Диагностика нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе ДОУ № 59 Краснооктябрьского района г. Волгограда в период с сентября 2014 до декабря 2014 года. Исследование проводилось в три этапа констатирующий этап, формирующий и контрольный. в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. Задачами диагностического исследования являлось: выявление сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведение логопедической работы по формированию слоговой структуры слова. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены нарушения слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи. После чего была проведена логопедическая работа по коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова. Для определения уровня сформированности слоговой структуры слова и звукопроизношения в констатирующем эксперименте детям предлагалось выполнить следующие задания. Первое задание исследовало сформированность слоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр». При проведении пробы оценка складывается из двух критериев: 1) оценки слоговой структуры слова - четкое и правильное произношение (5 баллов), замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла), изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла), нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла); 2) оценки звуковой структуры слова - правильное произношение (5 баллов), повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла).
Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги.
а-и-у - у-а-и жа-ща би-ба-бо - бо-ба-би ла-ра ба-па - па-ба ма-на-ма - на-на-ма са-ша - ша-са жа-ша-ша - ша-жа-ша ча-тя - тя-ча ла-ра-ра - ра-ра-ла ма-на ца-са-ца
Это комплексное задание - оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Оценка: точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5 баллов), напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла). Таким образом, нами было обследовано 10 детей из которых двое детей имеют низкий уровень сформированности слоговой структуры слова (Олег. Б., Иван. К.), у четырех детей был определен уровень ниже среднего (Иван. С., Ира К., Сергей С., Лариса Ш.), у троих детей средний уровень (Ира С., Валя Т., Оля Ш.) и только у одного ребенка был определен высокий уровень сформированности слоговой структуры слова (Коля Г.) Результаты проведенного исследования представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Уровень сформированности слоговой структуры слова на этапе констатирующего эксперимента
Результаты проведения проб для наглядности изобразим графически (Рис.2.1.) (Рис. 2.2.) рис.2.1. Средние баллы детей полученные при исследовании сформированности слоговой структуры слова
рис.2.2. Сравнительные показатели произношения слогов, сформированности слоговой и звуковой структуры слова По полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: обследуемые нами дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|