Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение собственности в сфере культуры и искусства.

 

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Это общая теоретическая предпосылка определенным образом модифицируется в сфере культуры, которая является, во-первых, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, организаций, видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.д. Кроме того, в сфере культуры имеется большой объем невещественных факторов и результатов производства, что определяет существования особого рода неимущественных отношений собственности, нехарактерных для большинства отраслей хозяйства.

Собственность на результаты культурной деятельности принадлежит создателю, по крайней мере, там, где действует авторское право, режим ее реализации может быть отличным от господствующего права собственности, сложившегося в обществе.

Рыночные отношения в России обусловили появления разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие:

а) отношение общества к сфере культуры, которое может выступать в форме государственной культурной политики;

б) необходимость развития культуры отдельных народностей, наций, определяющей их самобытность и самостоятельность в многонациональной стране;

в) претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий (филателия, нумизматика, хоровое пение и т.д.), а также отдельных граждан (по отношению к объектам культуры и их результатам);

г) проявление права собственности на объекты культуры со стороны федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) органов власти;

д) интерес со стороны коммерческих структур и капитала вообще к культуре как к сфере бизнеса.

Выделенные пласты интересов, выступающих персонифицировано или анонимно, являются абстрактными, которые в реальной действительности переплетены, дополняют друг друга, вступают во взаимные противоречия.

Такая классификация позволяет также судить об определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной выгодой, так и неэкономических.

Особенностью сферы культуры является расхождение (несовпадение) формальных и реальных отношений собственности. Последние могут быть скрыты под личиной различного рода пожертвований, общественных акций и выступать в виде одной, обозначенной в уставе форме собственности. Хотя реальная собственность временно или постоянно переходит к указанным участникам культурных процессов. Реальное отношение собственности на культурные ценности могут маскироваться под другие организационно-правовые формы, которые трудно опознать и выявить, либо вообще находиться вне сферы легальных экономических отношений (теневая экономика).

Изменения реальных отношений собственности в сфере культуры в России происходили в дореформенный период под флагом поиска наиболее эффективных форм хозяйствования, расширяющих границы самостоятельности предприятий, усиливающих их хозрасчетную самостоятельность, поощряющих появление новых организационно-экономических форм культурного обслуживания населения.

Формальным импульсом преобразований собственности стало принятие ряда общественных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: «Об авторском праве и смежных правах», регулирующий отношения по созданию и использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других объектов интеллектуальной собственности, Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре, а также законы «О средствах массовой информации, «О государственной тайне», «Об экономической поддержке районных (муниципальных) газет», «О государственной поддержке российской кинематографии», законы по телерадиовещанию.

Перечисленные законодательные акты и другие информативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государственных культурных стандартов потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации.

В связи с этим в сфере культуры следует выделить несколько групп культурных ценностей.

Первая группа культурных ценностей, воплощающихся в произведениях культуры и искусства, художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, нравственных и эстетических нормах и образцах поведения, языках, диалектах, национальных традициях и т.д., представляет творческий потенциал общества и его культурное наследие. Эти культурные ценности могут быть воплощены в материальном носителе или существовать вне его. Они представляют общественное, национальное или мировое культурное наследие и, строго говоря, находятся вне отношений собственности, представляют особую собственность, обеспечивая доступ к ним каждого гражданина как его неотъемлемого права. Именно поэтому государство обязано заботиться о сохранении и использовании такого рода культурных ценностей и в той степени, в какой возможно, - взять под государственную опеку.

Вторая группа культурных ценностей, предпочтительно тяготеющих к государственным и общественным формам собственности, образует те из них, которые обеспечивают удовлетворение гарантированных норм потребления услуг культуры, состав и структура которых может колебаться вследствие изменений экономического потенциала государства. Эти услуги, как правило, имеют коллективный характер потребления (при индивидуальном восприятии) и не могут быть полностью или частично предоставляться на платной основе в силу незначительного платежеспособного спроса на них со стороны населения.

