Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические и эмпирические знания в психологии




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет»

 

 

Кафедра Психологии

 

 

Согласовано Утверждено

На заседании кафедры

___________________

___________________ зав. кафедрой___________

Протокол №________

от ________________

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По Экспериментальная психология_________

Специальность: 020400 «Психолог»

 

Хабаровск 2010

Аннотация

Экспериментальная психология рассматривается как самосто­ятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психоло­гического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представ­лено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фаза­ми развития. В систематизированном виде приведена совокупность использу­емых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эм­пирическим методам психологии.

Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с другими направлениями в психологии исследования. В первую очередь следует отметить психодиагностику и математические методы психологии. психодиагностика как основополагающая выбора измерения параметров изучаемого поведения, выбора испытуемых и методов исследования, и конечно же математические методы психологии – как выбора способа обработки полученных данных и установления корреляционных связей.

В данном учебно – методическом комплексе представлены виды экспериментов и экспериментальные схемы, характеристика и этапы эксперимента. Кроме того, представлены взаимосвязи курса экспериментальной психологии с методологией проверки научных гипотез. Особо ценным является не только основное представление о нормативах экспериментального метода в психологии, так и информацию об основных направлениях квазиэкспериментальных исследований.

Ключевым смысловым основанием является понимание изучаемой психологической реальности в психологическом эксперименте, т.е. теоретическое построение в качестве которые рассматривают «психологические факты»

Следует не забывать о специфики непосредственного общения психолога с испытуемым, участвующим в психологическом исследовании. Ученый должен быть не только ученным, но и хорошим организатором, должен владеть широким диапазоном знаний в планировании очень разных по типу исследований.

Учебно – методический комплекс предназначена для студентов психологических вузов и факультетов.

Цель дисциплины – познакомить студентов с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждения психолога при проверки гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходов к организации эмпирического исследования.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать:

Ø Историю и современное состояние психологического эксперимента;

Ø Традиционные и современные подходы изучения эксперимента;

Ø Характеристика психологического эксперимента;

Ø Методы исследования, применяемые в эксперименте;

Ø Шкалы измерения и представление результатов исследования.

 

Уметь:

Ø Планировать, организовывать, подбирать соответствующие методы и проводить психологическое исследование с учетом условий;

Ø Формулировать гипотезу, адекватно цели исследования определять объект, предмет исследования, уметь пользоваться ключом к методикам исследования;

Ø Формулировать выводы, прогноз и рекомендации.

 

Владеть:

Ø Методами и принципами работы в психологическом эксперименте;

Ø Навык обработки и представления результатов исследования.

Задачи дисциплины:

Ø Рассмотреть принципы и структуру научного исследования;

Ø Эмпирические методы в психологии и психологию психологического эксперимента;

Ø Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и психологические измерения;

Ø Представление и статистическая обработка данных.

Таблица №1

Дидактические единицы по дисциплине «Экспериментальная психология»
  Теоретические и эмпирические знания в психологии
  Методология экспериментального психологического исследования
  Классификация исследовательских методов в психологии
  Теория психологического эксперимента
  Планирование эксперимента и контроль переменных
  Квазиэксперимент
  Планирование эксперимента и контроль переменных
  Корреляционные исследования
  Измерения в психологии
  Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания)
  Анализ и представление результатов психологического исследования

Дидактические единицы дисциплины образовательного стандарта специальности

 

 

Таблица №2

Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема

Вид учебной работы Объем в часах по формам обучения
    ДО ОЗО
  Общая трудоемкость    
  Аудиторные занятия    
  Лекции    
  Семинары/Практические занятия    
  Самостоятельная работа    
  Курсовые работы - -
  Вид итогового аттестации Экзамен (5 семестр) Экзамен (5 семестр)

Таблица №3

Тематическое планирование дисциплины (ДО)

Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта Всего часов Лекции Семи нары Практи- ческие Самост. работа Продукт Самостоя тельной работы
  1. Теоретические и эмпирические знания в психологии
  1.1.Предмет и задачи экспериментальной психологии.     -     Конспект
  1.2.Проблема и гипотеза в психологическом исследовании     -     Конспект
  1.3.Основные общенаучные исследовательские методы. Эмпирические методы в психологии.     -     Конспект
  1.4.Классификация методов психологического исследования. Квазиэксперимент.     -     Конспект
  2. Теория психологического эксперимента
  2.1.Личность и деятельность. Личность и деятельность испытуемого.     -     Конспект
  2.2.Организация и проведение экспериментального исследования.     -     Конспект
  2.3.Этапы психологического эксперимента.     -     Конспект
  2.4.Виды естественно – научного психологического эксперимента.     -     Конспект
  2.5.Корреляционное исследование и его планирование.     -     Конспект
  2.6.Специфика экспериментальных исследований сенсорных и перцептивных процессов.     -     Лабораторная работа, Конспект
  2.7.Специфика экспериментальных исследований мнемических процессов и внимания.     -     Лабораторная работа, Конспект
  2.8.Специфика экспериментальных исследований мышления, речи и воображения.     -     Лабораторная работа, Конспект
  2.9.Специфика экспериментальных исследований эмоций и психомоторики.     -     Лабораторная работа, Конспект
  3. Психологическое измерение
  3.1.Теория психологических измерений. Виды психологических измерений.     -     Реферат
  3.2.Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента.     -     Реферат
  3.3.Тестирование теория измерений.     -     Реферат
  Итого            

Таблица №4

Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)

Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта Всего часов Лекции Семи нары Практи- ческие Самост. работа Продукт Самостоя тельной работы
  1. Теоретические и эмпирические знания в психологии
  1.1.Предмет и задачи экспериментальной психологии.     - -   Конспект
  1.2.Проблема и гипотеза в психологическом исследовании     - -   Конспект
  1.3.Основные общенаучные исследовательские методы. Эмпирические методы в психологии.   - -     Конспект
  1.4.Классификация методов психологического исследования. Квазиэксперимент.     -     Конспект
  2. Теория психологического эксперимента
  2.1.Личность и деятельность. Личность и деятельность испытуемого.   - -     Конспект
  2.2.Организация и проведение экспериментального исследования.   - -     Конспект
  2.3.Этапы психологического эксперимента.     - -   Конспект
  2.4.Виды естественно –научного психологического эксперимента.   0,5 -     Конспект
  2.5.Корреляционное исследование и его планирование.     - -   Конспект
  2.6.Специфика экспериментальных исследований сенсорных и перцептивных процессов.     - -   Лабораторная работа, Конспект
  2.7.Специфика экспериментальных исследований мнемических процессов и внимания.   0,5 -     Лабораторная работа, Конспект
  2.8.Специфика экспериментальных исследований мышления, речи и воображения.     - -   Лабораторная работа, Конспект
  2.9.Специфика экспериментальных исследований эмоций и психомоторики.   0,5 -     Лабораторная работа, Конспект
  3. Психологическое измерение
  3.1.Теория психологических измерений. Виды психологических измерений.   0,5 -     Реферат
  3.2.Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента.   0,5 -     Реферат
  3.3.Тестирование теория измерений.   0,5 - -   Реферат
  Итого            

Содержание разделов дисциплины

 

Теоретические и эмпирические знания в психологии

 

Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Основные направления методологии научного исследования. Принципы научного исследования. Этапы научного исследования. Типы научного исследования. Эмпирическое и теоретическое знание. Верификация. Фальсификация. Структура научной теории. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы, виды гипотез. Классификация исследовательских методов. Моделирование. Измерение. Идеографический подход. Номотетический подход.

Личностные особенности психологов исследователей и психологов практиков. Психологическое знание. Характеристика обыденной, умозрительной и научной психологии. «Понимающая» и экспериментальная психология. Классификация методов психологического исследования.

Эмпирические методы в психологическом исследовании. Главные черты не экспериментальных методов наблюдения, беседы, архивного метода и др. Систематическое наблюдение. Включенное наблюдение. Ошибки наблюдателя. Интервью. Опрос. Контент – анализ. Анализ продуктов деятельности. Проективные методы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое нормативы научного исследования?

2. Какое место занимают эмпирические методы в научном познании?

3. Почему эксперимент называют гипотетико-дедуктивным методом?

4. Каковы основные условия причинного вывода?

5. В чем заключается специфика психологического понимания причинности?

6. Что такое реконструкция психологической реальности?

7. Чем отличается психологический эксперимент от естественнонаучного?

8. Какое место занимают эксперименты по отношению к миру теорий?

9. Что такое экспериментальная модель?

10. Как понимается «ограничение теоретизирования» по Хольцкампу?

11. Как следует понимать принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверки?

12. Чем различаются такие формы контроля, как экспериментальный контроль и контроль за выводом?

13. Какие три типа экспериментов выделяют в психологических исследованиях?

14. Что такое «слепой» опыт?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...