Система финансирования учреждений культуры и искусства г.Тюмени
До сих пор финансирование организаций культуры осуществляется по принципу подчиненности – из бюджета того уровня, в чьем ведении она находится. Однако тех мизерных ресурсов, которыми обеспечивает «свои» организации культуры ведомственные органы, катастрофически не хватает. Доступность большинства услуг культуры достигается за счет того, что федеральный, либо региональный бюджеты выделяют средства, компенсирующие разницу между затратами на оказание услуг и выручкой. Согласно законодательству о культуре цены и тарифы на платные услуги, билеты организации культуры обязаны устанавливать сами. Тем не менее, при проведении платных услуг организации обязаны предоставлять льготы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся и инвалидов, а также для других льготных категорий населения. С начала проведения реформ, в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования, все объекты культуры города Тюмени, впрочем, как и в других городах, были поставлены в очень жесткие условия. Часть учреждений культуры, такие как ТОДКиИ «Геолог», ТДК «Строитель», Дом национальных культур, ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств», были вынуждены расширить сферу платных услуг, причем за счет услуг, ранее предоставляемых бесплатно; а также повысить цены. Перспективным источником пополнения бюджета учреждений культуры стали народные промыслы. Поступающие средства становятся источником расширения производства. Вообще целесообразно ориентироваться на совместное финансирование организаций культуры или проектов в области развития культуры из бюджетов различных уровней с привлечением средств других заинтересованных юридических и физических лиц. И такое право предоставлено Законом Российской Федерации «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов». В сложившихся условиях ни одно учреждение культуры не откажется от дополнительных финансовых источников и не согласится вернуться на «чистый бюджет».
Сложность заключается в том, как зарабатывать деньги, оставаясь в сфере культурной деятельности. Как справляются с решением данной задачи учреждения культуры в г. Тюмени мы попытаемся проследить на примере одного из учреждений культуры города Тюмени – ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств». Для этого нам потребуется дать характеристику финансовой деятельности данного учреждения. Нами были рассмотрены устав организации, сметы доходов и расходов ТМИИ на 2003 год /бюджетные и внебюджетные средства/, бухгалтерский баланс за 2003 г. /форма по ОКУД № 1/, пояснительная записка к балансу, отчеты об исполнении сметы на 2003 год.
Государственное учреждение культуры «Тюменский областной музей изобразительных искусств» (далее – ТМИИ) было основано на базе Областной картинной галереи и Тюменского выставочного зала и находится в ведении Комитета по культуре Администрации Тюменской области. Целью деятельности ТМИИ является комплектование и хранение предметов искусства, а также пропаганда классического и современного искусства в целях эстетического воспитания подрастающего поколения и потребностей широких масс. Музей осуществляет следующие виды деятельности: - собрание и научное комплектование предметов изобразительного искусства; - научная обработка и хранение художественных произведений; - пропаганда классического и современного, народного и других видов искусства путем экспозиционной, лекционной и экскурсионной деятельности; - на договорной основе ТМИИ осуществляет консультационные виды деятельности для предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Для обеспечения уставной деятельности организациям культуры от учредителей (в нашем случае – Департамент имущественных отношений Администрации Тюменской области и Комитет по культуре Администрации Тюменской области) передается имущество (здание, имущественные комплексы) на праве оперативного управления. Учреждения культуры распоряжаются также имуществом, переданным ему в форме дара, пожертвования или по завещанию и приобретенным за счет средств, выделенных учредителем (кроме имущества, приобретенного за счет собственных доходов). На правах оперативного управления учреждению культуры передаются также музейные, архивные и библиотечные фонды, сохранность которых организация культуры обязана обеспечить. Финансовые ресурсы ТМИИ представляют собой денежные средства музея – бюджетные и внебюджетные поступления; а бюджет объединяет все доходы и расходы. Источниками финансирования являются: - бюджетные и внебюджетные средства; - целевые ассигнования из бюджетов на капитальный ремонт, реставрацию, приобретение технических средств и оборудования, экспонатов; - доходы от реализации платных услуг, продукции, работ, а также других видов деятельности, в том числе за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; - безвозмездные благотворительные пожертвования, дары юридических и физических лиц, субсидии; - другие доходы и поступления от собственной деятельности; - иные источники поступления средств в соответствии с законодательством РФ. При этом предпринимательская деятельность, ее виды и формы определяются уставом и могут осуществляться лишь в той мере, в какой достигается уставная цель. Бюджетные ассигнования должны обеспечить: - штатное финансирование и оплату труда работников; - содержание здания; - расходы на коммунальные услуги; - освещение; - оборудование; - транспорт; - комплектование музейных фондов, библиотечных фондов; - материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, оснащение учреждения культуры современными техническими средствами; проведение капитального ремонта;