Третью группу составляют культурные ценности и создающие их организации, которые, во-первых, оказывают культурные услуги, выходящие за рамки гарантированных культурных стандартов, во-вторых, могут быть разделены и предоставлены исключительно для индивидуального потребления за плату. Эти организации потенциально становятся объектами негосударственной собственности, они способны безубыточно работать и поэтому имеют определенную коммерческую привлекательность.

Наконец, четвертая группа культурных ценностей привлекательна для отдельных общественных, политических или иных образований граждан, мотивы которых лежат вне экономики. Такие организации (учреждения культуры, средства массовой информации, экранные средства и т.д.) используют для достижения корпоративных целей: проведение предвыборных кампаний, формирование в определенном направлении массового сознания и типа поведения граждан. Сюда же относятся культурные образования групп граждан, организующих проведение совместного досуга. Эти организации являются объектами общественной либо частной (акционерной, паевой, долевой) собственности.

Такие же мотивы (влияние на общественное сознание граждан) вынуждают государство иметь в своей собственности определенные организации культуры, например электронные и печатные средства массовой информации. Следует также учитывать наличие собственности граждан на материальные объекты культуры (коллекции, картины), собственность создателя на произведение культуры или его наследника Объекты таких культурных ценностей могут быть значительны, и по своему значению превышать материальные культурные ценности. Особенностью интеллектуальной собственности является то, что с развитием техники воспроизведения и репродукции право на нее делится на имущественную и неимущественную составляющие. Это обусловливает введение особого режима контроля за воспроизведением и репродукцией принадлежащих создателю или его наследникам литературных или аудиовизуальных произведений, что порождает множество правовых коллизий, связанных с нарушением права собственности.

Существует одна собственность интеллектуального продукта, на который в связи с истечением сроков по действующему авторскому законодательству утрачена собственность граждан. В этом случае он становится общественным достоянием, однако, фактическим собственником может стать владелец исходных материалов, материального носителя этих культурных ценностей. Современная хозяйственная практика изобилует примерами возникновения такого рода имущественных отношений на интеллектуальный продукт (старые кинофильмы, программы телепередач, музыкальные записи и т.д.).

Если проанализировать результаты культурной деятельности организаций только с двух позиций: их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры будет следующей.

Первую группу составят организации государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурно наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), также средства массовой информации, проводящие политику государства.

Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, которые отражают идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п., а также являются их собственностью.

В третью группу войдут организации культуры и виды культурной деятельности – коммерчески привлекательные. Они составят частную, а иногда и смешанную формы собственности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут относиться центры досуга, галереи, издательская деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.

Впрочем, такая классификация не является универсальной. Соотношение форм собственности в сфере культуры разных стран характеризуется преимущественно частными видами (США, Англия), взвешенной структурой собственности в Европе и преобладанием государственной собственности в странах, тяготеющих к нерыночным формам хозяйствования.

Дореволюционная Россия была примером сочетания разнообразных по формам собственности организаций культуры. К некоммерческим учреждениям культуры относились государственные (казенные), в том числе императорские театры, городские и земские культурные учреждения. Источниками их финансирования являлись бюджетные средства, поступления от населения и пожертвования. Другую группу составляли частные учреждения культуры, финансируемые за счет сборов, пожертвований, средств учредителей, паевых взносов и т.д. К ним относились частные театры, цирки, антрепризы, кинофабрики и кинотеатры, товарищества актеров, существовавшие либо на паевых, либо артельных взносах, а также общества, организующие культурные мероприятия на коммерческой основе.

Главными направлениями формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются:

· приватизация государственной собственности;

· создание новых предприятий, в том числе путем выделения либо путем слияния нескольких существующих организаций;

· образование организаций культуры, видов культурной деятельности в рамках других юридических лиц (коммерческие предприятия, общественные образования).

