Отчет по лабораторной работе «Метод классификации».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Инструкция для испытуемых: 1. распределить слова варианта 1 или 2 на произвольное количество групп так, чтобы группа объединяла слова, которые кажутся Вам близкими по смыслу. Руководствуйтесь при выполнении непосредственным субъективным чувством. 2. составить в программе «Excel» матрицу 60х60. Номера клеток таблицы соответствуют номерам слов. Значит, если слово агрессивный оказалось у Вас в одной группе со словами «активный», «грубый», «вспыльчивый», «энергичный», то вы ставите в первой строке цифру один в столбцах 3, 8, 10. И т.д.
Составить групповую матрицу сходства. Провести интеркорреляцию, кластеризацию и факторизацию полученных данных. Проинтерпретировать и сравнить результаты.
Набор слов для классификации: Вариант 1
Использование данного набора слов, состоящего из личностных прилагательных, позволяет получить данные об имплицитной теории личности, представлении о том, как отдельные личностные характеристики связаны между собой на уровне обыденного сознания.
Вариант 2.
По завершении работы сдается письменный отчет, в котором приводятся результаты кластерного анализа и дается интерпретация полученных результатов.
Отчет по лабораторной работе «Репертуарные решетки Келли». Работа с репертуарными решетками является достаточно сложной для испытуемых, не имеющих подобного опыта. Для облегчения знакомства с данной методикой рекомендуется начать с выполнения следующих упражнений. Выполнять их можно индивидуально и группой. Группой легче, веселее и есть возможность обсудить результаты. Упражнение 1 «Различия» Напишите как можно больше качеств, отличающих, на ваш взгляд, Гамлета от Дон Кихота. Если это слишком сложно, можете сравнивать образы Красной Шапочки и Серого Волка, или Партоса и Арамиса. Или образы Идеального мужчины и Идеальной женщины. В данном контексте материал для сравнения принципиального значения не имеет, важно количество и разнообразие параметров сравнения. Обсуждение групповых результатов позволяет расширить индивидуальный набор критериев и еще раз убедиться в том, «какие мы все разные». Упражнение 2 «Сходство» Напишите как можно больше качеств, общих для Чебурашки и Змея Горыныча.
Например, они оба изначально одиноки, но по разному преодолевают одиночество; у обоих сложные отношения с женщинами - у Чебурашки со старухой Шапокляк, а у Змея Горыныча с принцессами;... попробуйте продолжить список. А теперь вспомните одного человека, который Вам не нравится, и другого, который вам нравится. Найдите качества, которые присущи им обоим.
Упражнение 3 «Триады» Вспомните образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной и Ленского из поэмы А.С. Пушкина. Ответьте на вопрос: Кто из этих трех героев больше похож друг на друга? Чем именно? А чем третий отличается от первых двух? Например, Татьяна и Онегин – сильные личности, а Ленский слабый человек; Татьяна и Ленский сентиментальны, а Онегин - циник; Онегин и Ленский получили университетское образование, а Татьяна – не получила, Татьяна и Ленский романтики, а Онегин – реалист; и пр. Продолжите сравнение героев, добавив не меньше трех собственных конструктов. При выполнении задания обратите внимание на возможность различных комбинаций и различных оснований для объединения и противопоставления. Следите за тем, чтобы правила порождения конструктов, указанные выше, не нарушались. Проделайте ту же операцию с образами а) Печорина, Грушницкого, Мери (если всех вспомните), б) Ильи Муромца, Бабы Яги и Принцессы на Горошине, в) трех ваших знакомых, г) себя самого сегодня, себя в детстве и себя через 15 лет. Посмотрите, как меняются (если меняются) основания для сравнения при переходе от одних образов к другим.
Упражнение 4 «Весы» Напишите качество, значимое для Вас в оценке себя и других людей. Например, Артистичность. Разместите это качество на одном полюсе линии, а на другом поставьте качество, противоположное, по Вашему мнению, артистичности, полностью исключающее наличие данного качества. Допустим, рационализм или доброта.
