Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод опроса (анкетирования)

 

Использование опросных листов или анкет является одним из самых популярных методов маркетингового исследования.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от объекта используется оформленный список вопросов — анкета.

Анкетирование — одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Во время анкетирования контакт с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Несмотря на многочисленные преимущества, метод обладает рядом недостатков, из числа которых можно обратить внимание на следующие:

· Неизвестно какая степень подробности ответов обеспечивает обоснованный ответ.

· Не всякий опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов.

· Анализ анкет позволяет понять, что думают люди, но не разъясняет, почему они придерживаются данной точки зрения.

· Не формируется список сильных сторон и областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования.

· Точность результатов зависит от качества задаваемых вопросов.

По форме вопросы разделяются на открытые - предлагается дать свободный ответ - и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.

По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к предмету исследования.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

Рассмотрим данный метод для получения данных о потребительских предпочтениях участников опроса в культурной среде. В этом опросе было задействовано 44 человека. Сегментная группа – учащиеся старших классов средней школы и высших учебных заведений (Возраст от 15 лет до 21 года). Способ анкетирования – почтовое. Всем участникам была выслана анкета (см. Приложение 2).

Проведенный анализ этих анкет показал следующие результаты:

1) На вопрос «Как Вы чаще всего проводите досуг?» наиболее популярными ответами были «посещаю культурные заведения (театры, музеи, дискотеки, ДК и т.д.) (45%), «читаю книги, периодическую литературу» (45%), «гуляю по улице» (41%). «Занимаюсь различными хобби»(танцы, рисование и т.д.) ответило 36% опрошенных. Ответ «смотрю телевизор» был наименее популярным (23%).

2) На вопрос «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?» наиболее популярными ответами были театры (95%), кинотеатры (95%), музеи (65%). Выставки отметило 45% опрошенных, дискотеки и ночные клубы – 41%. Концерты эстрадной музыки предпочитают 23%, а концерты классической музыки всего лишь 18%. Вариант «все безразличны» не был выбран.

3) На вопрос «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?» самыми частым ответом был кинотеатры (77%). Остальные варианты не прошли 50-процентный барьер. Чаще всего посещают театр 41% опрошенных, выставки – 36%, музеи – 27%. Дискотеки и концерты эстрадной музыки выбрали 23%. Судя по данному опросу наименее всего посещают концерты классической музыки (4%). Вариант «все безразличны» никто не отметил.

4) На вопрос «Как часто Вы посещаете культурные заведения?» 50% анкетируемых ответило «1 раз в неделю», 30% 1 раз в месяц, 14% несколько раз в неделю. Наименее популярными вариантами оказались 1 раз в год (4%) и не посещаю (2%).

5) На вопрос «С кем чаще всего Вы посещаете культурные заведения?» были получены следующие результаты: 86% предпочитают посещать культурные заведения с друзьями. Это самый был популярный ответ, остальные варианты не прошли даже 10-процентный барьер. 7% опрошенных посещают заведения культуры одни. Вариант «со своей 2-ой половинкой» выбрали 5%, «с родителями» - 2%. За варианты «с детьми» и «всей семьей» не было получено ни одного голоса в связи с тем, что анкетирование проходила определенная сегментная группа - учащиеся.

6) На вопрос «Какую цель Вы преследуете, отправляясь в культурное заведение?» самым популярным ответом был «интересно провести время» (68%) и узнать больше нового о культуре (55%). Далее шли варианты «составить компанию и пообщаться с друзьями (другом / подругой, семьей)» (28%) и «познакомиться с новыми людьми» (14%). Вариант «убить» время» не был выбран.

7) Вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)?» не только требовал ответить «Да/Нет», но и просил указать то, что не устраивает опрошенного в учреждении СКС.

Учреждения были сгруппированы на 3 вида: 1)театр, кинотеатр 2)выставка, музей 3)дискотека, ночной клуб.

