Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятия, языка и сознания.




ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОСЕМАНТИКИ.

Представление о сознании как вторичном отражении с помощью знаков. Аналитическая и синтетическая функции языкового сознания. Конструктивистская парадигма природы восприятия. Проблема опосредованности восприятия системами значений (структуры языка и структуры сознания). Семиотическая природа категориальных структур сознания.


Понятие «картины мира». Проблема вариативности картины мира обыденного сознания (теории имплицитной картины мира (ИТЛ)). Понятие «семантической категории». Семантический анализ содержания значений на метаязыке категорий в фонетике, лексикографии, лингвистической и лексической семантике. Постановка проблемы реконструкции категориальной структуры индивидуального сознания в экспериментальной психосемантике.

 

СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКА И РЕЧИ. ФЕНОМЕН МЕТАРЕПРЕЗЕНТАЦИИ.

Постановка проблемы различения языка и речи Ф. де Соссюром. Гипотеза Сепира-Уорфа. Теория самопорождающей грамматики Н.Хомского. План выражения и план содержания в классических положениях Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, В.В. Знакова, исследованиях Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама. Модели семантической обработки информации. Феномен метарепрезентации Алана Лесли.

 

Раздел 3. СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ЗНАЧЕНИЙ: ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ЗНАКА В ПСИХОСЕМАНТИКЕ.

 

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ЗНАКА В ПСИХОСЕМАНТИКЕ:СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗНАЧЕНИЙ

Структура знака: понятия интенсионала (десигнат) и экстенсионала (денотат). Концептуальная оппозиция «значение-смысл» в постановке Готлиба Фреге, К.И.Льюиса. Современные подходы к различию между языковым и смысловым значением. Смысл и значение знака в трактовке анализа дискурса Гийома Мальдидье. «Экстенсиональная семантика» и «интенсиональ­ная семантика». Традиция исследования интенсионала знака в современной психосемантике. Формальные методы определения значенческой интерпретации знака. Методологические и методические проблемы смыслового определения знака.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОСЕМАНТИКИ.

Деятельностный подход (А. Н.Леонтьев, А.Р Лурия) как оппозиция лингвистической и логической семантике. Понятия «образа мира» и «ментального пространства»: деятельностный и генетический аспект функционирования системы значений.

Когнитивный подход: «гипотеза восприятия» Дж.Брунера, «когнитивная схема» У.Найссера в постановке идеи ментальной реконструкции восприятия. Роль гештальтпсихологии Келлера, теории поля Левина, теорий когнитивного соответствия (теория структурного баланса Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума, теория психологики Р.Абельсона и М.Розенберга) и каузальной атрибуции в оформлении и развитии категории «ментальная карта» (Э.Толмэен).

Семантический подход как анализ смысловых отношений субъекта, содержащихся в его суждениях и поступках (психологический анализ словесной продукции человека - словесных обозначений личностных черт, эмоций, состояний, межличностных отношений и пр.). Роль ИТЛ Брунера и Тагиури (Bruner, Tagiuri 1959); ТЛК - теории личностных конструктов Дж.Келли (Kelly 1955) в развитии формальных методов исследования содержания индивидуального сознания в форме описания семантических категорий, их пространственной структуры, иерархии и взаимосвязей. Особенности реализации психосемантического подхода в работах Артемьевой Е.Ю.(субъективная семантика), Петренко В.Ф., Столина В.В., Шмелева А.Г.(экспериментальная психосемантика).

 


Раздел 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОСЕМАНТИКА: ТРАДИЦИИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОСЕМАНТИКА

Принципы экспериментальной парадигмы психосемантического подхода. Форматы стимульного материала организации семантической решетки (фразеологизмы, метафоры, поведенческие паттерны и др.). Обзор методов анализа значений в экспериментальной психосемантике. Методы построения семантического пространства, вопросы геометризации пространства признаков. Факторная модель построения семантических пространств. Анализ семантической структуры категоризации с помощью методов кластерного анализа. Ограничения статистических методов и методов психологического шкалирования в технологии построения семантического пространства.

 

ПРИКЛАДНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОСЕМАНТИКИ.

Прикладные направления психосемантических исследований: политическая психология, гендерная психология, этнопсихология, психология маркетинга и рекламы, юридическая психология, психология образования, профессиографические исследования и др. Возможности применения психосемантического метода для решения задач в области семиологии, семантики, лингвистики, фонетики.

Психосемантический метод в исследовании психологической установки: методологический и методический аспект.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Принципы конструирования и моделирования ментальной карты в рамках теории психологического шкалирования. Семиотическая аксиоматика моделирования ментальной карты как субъективной модели процессов ментальной категоризации реальности. Возможности описания категоризации восприятия в терминах теории вероятности по образцу термодинамики или теории информации. Вопросы построения и метрики семантического пространства признаков. Релятивистский и квантовый подход в формальном способе описания объекта, возможности смыслового определения. Сравнение методов формализации психосемантических и семантических пространств. Прогностические возможности метода семантического анализа для исследования креативных процессов. Примеры практического применения метода.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (по видам занятий).

ЛЕКЦИИ.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОСЕМАНТИКУ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПСИХОСЕМАНТИКИ.

Вопросы:

  1. Предмет, задачи, функции психосемантики.
  2. Психосемантика в структуре семиологического и психологического знания.
  3. Междисциплинарная структура предметной области психосемантических исследований.

 

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОСЕМАНТИКИ.

Вопросы:

  1. Принцип семиотической трактовки психики в науке.
  2. Методологические позиции неклассического субъектного подхода к измерению. Исследования субъектного принципа организации психической реальности в парадигмах естественных и гуманитарных наук.
  3. Эволюция идей психосемантического подхода в изучении механизмов ментальной репрезентации. Теоретические и методические проблемы моделирования «ментальной карты».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...