Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, способные помешать внедрить зарубежный опыт поддержки МСП в России




1. административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России (особый размах проблема административно-бюрократических барьеров достигла в конце 90-х годов прошлого века, когда коррупция достигла огромных масштабов и стала фактически просто неконтролируемой и, в конце концов, отразившаяся в августе 1998 г. дефолтом в период «чрезмерного» администрирования на еще не окрепшем малом предпринимательстве. В настоящее время данная проблема активно решается на различных уровнях власти. Так, например, на федеральном уровне (как, впрочем, в большинстве регионов и муниципальных образований) действует межведомственная комиссия по борьбе с административными барьерами, многие регионы ввели на своих территориях «Книги учета инспекторских проверок» (например, в Воронежской области активно работают межведомственные, областные и муниципальные комиссии; Правда, следует отметить, что в странах с высоким уровнем экономического развития, как, например, США, Великобритании, Канаде, Германии предприниматели также недовольны «бюрократическими препонами» и даже за это критикуют чиновников. Имеются и люди, которые не одобряют налоговую систему, пусть даже очень либеральную. Однако, в этом случае следует учитывать следующее: дело в том, что в развитых странах прямые контакты предпринимателей с государственными чиновниками (если принимать во внимание, что мы живем в век доминирования электронных коммуникаций), сведены к минимуму;

2. недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т.д.);

3. недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;

4. Россия существенно уступает странам с развитой экономикой по общей численности малых предприятий (доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) этих стран составляет 50-60 %, а в России -10-11 %, в то время как малый бизнес в развитых странах является основным создателем дополнительных рабочих мест. Для сравнения: доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1990-е годы составляла: в США - 60%, в Японии - 78, в Италии - 73, во Франции - 54%, а в Российской Федерации вместе с индивидуальными предпринимателями эта численность составляет около 12 млн. человек, то есть менее 19 % общей численности занятых в российской экономике);

5. отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;

6. высокая доля «теневого» сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса;

7. высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25% - в Москве);

8. инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;

9. неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП России действует малоэффективно. На самом же деле, развитие МСБ представляет собой гораздо более сложную и комплексную институциональную проблему, от решения которой зависит устойчивое развитие экономики, человеческого и инновационного капитала РФ, социально-экономическая безопасность ее субъектов.

Сложно говорить о каких-либо реальных существенных изменениях, произошедших в области развития малого бизнеса РФ, так как в целом ситуация в данной сфере не изменилась и до сих пор остается плачевной. Правительство в недостаточной степени справляется с задачами в области развития малого бизнеса. Следовательно, необходимы принципиально иные подходы к развитию малого бизнеса в стране. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.

На региональном и муниципальных уровнях нужны открытые общественные приемные с участием представителей СМИ, куда бы предприниматели могли прийти и выразить свое неудовольствие сложившимся вещей. Понятно, что не должны стоять в стороне политические и общественные объединения предпринимателей, как это показывает опыт Италии, Франции, Испании.

Следовательно, в сфере МСП целесообразно принятие следующих мер:

1) реорганизация МАП России путем расформирования подразделений, отвечающих за поддержку предпринимательства, то есть концентрация усилий МАП России только на антимонопольном регулировании;

2) развивать малый бизнес должно специальное неправительственное агентство (так, например, в Министерстве торговли США действует специальная Администрация малого бизнеса (SBA). Для нашей страны предпочтительнее было бы ориентироваться на SBA - как пример создания высоко интегрированного и действенного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП в России. Уже имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки МСП, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении МСП. Однако создание достаточно полномочного Департамента поддержки и развития предпринимательства при Правительстве Москвы, позволило решить многие проблемы МСП, обеспечив организацию мощной инфраструктуры поддержки МСП и создав, лучшие в стране условия для развития МСП. На законодательную поддержку и гармонизацию законодательных актов в сфере малого бизнеса в США ежегодно в Федеральном бюджете США выделяется не менее 600 млн. дол. США, которые направляются экспертным и аналитическим институтам, общественным экспертным Советам, бизнес-аналитикам в области МСП). Поддержка малого бизнеса связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией;

3) расформирование существующих государственных программ поддержки МСБ в связи с неэффективностью и коррупцией. Не бюрократы должны кого-либо финансировать, а профессиональные коммерческие организации;

4) увеличение поддержки МСБ, но не в виде прямых кредитов и грантов;

5) в законе о взаимном страховании надо решать проблему обеспечения малого бизнеса финансами для развития, а уже затем говорить о вовлечении малых предприятий в страхование. Закон нужен, но решить проблему финансирования малого бизнеса он не в состоянии;

6) Правительству РФ необходимо интенсивнее создавать бизнес-парки и инкубаторы, предоставлять кредитные гарантии, осуществлять субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.

7) Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) -ставка 6% - и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) - ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.

8) Что касается ставки налога с оборота, то она не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но опять же речь не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в несколько раз.

В завершение хотелось бы отметить, что суть малого предпринимательства состоит в том, чтобы каждому человеку предоставлялась возможность создать себе рабочее место. Причем, чаще всего не только себе, но и нескольким десяткам людей. Поэтому российскому правительству необходимо в кратчайшие сроки найти пути решения проблем, стоящих на пути достойного развития малого и среднего бизнеса в нашей стране.

 

Малый бизнес использует в своей жизнедеятельности существующую инфраструктуру экономики страны и предпринимательства в целом. Транспортные, телекоммуникационные, банковские и иные инфраструктурные системы используются всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и предприятиями малого бизнеса. Последние находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, обучение кадров, приобретение современных технологий, осуществление научно-технических разработок, получение и анализ информации и т.д.

Для минимизации негативного воздействия этих факторов, а также для раскрытия внутренне присущего малому бизнесу динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес. Она включает систему специализированных институтов, помогающих разработке и реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, которые создаются и действуют при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры и т.д.).