Артистичность Доброта Найдите на этой линии место для образа Крокодила Гены в соответствии с тем, чего в нем, как Вам кажется, больше - артистичности или доброты. Если окажется, что, по Вашему мнению, у него много и артистичности и доброты, то значит Вы неверно выбрали противоположные качества. Исправьте ошибку. Помните, что Вы работаете с собственной линейкой и ее могут составлять любые пары противоположных для Вас признаков. Цинизм и наивность, гений и злодейство, коварство и любовь, бедность и порочность, откровенность и лицемерие и пр.
Выбрав пару признаков расположите на этой линейке Следующих сказочных и литературных героев: 1. Старуху Шапокляк, 2. Барона Мюнхгаузена, 3. Карлсона, 4. Буратино, 5. Золушку, 6. Доктора Айболита, 7. Илью Муромца, 8. Кармен, 9. Чацкого, 10. Черепаху Тартилу. После выполнения упражнений можно переходить к работе с самими репертуарными решетками. Так как удобнее всего обрабатывать результаты при работе на компьютере, мы будем рассматривать именно такой вариант. Однако если доступ к вычислительной технике затруднен, то можно выполнять те же задания на бумаге.
Инструкция испытуемым:
1 часть (выполняется заранее): Составить список реальных людей, соответствующих следующим ролям, учитывая, что 1. каждый человек может занимать только одну роль, 2. эти люди должны быть вам достаточно хорошо знакомы. Список ролей: 1.Я; 2. Мама; 3. Папа; 4. Человек противоположного пола, который нравится; 5. Человек своего пола, с которым хорошие отношения (друг или подруга); 6. Бывший возлюбленный (возлюбленная), 7. Бывший друг (подруга), с которым Вы расстались, 8. Человек, который Вам не нравится, 9. Человек, которому Вы не нравитесь, 10. Человек, достигший успеха, 11. Человек, вызывающий у Вас жалость, 12. Начальник или учитель, под чьим руководством Вам комфортно работать, 13. Начальник или учитель, под чьим руководством Вам не комфортно работать, 14. Неудачник, 15. Человек, к чьему мнению Вы бы прислушались с наибольшей вероятностью, 16. Человек, чье мнение для Вас безразлично. 17. Счастливый человек, 18. Вы через 15 лет.
2 часть (выполняется на компьютере) включает в себя два пункта. Первый выполняется в программе «Excel». 1. Постройте в электронной таблице следующую форму:
Заполните таблицу. Ниже дан список триад, объединяющих по три роли. В каждой триаде ролей надо выбрать, кто из трех конкретных людей, на ваш взгляд, больше похож друг на друга, и тем самым отличаются от третьего. Качество, их объединяющее, занесите в графу «конструкт». В графу «контраст» занесите качество, отличающее третьего от первых двух. Затем оцените (от 0 до 7 баллов) выраженность качества, записанного в графе «конструкт», у всех 20-ти человек. Оценки заносите в соответствующие строки таблицы. Например:
и т.д. Испытуемым, заполняющим решетку, необходимо помнить, что выделенный при сравнении двух элементов признак должен быть приложим и к другим элементам.
Список триад для сравнения.
3. Когда таблица будет целиком заполнена, сохраните файл и перейдите ко второму пункту, который выполняется в программе «Statistica». Перейдите в эту программу, откройте там новый файл, вернитесь в «Excel» и перенесите оттуда с помощью «мышки» в новый файл цифровые данные построенной таблицы. 4. Произведите обработку таблицы кластерным анализом вначале по строкам, потом по столбикам. Проанализируйте полученные кластеры. 5. Произвести обработку таблицы по программе факторного анализа.
По завершении работы сдается письменный отчет, в котором приводятся результаты кластерного анализа полученных данных, дается интерпретация кластерного дерева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|