, видящий доброе, радует сердце, а хорошая весть утучняет кости. Слушающий обличения жизни, посреди мудрых водворится. Кто отвергает наставление ненавидит самого себя, а соблюдающий обличения любит душу свою. Страх Господень – наставление и мудрость, и начало славы ответит ей, (смиренным же предшествует слава). Человеку – намерения сердца, и от Господа – ответ языка. [Насколько ты велик, настолько смиряй самого себя, и пред Господом, Богом твоим, найдешь благодать. ] Все дела смиренного явны для Бога, и утверждает ду́ х – Господь. Возложи на Господа дела твои, и расчеты твои утвердятся. Всё сделал Господь ради Себя; а нечестивые в день злой погибнут. Нечист пред Богом всякий надменный сердцем; а кто руку в руки влагает неправедно, не останется невиновным. Начало пути доброго – делать правду; и это приятнее пред Богом, чем приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; а верно ищущие Его найдут мир. Все дела Господа – с правдою, нечестивый же блюдется на день злой. [Лучше получить немного с правдою, чем многие плоды – с неправдою. Сердце мужа да размышляет о праведном, чтобы Богом направлялись шаги его. ]
Притч 15: 20–33; 16: 1–6 Затем: Да исправится молитва моя: и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Если же не будет Литургии Преждеосвященных: На Господи воззвах, поем три стихиры подобны Триоди и 24 стихиры Великого канона. На стиховне самогласен дня дважды, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен: и прочее. Прокимен. И чтения. На трапезе разрешается елей, испиваем и вина ради труда на предстоящем бдении. Заботящиеся же о своем спасении воздержанию прилежат; множайшии же посту нелицемерну. Повечерие малое без поклонов совершаем в келлиях; после Трисвятого читаем кондак Великого канона; также и Полунощницу.
В ЧЕТВЕРГ НА УТРЕНИ После шестопсалмия поем Аллилуия, Троичны гласа и одну кафизму. Затем седальны Октоиха и читаем житие преподобной Марии на две статии. Житие преподобной Марии Египетской. Часть 1 В одном палестинском монастыре в окрестностях Кесарии жил преподобный инок Зосима. Отданный в монастырь с самого детства, он подвизался в нем до пятидесяти трех лет, когда был смущен помыслом: «Найдется ли и в самой дальней пустыне святой муж, превзошедший меня в трезвении и делании? » Лишь только он помыслил так, ему явился Ангел Господень и сказал: «Ты, Зосима, по человеческой мере неплохо подвизался, но из людей нет праведного ни одного (Рим 3: 10). Чтобы ты уразумел, сколько есть еще иных и высших образов спасения, выйди из этой обители, как Авраам из дома отца своего (Быт 12: 1), и иди в монастырь, расположенный при Иордане». Тотчас авва Зосима вышел из монастыря и, по слову Ангела, пришел в Иорданский монастырь и поселился в нем. Здесь увидел он старцев, истинно просиявших в подвигах. Авва Зосима стал подражать святым инокам в духовном делании. Так прошло много времени, и приблизилась святая Четыредесятница. В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и положенное число земных поклонов, старцы, испросив друг у друга прощения, брали благословение у игумена и под общее пение псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся? » (Пс 26: 1) открывали монастырские ворота и уходили в пустыню. Каждый из них брал с собой умеренное количество пищи, кто в чем нуждался, некоторые же и вовсе ничего не брали в пустыню и питались кореньями. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и подвизается.