- реставрацию памятников истории культуры и архитектуры, переданных в пользование данной организации культуры. В результате становления рынка в России выявилось, что каждая отрасль стремится создать для себя финансовую инфраструктуру. В сфере культуры, благодаря именно ее финансовой слабости, такая инфраструктура особенно необходима. Будучи развитой, она обеспечивает развертывание многоканальных систем финансирования, единую увязку интересов пользователя, поставщика, банка учреждений культуры. В статье 18 Федерального закона РФ «Об основах бюджетных прав…» исполнительные и представительные органы власти получили право в пределах своей компетенции объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов непроизводственного назначения. Однако ТМИИ, являясь государственным учреждением культуры, пока не может воспользоваться этим правом, так как областной бюджет – единственный источник финансирования. Фактическое финансирование ТМИИ из бюджета в 2003 году составило 7 750 000 рублей, то есть 100 % финансирование за счет областного бюджета в смете доходов и расходов на 2003 г. Доходы, полученные учреждением культуры от платных форм культурной деятельности (сборы от продажи билетов, доходы от печатной продукции, деятельности студий, клубов по интересам и т.д.), включаются в общий доход и распределяются аналогично бюджетным ассигнованиям. К внебюджетным источникам финансирования ТМИИ можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, которые в 2003 году составили 567 757 рублей (в относительном выражении - 7 % от общей суммы доходов за 2003 г.). Из них:
Целевые средства и безвозмездные поступления за 2003 год составили сумму в размере 230 078 рублей (в относительном выражении - 3 % от общей суммы доходов за 2003 г.), в том числе:
За 2003 год фактические расходы по бюджетным ассигнованиям составили 6 909 860 рублей; экономия составляет 840 140 рублей. Кассовое исполнение - 100 %. Плановые показатели по фонду оплаты труда (код по КЭСР – 110100) составили 2 104 000 рублей, фактические расходы – 2 094 119 рублей. Экономия составила 9 881 рубль /так как перечислена в январе 2003 года задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2002 год/; По начислениям на фонд оплаты труда (код по КЭСР – 110200) возник перерасход в сумме 3 246 рублей /задолженность на 1-ое января 2004 года перед Фондом социального страхования/; Экономия по статье «Оплата отопления и технологических нужд» (код по КЭСР – 110721) составила 10 972 рубля за счет того, что был установлен теплосчетчик, и оплата за теплоэнергию производилась по факту, что снизило расходы; По статьям «Оплата горюче-смазочных материалов» (код по КЭСР – 110340) перерасход в сумме 2 295 рублей, «Оплата потребления электрической энергии» (код по КЭСР – 110730) перерасход – 1 191 рубль, «Оплата водоснабжения помещений» (код по КЭСР – 110740) – 3 060 рублей; перерасход по данным статьям возник в связи с тем, что не хватило лимита 2003 года; Расходы на статью «Оплата содержания помещений» (код по КЭСР – 110710) – 10 000 рублей; Расходы на статью «Расходы на командировки и служебные разъезды» (код по КЭСР – 110400) – 35 000 рублей; Расходы по статье «Прочие трансферты населению» (код по КЭСР – 130330) составили 238 000 рублей (100 % - ное финансирование); Плановые показатели по статье «Оплата услуг связи» (код по КЭСР – 110600) – 79 000 рублей. Фактические расходы по данной статье составили 69 454 рублей. Экономия – 9 546 рублей / не проведены расходы за декабрь 2003 года/; По статье «Транспортные расходы» (код по КЭСР – 110500) возник перерасход в сумме 6 918 рублей /из-за списания услуг за 2002 год/; По статье «Оплата текущего ремонта зданий и сооружений» (код по КЭСР – 111030) – экономия 60 000 рублей в связи с тем, что не были проведены расходы за ремонт отопительной системы;
По статье «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» - (код по КЭСР – 110350) перерасход в сумме 27 926 рублей, за счет того, что были списаны стройматериалы на текущий ремонт помещений в здании музея в 2003 году; По статье «Прочие текущие расходы» (код по КЭСР – 111040) - экономия 214 911 рублей / так как была погашена задолженность ОВО при УВД за услуги охраны за 2002 год, а также не проведены расходы по мероприятию «Урал -2003» в сумме 65 000 рублей/; По статье «Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений» (код по КЭСР – 240120) возникла экономия в сумме 570 466 рублей / в связи с тем, что не в полном объеме была выполнена поставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима/. Анализ по кодам экономической классификации показывает, что в 2003 году в ТМИИ допущен перерасход по некоторым кодам по КЭСР в сумме 884 776 рублей. По внебюджетным источникам за 2003 год фактические расходы составили 648 057 рублей, доходы – 567 758 рублей; превышение расходов над доходами – 80 299 рублей. Доходы