Теоретические и эмпирические знания в психологии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет»
Кафедра Психологии
Согласовано Утверждено На заседании кафедры ___________________ ___________________ зав. кафедрой___________ Протокол №________ от ________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По Экспериментальная психология_________ Специальность: 020400 «Психолог»
Хабаровск 2010 Аннотация Экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии. Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с другими направлениями в психологии исследования. В первую очередь следует отметить психодиагностику и математические методы психологии. психодиагностика как основополагающая выбора измерения параметров изучаемого поведения, выбора испытуемых и методов исследования, и конечно же математические методы психологии – как выбора способа обработки полученных данных и установления корреляционных связей.
В данном учебно – методическом комплексе представлены виды экспериментов и экспериментальные схемы, характеристика и этапы эксперимента. Кроме того, представлены взаимосвязи курса экспериментальной психологии с методологией проверки научных гипотез. Особо ценным является не только основное представление о нормативах экспериментального метода в психологии, так и информацию об основных направлениях квазиэкспериментальных исследований. Ключевым смысловым основанием является понимание изучаемой психологической реальности в психологическом эксперименте, т.е. теоретическое построение в качестве которые рассматривают «психологические факты» Следует не забывать о специфики непосредственного общения психолога с испытуемым, участвующим в психологическом исследовании. Ученый должен быть не только ученным, но и хорошим организатором, должен владеть широким диапазоном знаний в планировании очень разных по типу исследований. Учебно – методический комплекс предназначена для студентов психологических вузов и факультетов. Цель дисциплины – познакомить студентов с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждения психолога при проверки гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходов к организации эмпирического исследования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент, изучивший дисциплину, должен Знать: Ø Историю и современное состояние психологического эксперимента; Ø Традиционные и современные подходы изучения эксперимента; Ø Характеристика психологического эксперимента; Ø Методы исследования, применяемые в эксперименте; Ø Шкалы измерения и представление результатов исследования.
Уметь: Ø Планировать, организовывать, подбирать соответствующие методы и проводить психологическое исследование с учетом условий;
Ø Формулировать гипотезу, адекватно цели исследования определять объект, предмет исследования, уметь пользоваться ключом к методикам исследования; Ø Формулировать выводы, прогноз и рекомендации.
Владеть: Ø Методами и принципами работы в психологическом эксперименте; Ø Навык обработки и представления результатов исследования. Задачи дисциплины: Ø Рассмотреть принципы и структуру научного исследования; Ø Эмпирические методы в психологии и психологию психологического эксперимента; Ø Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и психологические измерения; Ø Представление и статистическая обработка данных. Таблица №1
Дидактические единицы дисциплины образовательного стандарта специальности
Таблица №2 Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема
Таблица №3 Тематическое планирование дисциплины (ДО)
Таблица №4
Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)
Содержание разделов дисциплины
Теоретические и эмпирические знания в психологии
Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Основные направления методологии научного исследования. Принципы научного исследования. Этапы научного исследования. Типы научного исследования. Эмпирическое и теоретическое знание. Верификация. Фальсификация. Структура научной теории. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы, виды гипотез. Классификация исследовательских методов. Моделирование. Измерение. Идеографический подход. Номотетический подход.
Личностные особенности психологов исследователей и психологов практиков. Психологическое знание. Характеристика обыденной, умозрительной и научной психологии. «Понимающая» и экспериментальная психология. Классификация методов психологического исследования. Эмпирические методы в психологическом исследовании. Главные черты не экспериментальных методов наблюдения, беседы, архивного метода и др. Систематическое наблюдение. Включенное наблюдение. Ошибки наблюдателя. Интервью. Опрос. Контент – анализ. Анализ продуктов деятельности. Проективные методы.
Контрольные вопросы 1. Что такое нормативы научного исследования? 2. Какое место занимают эмпирические методы в научном познании? 3. Почему эксперимент называют гипотетико-дедуктивным методом? 4. Каковы основные условия причинного вывода? 5. В чем заключается специфика психологического понимания причинности? 6. Что такое реконструкция психологической реальности? 7. Чем отличается психологический эксперимент от естественнонаучного? 8. Какое место занимают эксперименты по отношению к миру теорий? 9. Что такое экспериментальная модель? 10. Как понимается «ограничение теоретизирования» по Хольцкампу? 11. Как следует понимать принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверки? 12. Чем различаются такие формы контроля, как экспериментальный контроль и контроль за выводом? 13. Какие три типа экспериментов выделяют в психологических исследованиях? 14. Что такое «слепой» опыт?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|