Когда заканчивался Великий пост, иноки возвращались в монастырь на Вербное воскресенье с плодом своего делания (Рим 6: 21–22), испытав свою совесть (1 Петр 3: 16). При этом никто ни у кого не спрашивал, как он трудился и совершал свой подвиг. В тот год и авва Зосима, по монастырскому обычаю, перешел Иордан. Ему хотелось глубже зайти в пустыню, чтобы встретить кого-нибудь из святых и великих старцев, спасающихся там и молящихся за мир. Он шел по пустыне двадцать дней и однажды, когда он пел псалмы шестого часа и творил обычные молитвы, вдруг справа от него показалась как бы тень человеческого тела. Он ужаснулся, думая, что видит бесовское привидение, но, перекрестившись, отложил страх и, окончив молитву, обратился в сторону тени и увидел идущего по пустыне обнаженного человека, тело которого было черно от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы побелели, как агнчее руно. Авва Зосима обрадовался, так как за эти дни не видел ни одного живого существа, и тотчас направился в его сторону. Но лишь только нагой пустынник увидел идущего к нему Зосиму, тотчас пустился от него бежать. Авва Зосима, забыв свою старческую немощь и усталость, ускорил шаг. Но вскоре он в изнеможении остановился у высохшего ручья и стал слезно умолять удалявшегося подвижника: «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем». Неизвестный, не оборачиваясь, крикнул ему: «Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я ведь женщина, и нет на мне, как видишь, никакой одежды для прикрытия телесной наготы. Но если хочешь помолиться обо мне, великой и окаянной грешнице, брось мне покрыться свой плащ, тогда смогу подойти к тебе под благословение». «Не знала бы она меня по имени, если бы святостью и неведомыми подвигами не стяжала дара прозорливости от Господа», – подумал авва Зосима и поспешил исполнить сказанное ему. Прикрывшись плащом, подвижница обратилась к Зосиме: «Что вздумалось тебе, авва Зосима, говорить со мной, женщиной грешной и немудрой? Чему желаешь ты у меня научиться и, не жалея сил, потратил столько трудов? »
Он же, преклонив колена, просил у нее благословения. Так же точно и она преклонилась пред ним, и долго оба один другого просили: «Благослови». Наконец подвижница сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары». Эти слова еще больше устрашили преподобного Зосиму. С глубоким вздохом он отвечал ей: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня, Господа ради». Уступив наконец упорству Зосимы, преподобная сказала: «Благословен Бог, хотящий спасения всем человекам». Авва Зосима ответил «Аминь», и они встали с земли. Подвижница снова сказала старцу: «Чего ради пришел ты, отче, ко мне, грешнице, лишенной всякой добродетели? Впрочем, видно, благодать Духа Святого наставила тебя сослужить одну службу, потребную моей душе. Скажи мне прежде, авва, как живут ныне христиане, как растут и благоденствуют святые Божии Церкви? » Авва Зосима отвечал ей: «Вашими святыми молитвами Бог даровал Церкви и нам всем совершенный мир. Но внемли и ты, мольбе недостойного старца, мать моя, помолись, ради Бога, за весь мир и за меня, грешного, да не будет мне бесплодным это пустынное хождение». Святая подвижница сказала: «Тебе скорее надлежит, авва Зосима, имея священный чин, за меня и за всех молиться. На то тебе и сан дан. Впрочем, все повеленное мне тобою охотно исполню ради послушания Истине и от чистого сердца». Сказав так, святая обратилась на восток и, возведя очи и подняв руки к небу, начала шепотом молиться. Старец увидел, как она поднялась в воздухе на локоть от земли. От этого чудного видения Зосима повергся ниц, усердно молясь и не смея произнести ничего, кроме «Господи, помилуй! » Ему пришел в душу помысл – не привидение ли это вводит его в соблазн? Преподобная подвижница, обернувшись, подняла его с земли и сказала: «Что тебя, авва Зосима, так смущают помыслы? Не привидение я. Я – женщина грешная и недостойная, хотя и ограждена святым Крещением». Сказав это, она осенила себя крестным знамением. Видя и слыша это, старец пал со слезами к ногам подвижницы: «Умоляю тебя Христом, Богом нашим, не таи от меня своей подвижнической жизни, но расскажи ее всю, чтобы сделать явным для всех величие Божие. Ибо верую Господу Богу моему, Им же и ты живешь, что для того и был я послан в эту пустыню, чтобы все твои постнические деяния сделал Бог явными для мира».
И святая подвижница сказала: «Смущаюсь, отче, рассказывать тебе о бесстыдных моих делах. Ибо должен будешь тогда бежать от меня, закрыв глаза и уши, как бегут от ядовитой змеи. Но всё же скажу тебе, отче, не умолчав ни о чем из моих грехов; ты же, заклинаю тебя, не преставай молиться за меня, грешную, да обрящу дерзновение в День Суда.
Затем псалом 50. И начинаем Великий канон преподобного отца нашего Андрея Критского и Иерусалимского, повторяя на каждый тропарь припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|