Опрос показал, что 91 % были удовлетворены качеством театров и кинотеатров, 9%, соответственно, не удовлетворены. Причинами неудовлетворенности стали: «отсутствие достойных фильмов», «однотипные фильмы», «скучные пьесы». 86% были довольны качеством выставок и музеев, 14% - не довольны. Причин неудовлетворенности никто не отметил. 64% удовлетворены качеством дискотек и ночных клубов, 36% - нет. Причинами недовольства стали: «плохая, скучная музыка», «дороговизна алкоголя в барах», «несовпадение музыкальных интересов».

8) На вопрос «Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения?» 95 % опрошенных ответило «ДА» и 5% - нет. На вопрос «Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?» наиболее частыми ответами были «нет свободного времени» (77%), финансовые трудности (45%). Также были даны другие варианты: «нет компании» (16%) «не позволяет здоровье» (14%) «опасность из-за криминальной обстановки» (7%)

9) На вопрос «Привлекают ли Вас различные конкурсы, лотереи на культурно-массовых мероприятиях?» «ДА» ответили 45,5%, «НЕТ» - 54,5%

10) На вопрос «Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях? «ДА» ответили 68%, «НЕТ» - 32%

11) На вопрос «Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений»? «ДА» ответили 66%, «НЕТ» - 34%

«Каких именно?»: «нет ничего в районе, где я живу» (23%), «театров» (27%), «кинотеатров»(18%), «музеев» (16%), «дискотек, ночных клубов» (7%).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время на рынке продукции сферы культуры представлены организации разных организационно-правовых форм, конкурирующие друг с другом, а также создаются новые негосударственные структуры в этой сфере (культурно-информационные комплексы, театры, музеи, продюсерские центры, центры досуга, издательства, теле- и радиокомпании, киностудии).

 При этом необходимо учитывать, что сфера культуры характеризуется четким разделением на организации, услуги которых пользуются спросом, и те предприятия, услуги которых в настоящее время востребованы не полностью. Поэтому при формировании целей деятельности предприятия культуры представляется необходимым учет внутренних особенностей организаций культурной деятельности.

Основная задача маркетинговых исследований в области социально-культурной деятельности — выявление различных типов участия людей в культурной жизни по степени активности и отслеживания изменения этих типов среди различных социальных групп и общества в целом. Данные маркетинговые исследования предполагают наличие разнообразия применяемых методов на базе стандартизации используемых понятий, показателей, шкал, составление наглядных графиков и схем. Накопленный опыт исследований показывает четкую дифференциацию культурных запросов и предпочтений населения в зависимости от ряда социально-демографических и географических признаков, что напрямую связано разделением аудитории и поведением потребителей.

Организационные принципы проведения маркетинговых исследований в сфере культуры предопределяют ряд этапов — программирование, сбор, обработка, анализ данных, а также кооперирование проводимых исследований, с целью объединения усилий на наиболее трудоемких этапах социологического исследования, в частности, сбора и обработки информации. Чтобы обладать широким информационным полем организации должны использовать новейшие компьютерные разработки и достижения.

Рассмотренные принципы маркетинга и маркетинговых исследований в сфере культуры раскрывают важную роль данной деятельности в управлении культурной организацией. Учреждения культуры, занятые поиском путей оптимизации внутренней работы, в первую очередь должны разрабатывать маркетинговую стратегию, отличающуюся своей комплексностью и разнонаправленностью.

В целом, маркетинг в социально-культурной сфере отличается разнообразием применяемых инструментов, что дает широкие возможности организациям культуры решать экономические и социальные задачи своей деятельности.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс,

 2002. – 312 с.

2. Волкова М. К вопросу истории теории маркетинга // Маркетинг.-2001.-№4

3. Голубков Е.П.. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №3. - С. 23.

4. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. -№4.-С. 4.

5. Голубков Е.П. «Процесс маркетинговых исследований» // Маркетинг в России и за рубежом.- 1997. № 11,12

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с английского. -М.: «Росинтер», 1996. -704 с.

7. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.

8. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг, Омск - 1992.

11. Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства //Маркетинг в

России и за рубежом -1998.-№1

12. Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры// Маркетинг в России и за рубежом - 1998.-№5

13. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – Санкт-Петербург- государственный университет культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382

16. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом - 2001.- №3

17. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебное пособие/Санкт-Петербург -2003.;

18. Шекова Е. Л. К вопросу о классификации продукта сферы культуры Маркетинг - 2002. - №2

19. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. Монография / По заказу НИИ культуры. — М., 1992. -188 с.

20. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг - М.: «Сирин», 2001

 


Приложение 1

 

Важностные характеристики Абсолютно не важны 1 Не важны 2 Затрудняюсь ответить 3 Важны  4 Очень важны 5
1. Качество демонстрируемых фильмов          
2. Интерьер кинозала и фойе          
3. Цены на билеты          
4. Организация выставок в фойе          
5. Работа буфета, кафе, бара          
6. Работа игровых комплексов в фойе          
7. Проведение творческих вечеров и юбилеев          
8. Постоянная экспозиция ИЗО          
9. Концерты приглашенных коллективов          
10. Репертуар фильмов          
Исполнительные характеристики Абсолютно не важны 1 Не важны 2 Затрудняюсь ответить 3 Важны 4 Очень важны 5
1. Качество демонстрируемых фильмов          
2. Интерьер кинозала и фойе          
3. Цены на билеты          
4. Организация выставок в фойе          
5. Работа буфета, кафе, бара          
6. Работа игровых комплексов в фойе          
7. Проведение творческих вечеров и юбилеев          
8. Постоянная экспозиция ИЗО          
9. Концерты приглашенных коллективов          
10. Репертуар фильмов          

 


Приложение 2

 

АНКЕТА

 

В целях создания условий для более интересного и приятного проведения Вами свободного времени просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Отметьте, пожалуйста, выбранные варианты ответов (один или несколько вариантов) знаками «Х» или «V» (или другими), поставив их в квадрате напротив соответствующего варианта. Напишите, где это необходимо, Ваш ответ в указанном месте (__________).

 

1. Как Вы чаще всего проводите досуг?

- смотрите телевизор

- гуляете по улице

- читаете книги, периодическую литературу

- посещаете культурные заведения (театры, музеи, дискотеки и т.д.)

- другие занятия __________________

 

2. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?

 

- выставки

- концерты классической музыки

- концерты эстрадной музыки

- дискотеки

- театры

- кинотеатры

- музеи

- другое

- все безразличны

3. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?

 

- выставки

- концерты классической музыки

- концерты эстрадной музыки

- дискотеки

- театры

- кинотеатры

- музеи

- другое

- все безразличны

 

4. Как часто Вы посещаете культурные заведения?

 

- не посещаю

- 1 раз в год

- 1 раз в месяц

- 1 раз в неделю

- несколько раз в неделю

 

5. Чаще всего Вы посещаете культурные заведения

 

- один / одна

- с друзьями

- с родителями

- с детьми

- с женой / мужем

- всей семьей


6. Какую цель Вы преследуете, отправляясь в культурное заведение?

 

- узнать больше нового (о культуре)

- «убить» время

- интересно провести время

- познакомиться с новыми людьми

- составить компанию и пообщаться с друзьями (другом / подругой, семьей)

- другие цели ____________________________________

 

7. Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)?

 

(Да Нет Причины)

- театров, кинотеатров __________________

- выставок, музеев __________________

- дискотек __________________

 

8. Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения? ____________

 

Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?

- финансовые трудности

- нет свободного времени

- опасность из-за криминальной обстановки

- не позволяет здоровье

- нет компании

- другие причины ________________________________


9. Привлекают ли Вас различные конкурсы, лотереи на культурно-массовых мероприятиях? _______________

 

10. Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях? ___________

 

11. Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений? ___________

 

Каких именно? ______________________________________________

 

12. Укажите, пожалуйста, сведения о себе:

 

- возраст ___________

- пол ___________

- род деятельности _____________________________________

- уровень дохода (высокий, средний, низкий) ______________________

- место жительства (район) __________________________

- состоите ли в браке ________________

- имеете ли детей (сколько) _______________


[1] Материалы для этой главы брались из источников [3],[4],[5].

[2] За образец был выбран среднестатистический Центр досуга.

[3] Результаты данного опроса были взяты примерно и не относятся ни к какому-либо Центру досуга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...