от предпринимательской деятельности израсходованы на хозяйственные нужды учреждения, так как бюджетных ассигнований определенно не хватает. По состоянию на 01.01.2004 года дебиторская задолженность по счету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - в сумме 1 569 900 рублей и по счету 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги» - в сумме 375 424 рублей. За 2003 год возникшая задолженность ко взысканию реальна. По бюджету задолженность в сумме 798 423 рубля, из них 579 466 рублей – недопоставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима, 72 100 рублей – оплата по проведению мероприятий, 60 000 рублей – оплата «СМП-231» за ремонт теплосистемы. По внебюджету задолженность составляет 1 166 901 рубль, из них 1 114 851 рублей – задолженность прошлых лет. Возникшая задолженность по Институту Репина в сумме 33 800 рублей появилась в результате перечисления средств за обучение студентов заочного отделения согласно договорам. Эти средства будут возмещены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кредиторская задолженность по бюджету составляет 3 363 рубля, по внебюджету – 273 417 рублей, в том числе задолженность прошлых лет 201 600 рублей. В 2003 году с октября увеличилась оплата труда сотрудников ТМИИ на 33 %, в то же время произошло сокращение численности работающих на 40 единиц с уменьшением фонда оплаты труда на 2004 год. Поэтому увеличение заработной платы сотрудники не ощутили, так как раньше эти вакансии распределялись между ними на доплаты. На основании данных фактов можно сделать вывод, что бюджетного финансирования явно недостаточно, а оплата услуг непосредственными потребителями, как правило, не возмещает всех расходов. Об оценке эффективности использования финансовых средств ТМИИ судить рано. Музей пытается использовать их как можно эффективнее (например, был установлен теплосчетчик), однако в данное время расходы превышают доходы и финансовых средств не хватает. В связи с этим хочется порекомендовать руководству ТМИИ шире использовать предпринимательскую деятельности на примере Государственной Третьяковской картинной галереи внедрить инфраструктуру: - открыть кафе и ресторан; - производить и реализовывать сувениры (брелки с символикой музея, закладки, открытки, платки и пазлы с изображением знаменитых картин и многое другое); - предлагать услуги аудиогида; - открыть видеопрокат фильмов о художниках и их творчестве; - создать антикварную лавку; - и др. Главная проблема существования социально - культурной сферы - недостаточное бюджетное финансирование. Источников финансирование достаточно. Тем не менее, в настоящее время получили начальное развитие лишь предпринимательская деятельность и спонсорство. Для того чтобы проследить динамику финансирования за некоторый период, допустим, с 1998 года по 2003 год, рассмотрим основные финансовые показатели за данный период (приложение 1, таблица 1). К ним мы отнесем размер утвержденного финансирования из областного бюджета, в том числе на заработную плату; фактическое финансирование, в том числе на заработную плату; среднегодовую численность персонала; долю бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и расходов /то есть относительный показатель исполнения финансирования со стороны бюджета/; фактическую величину израсходованных средств организацией; сумму доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. В нашем исследовании мы не будем учитывать влияние макроэкономических факторов, таких как уровень инфляции, изменение ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, изменения курса рубля по отношению к доллару США (то есть динамику рыночной стоимости рубля) и многое другое. Тем не менее, нами будет учтена динамика размера оплаты труда (приложение 2. Справка о динамике минимального размера оплаты труда /по состоянию на 15 ноября 2003 года/). Из нее мы видим, что за исследуемый период (с 1998 года) минимальный размер оплаты труда менялся 6 раз. За тот же период заработная плата работникам бюджетной сферы пересматривалась два раза в сторону увеличения (с 1 декабря 2001 г. и 1 октября 2003 г.). Эти факты нужно знать, чтобы адекватно оценить увеличение финансирования на заработную плату на 33 % с 1 декабря 2001 года и с 1 октября 2003 года. Итак, проанализируем данные. Численность персонала в ТМИИ можно назвать стабильной - среднегодовое -71 человек. Увеличение ассигнований на заработную плату происходило на законодательном уровне. Если просмотреть структуру расходов, то в основном они направлены на оплату коммунальных услуг, заработную плату и основную деятельность (текущие затраты). Финансирование на капитальный ремонт и приобретение оборудования и фондов ущемлено: выделяются незначительные суммы, которые хватает лишь на «латание расползшихся дыр». С 2001 года бюджет выполняет полностью свои обязательства по исполнению финансирования. Можно отметить увеличение доходов, полученных от предпринимательской деятельности. ТМИИ начинает зарабатывать, однако это увеличение связано не с ростом ассортимента, а с повышением цен и тарифов на работы, услуги. Смета доходов и расходов на 2004 год утверждена на меньшую сумму, чем в предыдущем году, что связана с государственной политикой оптимизации бюджетных расходов. Заключение.
