Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям




При подготовке сообщений, рефератов, докладов по теме семинара главное внимание уделять методологическим основам и психологическим аспектам представленной проблематики. При подготовке учитывать динамику изучения аспекта, структуру и его содержательную сторону. Обязательно представлять яркие примеры видов психологического эксперимента и исследования. Кроме того, постарайтесь, чтобы примеры отражали все тенденции представляемого эксперимента. Теоретический анализ должен быть представлен не только современными авторами, но классиками психологии, сравнивая динамику изучения проблематики.

 

Методические рекомендации к семинарам

по экспериментальной психологии

Специальность 020400«Психология»

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Методологические проблемы психологических исследований

Продолжительность 2 часа

Цель – рассмотреть основные принципы психологического исследования, ознакомление и представления общих проблем для методологии организации разных психологических исследований.

 

План

1. Принципы психологического исследования

2. Подходы психологического исследования

3. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

 

Темы рефератов

1. Проблема представления знаний о методах

2. Методология психологических исследований

3. Экспериментальный метод как логика рассуждения и как предметная деятельность исследователя

4. Психологическое понимание причинности

5. Мир теорий и мир психологической реальности

Рекомендации по подготовки к семинарскому занятию и написанию реферата

При подготовки к семинарскому занятию и написанию реферата главное внимание следует уделять психологическим понятиям: метод, парадигма, нормативы научного мышления, нормативы экспериментального мышления, реконструкция психологической реальности и т.д. Кроме того, при написании реферата и осмысления основных позиций следует обратиться к схеме Хольцкампа.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект проблемы субъектив­ного // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969. С. 317 – 347.

2. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психологические мето­ды: в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976.

3. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.

4. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М., 1987.

5. Григоренко Е. Г., Лабуда М. С. Моделирование с помощью LISREL // Вопро­сы психологии. 1996, № 2. С. 55 – 72.

6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

7. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983. С. 34

8. Куликов Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб., 1995.

9. Мазилов В. А. О соотношении теории и метода в психологии //Ананьевские чтения -98 / Материалы науч.-практич. конференции. СПб., 1998. С. 41 – 43.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Психология психологического исследования.

Продолжительность 2 часа

Цель – рассмотреть основные подходы и принципы к изучению проведения психологического исследования: этапы проведения инструктожа перед тестированием, подготовка к тестированию, изучение эффектов тестирования, поведения испытуемого и экспериментатора.

План

1. Экспериментальное общение

2. Экспериментатор: его личность и деятельность

3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте

4. Личность испытуемого и ситуации психологического эксперимента

5. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

Темы рефератов

1. Общие принципы поведения психолога в ситуации общения с клиентом.

2. Контроль эмоциональной сферы психолога в ситуации общения с клиентом.

3. Каузальная атрибуция и советы. Этапы общения с клиентом.

 

Список литературы

1. Поспелов Д. А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных аспектов. М., 1989.

2. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1987.

3. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М., 1984.

4. Сидоренко Е. В. Психологическое знание о личности // Психология: итоги и перспективы. СПб., 1996. С. 39 – 41.

5. Тодд Д. Л., Гордеева Т. О. Применение метода структурного моделирования для анализа кросскультурных данных// Психологический журнал. 1997, № 4. C. 96 – 109.

6. Чесноков В. Б., Суворов Г. Б. Психодиагностика в профессиональной деятельности // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. С. 67 – 88.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Методы исследования: контент – анализ, интервью, беседа, анкетирование и наблюдение.

Продолжительность 4 часа

Цель – изучить структуру, виды и процедуру проведения контент – анализа, интервью, беседы, анкетирования и наблюдения.

 

План

1. История возникновения методов:контент – анализ, интервью, беседа, анкетирование и наблюдения.

2. Особенности и структура методов, процедура, виды, требования проведения.

3. Сходства, различия и преимущества методов:контент – анализ, интервью, беседа, анкетирование и наблюдения.

4. Выводы. Сформулируйте вопросы и задайте их.

 

Темы рефератов

1. Интроспекция, как специфический метод психологии;

2. Основные способы ведения и виды психологической беседы;

3. Особенности беседы с детьми;

 

Список литературы

  1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1924.
  2. Белнап К., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.

3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. М., 1989.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

  1. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
  2. Грищенко Н. А. Исследование личности биографическим методом // Практи­кум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990. С. 61 – 65.
  3. Данилова Е. Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога // Активные методы в работе школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дуброви­на. М., 1990.
  4. Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при почтовом опросе // Социологические исследования. 1981, № 3. С. 41 – 50.
  5. Жабский М. И. Принципы стандартизованного интервью // Социологичес­кие исследования. 1985, № 3.
  6. Методологические и методические проблемы контент-анализа. М., 1973.
  7. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб., 2001.
  8. Никифоров А. Т., Семенов В. Е. Метод наблюдения в социально-психологи­ческих исследованиях. Л., 1987.
  9. Новиков Н. В. Специфика и проблемы интервью как техники исследования // Социальные исследования. 1970. Вып. 5.

14. Петровская Л. А. Наблюдение как метод конкретного социального иссле­дования. М., 1972.

  1. Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информа­ции. Ереван, 1985.

16. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1987.

17. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М., 1984.

18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998.

19. Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. СПб, 1996.

20. Рукавишников В. О., Пианиотто В. И., Чурилов В. Н. Опросы населения. М., 1984.

21. Свенцицкий А. Л. Интервью как процесс социально-психологического взаимодействия // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. Вып. II. Л., 1968.

22. Свенцицкий А. Л. Пути повышения эффективности интервью как метода социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы со­циальной психологии. М., 1966.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...