Приватизация государственной собственности как основной способ возникновения частной собственности в современной России сферы культуры и искусства коснулась незначительно; приватизация как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила в этой сфере широкого распространения из-за ряда обстоятельств:

· во-первых, это связано с действующими в стране ограничениями в отношении приватизации объектов культуры (памятников, объектов культурного наследия и национальных объектов культуры)

· во-вторых, более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994-1995 годах. Исключением было только Положение о приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым промышленным предприятиям. Но так как этим Положением были предусмотрены возможность отказа приватизируемых предприятий от объектов социально-культурного назначения и их передача органам государственной власти, то большинство предприятий, не обременяя себя расходами на содержание указанных объектов, передало их в собственность муниципалитетов либо образовало совместную с ними собственность.

Приватизация государственных организаций культуры и искусства регулировалась первоначально «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», которые предполагали следующие условия и ограничения:

· не подлежат приватизации особо ценные объекты культурного наследия, культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания;

· приватизация других объектов культуры допускалась при условии сохранения культурной деятельности в качестве ее основного вида, сохранение профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения, обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. При этом предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частным предприятиям), так и некоммерческое (общественным организациям) использование.

Именно последние объекты и были приватизированы частным капиталом. Среди таких организаций и видов собственности находятся издательская деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, культурно - досуговые центры, галереи и некоторые другие. Некоммерческие формы приватизации общественными организациями не получили заметного распространения в силу недостаточности финансовых возможностей последних, а также неразвитости в России системы общественной поддержки (меценатства, благотворительности, пожертвований), необходимой для существования самих общественных организаций.

Приватизация объектов кинематографии, разрешенная Федеральным законом от 1995 года «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и Постановлением правительства России «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов», теоретически может происходить по традиционным схемам с рядом ограничений, касающихся организаций, специализирующихся на показе фильмов для детей, организаций кинематографии, осуществляющих показ фильмов и являющихся единственной организацией в данном населенном пункте и некоторых других. Предусматривается также, что организации кинематографии федеральной собственности могут быть приватизированы по решению правительства путем преобразования их в акционерные общества закрытого или открытого типа при закреплении в федеральной собственности на четыре года 25,5% обыкновенных акций.

Однако приватизация рассматриваемых объектов культуры не получила заметного развития из-за низкой коммерческой привлекательности большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительного искусства (театров, концертных организаций, цирков), кинематографии, рискованного характера бизнеса в этих сферах, а также отрицательного отношения творческих работников и руководителей органов культуры, полагающих, что приватизация данных объектов приведет к использованию государственного имущества не для целей развития культуры, а к ухудшению материального положения работников культуры и потере рабочих мест. Поэтому в настоящее время большая часть организаций культуры находится в государственной (федеральной и муниципальной) собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.


Структура государственных учреждений по формам собственности

в 1997 году в % к итогу

 

 

Учреждения культуры

В том числе, из них

министерства культуры РФ федеральных муниципальных ведомственных
Театры 96,4 12,3 87,7 4,6
Концертные организации и самостоятельные коллективы   98,4   11,4   88,6   1,6
Цирки 5,8 100 - 94,2
Парки культуры и отдыха 100 - 100 -
Музеи - 12,5 87,5 -
Библиотеки 94 7,2 92,8 6
Клубы 93,7 - 100 6,3

 

Подавляющая часть учреждений культуры и искусства находится в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, что соответствует характеру удовлетворяемых ими потребностей населения конкретных населенных пунктов, и может более полно учесть и реализовать эти потребности. Между тем проблемы деления государственной собственности на федеральную и региональную имеют значение не только с точки зрения формирования источников финансирования, что является предметом дискуссий при формировании федерального и регионального бюджетов, но и для организации эффективного управления учреждениями культуры. Тенденция увеличения сети учреждений регионального подчинения наблюдается в большинстве европейских стран.

Некоторая часть учреждений культуры, так же как и в России, находится в этих странах в ведении отдельных ведомств (военные ведомства, министерства образования и т.д.).

Создание новых организаций культуры в последние годы характерно в большей степени для частной собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и общественных организаций.