В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики. Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования – лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства. В целом современное положение организаций культуры России можно охарактеризовать как кризисное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования можно говорить только о бюджетных ассигнованиях и налоговых льготах. Обеспечение более рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на финансирование организаций культуры, в частности, предполагает: - объединение на договорной основе средств федерального, регионального, муниципального бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов культуры, что может быть оформлено договором о совместном использовании и финансировании этих организаций с фиксацией доли каждого участника; - освобождение организаций культуры от затрат, не связанных с осуществлением их культурной деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.); - более широкое использование социально-творческого заказа как формы целевого финансирования организаций культуры. В целях законодательного закрепления приоритетности развития культуры, установления единого подхода к налоговому законодательству необходимо включить в Налоговый Кодекс РФ положение об освобождении некоммерческих организаций культуры и искусства (независимо от организационно-правовых форм собственности) от всех видов налогов и платежей в бюджет, как федеральных, так и местных. Для повышения эффективности расходования средств на развитие культуры нужно законодательно обеспечить прозрачность всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования. В Законе должно быть прописана обязательная публикация органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, о проведении конкурсов. Также необходимо законодательно оформить порядок создания попечительских советов в государственных и муниципальных учреждений культуры, которые занимались бы общественным надзором за их финансово-хозяйственной деятельностью. На защиту дипломного проекта выносятся следующие положения: - со вступлением отрасли культуры в рыночные отношения первостепенную роль в управленческой и творческо-производственной деятельности играют экономические аспекты, в том числе методы управления; - существует определенная нормативно-правовая база, позволяющая учреждениям культуры иметь финансовую самостоятельность; - основным тормозом в совершенствовании культурно-досуговой деятельности является отсутствие организационно-правовых начал большинства учреждений культуры, нет Уставов или Положений, предусматривающих их юридическое лицо; - нужна переподготовка кадров работников культуры в вопросах рыночной экономики; - основным инструментом реализации государственной культурной политики являются федеральные программы, программы сохранения и развития культуры. Библиография. 1. Азбука клубного работника. – Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 1991 – с.76. 2. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996. 3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2003. 4. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб.ТИК, 1992. 5. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. М., 1991. 6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 7. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997. 8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М..: МГУК ЦПО «Профиздат», 2002. 9. Иванова В.Н., Патрушева В.И. Социальный менеджмент. – М.: высш. шк., 2001. 10. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. 11. Искусство в контексте социальной экономики. 12. Как просить деньги на культуру/ Сост. Иксанов А.Г., Дымникова А.И., СПб, 1995. 13. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере/ Сост. Шейман И.М. и др. М., 1995 14. Культура и искусство за рубежом: экспресс-информация. 1988, № 5. 15. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разногов. М., 1998. 16. Культура и экономика региона. – Тюмень: ТГУ, 2000. – с.234. 17. Культурологические аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень: ТГУ, 1998. – с.216. 18. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. М., 1998 19. Материалы статистических сборников Министерства культуры Российской Федерации за 1990-1998гг. 20. Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф., Основы менеджмента. М., 1992. 21. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. Учебное пособие. – СПб, 2000. 22. Рыбаков Ф.Ф. Культура и рыночные отношения. Российский экономический журнал. 1992, № 12. 23. Санкина Л.В. Справочник по кадровому делопроизводству. – М.: МУФЕР, 2002. 24. Совершенствования механизма управления. КРУ, - Л: ЛТИК, 1989. 25. Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень, ТГУ, 1999. – с.244. 26. Сидоров С. Культура девяностых и ответственность государства. Культура. 27.03.1997. 27. Новотный Н., Фишер Р. Экономика культуры. М., 1989. 28. Тульчинский Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. СПб. 1996. 29. Учреждения культуры и рынок. Ч.III. – Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 1991. с.84. 30. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. М., 1998. 31. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. Деловым людям о предпринимательстве. – МИ,: Полымя. 1992. 32. Якобсон Л. Культура и рынок. «Коммунист» – 1991, №8.
Нормативные документы. 1. Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах» от 7 июля 1993г. № 6341-1. 2. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ. 3. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ. 4. Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВРРФ № 46; 19.11.92. 5. О социальной экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР: постановление СМ РФ. Вестник Ленсовета, 1991, № 3 6. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Экономическая газета, № 3, 1995. 7. Конституция РФ. Официальный текст по состоянию на 01.01.1997г. с историко-правовым комментарием. – М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
Приложение 1
Таблица 1. Финансовые показатели ТМИИ за период с 1998 года по 2003 год /выборочно за некоторые годы/
[1] Перерасход вследствие увеличения оплаты труда работникам бюджетных организаций с 1 декабря 2001 года. [2] Дополнительное финансирование объясняется целевыми бюджетными ассигнованиями на капитальный ремонт здания ТМИИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|