Негосударственные организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.).

Подавляющая доля частных предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности.

Возникновение негосударственных организаций культуры и искусства происходило либо путем постепенного отпачковывания от государственных организаций, либо создания новых предприятий.

Первый тип негосударственных учреждений культуры исторически связан с экспериментами, проводимыми в сфере культуры в 80-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности. В эти годы на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных культурных центров, кооперативов.

Так, в 90-е годы существовало около 900 театров студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъединениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работающие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования, превратились в юридически самостоятельные частные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и в особенности в аудиовизуальной сфере.

В конце 80-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями было создано 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, было создано 130 кинообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката, количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд. руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досуговых центров с использованием видеопроката.

В результате происходящих процессов в кинематографии в 1996 году сложилась следующая картина отношений собственности. В отрасли функционировало 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Последние, как правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются, поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 году в стране функционировало 328 организаций, занимающихся дистрибьюцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В кинопрокате изменения собственности происходили также за счет создания новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке.

В российской системе радиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 года в стране было выдано 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных компаний свыше 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% от общего количества зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и частично кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной), а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн. семей.

Тенденция преобладания частного телевидения и радио характерна для большинства европейских стран, которые оставляют в государственной собственности несколько станций.

В сфере печатных средств массовой информации также наблюдается тенденция увеличения доли частных предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000 печатных изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80% типографий принадлежит государству.

Таким образом, электронные и печатные средства массовой информации охвачены всеми формами собственности, включая иностранную собственность. Определенное распространение получили и смешанные формы собственности. Так, например, в телекомпании ОРТ, 51% акций которой принадлежит государству, 31% - консорциуму банков, 8% - Логовазу и 3% - Газпрому. В такой же форме собственности находится радиовещательная компания «Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций также принадлежит государству. Среди крупнейших телевещательных коммерческих компаний следует отметить канал НТВ, 30% акций которого принадлежит самой компании, 60% - Мост-банку и остальные – учредителями (частным лицам). Крупным коммерческим каналом является и ТВ-6.

О степени распространения негосударственного сектора в культуре целом можно судить по некоторым общим статистическим данным, характеризующим развитие малого предпринимательства, полагая, что негосударственные предприятия в культуре существуют в форме малых предприятий.

В 1997 году в сфере культуры функционировало 43,9 тыс. организаций и учреждений, из которых 18,1% составляли малые частные предприятия, а государственные – 81,9%. Заметим, что в структуре собственности других отраслей народного хозяйства доля частных предприятий составляла 73,2%, общественных – 5,7, государственных – 6,1 и прочих, включая иностранные – 8,7%. Количество предприятий культуры с участием иностранного капитала составило в 1998 году 54 и занятых в нем 26 тыс. работников. Это свидетельствует о гораздо меньшей степени распространения негосударственных форм собственности в сфере культуры, чем в отраслях промышленности. Помимо причин, уже изложенных выше, это обстоятельство обусловлено особо рискованным характером бизнеса в культуре. Так, за январь-октябрь 1998 года количество вновь зарегистрированных предприятий культуры и искусства составило 3232, а ликвидировано 986. Большинство этих предприятий являются негосударственными, поскольку в этот период число государственной собственности в культуре осталось прежним.

Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее находится на одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых тенденций, можно предположить, что картина собственности в этой сфере в ближайшее время будет меняться следующим образом. Стабильно государственной будет оставаться собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации. Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.

В то же время по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.

Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций и численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг.

Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисляемого в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 гг. их доля в общем объеме увеличилась с 5,6% до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и муниципальными, так и негосударственными (частными и общественными) организациями культуры и искусства.

Доля услуг, оказываемая частными предприятиями, в 1997 году составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% от общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей занятости – 16,1%. В 1995 году было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% от общего количества), находящихся в собственности общественных организаций.

Таким образом, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями, доля которых составила около 75% от общего количества. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено и несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...