Целью формирования инфраструктуры малого бизнеса является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки в различных направлениях: информационном,, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг.

Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса. Инфраструктура малого бизнеса выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса (рисунок 1) являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого бизнеса. По этим же каналам одновременно осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

 

 

Рисунок 1. Элементы инфраструктуры малого бизнеса

 

Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, цель которых – оказание содействия субъектам малого бизнеса. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.п.). Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.

Основой инфраструктуры малого бизнеса реально могут стать государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие главные функции:

1. Управление и контроль;

2. Финансирование;

3. Обратную связь государственных органов с малым бизнесом, защиту его интересов и консультативное обеспечение государственной политики в области малого бизнеса.

Как показывает опыт, для реализации государственной политики в этой области необходима институциональная структура государственной поддержки, основанная на разделении указанных функций. Базовыми элементами этой структуры являются:

1. Органы управления и контроля;

2. Финансовый орган;

3. Общественный орган (общественный совет по малому бизнесу).

Согласованные действия элементов такой институциональной структуры обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого бизнеса, интересам государства (через орган управления), интересам малого бизнеса (через общественный орган) и гарантирует ресурсное обеспечение государственной политики в этой области (через финансовый орган).

Результатом осуществления программ поддержки, центральную часть которых обычно составляют программы создания и развития инфраструктуры малого бизнеса, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Такая система, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки, и составляет инфраструктуру малого бизнеса.

Эффективность функционирования инфраструктуры и возможность реализации стоящих перед ней задач во многом зависят от продуманности схем ее создания и механизмов функционирования, комплексности предоставляемых услуг и других факторов.

 

Рисунок 2 - Элементы инфраструктуры малого бизнеса

 

Для западноевропейских стран характерны разнообразие элементов, формирующих инфраструктуру малого бизнеса, а также множество схем их построения и взаимодействия между собой. Какие-либо однозначные решения, которые можно считать оптимальными, и типовые схемы, применяющиеся в большинстве стран, практически отсутствуют (рисунок 2).

Однако в любой развитой системе поддержки малого бизнеса можно обнаружить сходные концептуальные подходы к формированию ее инфраструктуры:

1. Адекватность инфраструктуры уровню развития малого бизнеса и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);

2. Доступность объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения территории);

3. Стоимость услуг, информированность о возможностях каждого элемента инфраструктуры;

4. Концентрация на наиболее острых проблемах деятельности предприятий малого бизнеса: финансовых (льготное кредитование, компенсация процентных ставок, гарантии, финансовый лизинг, финансовый менеджмент, финансовое и налоговое консультирование), имущественных (аренда помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков для коммерческого использования), информационных (доступ к информационным сетям, трансфер технологий, выставочная деятельность), кадровых (подбор, подготовка и переобучение персонала, общий и специальный консалтинг);

5. Участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого бизнеса, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;

6. Распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы по поддержке малого бизнеса непосредственно на местном или региональном уровне;

7. Обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории, следствием чего являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, а также лучшая ориентация самих предпринимателей и возможностях этих элементов инфраструктуры;

8. Использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.

Сходство концептуальных подходов позволяет выделить из всего многообразия элементов инфраструктуры некоторые элементы, общие для большинства зарубежных стран. К ним относятся:

1. Финансовые институты, ориентированные на взаимодействие с малым бизнесом;

2. Системы информационного и консультационного обслуживания;

3. Бизнес-центры по развитию малого бизнеса;

4. Учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы на предприятиях малого бизнеса;

5. Бизнес-инкубаторы, производственные и технологические парки, технические центры и т.п.;

6. Специализированные фирмы по оказанию услуг предприятиям малого бизнеса (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортоно-экспедиционные фирмы и т.п.).

Опыт зарубежных стран показывает успешность функционирования системы однородных элементов инфраструктуры в рамках целостной общегосударственной или международной сети. Например, создание в рамках ЕС единой сети инновационных предпринимательских центров (BIC) позволило применять при создании центров единые методики и сходные требования к отбираемым предпринимательским проектам, а также эффективно использовать финансовые ресурсы, распределяемые в рамках программ ЕС. Вхождение в такую сеть открывает много возможностей как перед самим инновационным центром, так и перед его пользователями. В частности, исключается необходимость создания в каждом центре собственных информационных банков по всем направлениям деятельности, облегчаются их актуализация и доступ предпринимателей к информации, появляются дополнительные возможности в проведении научных разработок, аккумулировании ресурсов. Предприниматели, пользующиеся услугами центров, получают возможность участия в различных программах ЕС и установления деловых связей с партнерами в других европейских странах, что существенно повышает конкурентоспособность малых предприятий в рамках общего рынка.

Интерес опыт создания однородных элементов инфраструктуры разных уровней. Так, опыт Великобритании по созданию предпринимательских агентств позволяет рационально распределять функции и ресурсы по разным уровням. Там в рамках иерархии существуют агентства:

1. Стратегические, имеющие годовой бюджет свыше 0,5 млн. ф. ст. (менее 50 на всю Великобританию), предлагающие широкий спектр услуг не только предпринимателям, но и агентствам более низкого уровня, определяя тем самым общую политику в области малого и среднего бизнеса;

2. Среднего уровня с бюджетом 100 – 500 тыс. ф. ст., работающие с начинающими и действующими предпринимателями и предоставляющие достаточно широкий спектр услуг;

3. Местные центры делового консультирования (до 100 тыс. ф. ст.), имеющие целью помощь начинающим бизнесменам в основном путем предоставления информации и консультационных услуг.

Данная система позволяет обеспечить наибольший охват предпринимателей своими услугами, максимально приблизив их к потребностям бизнеса и способствуя росту устойчивости предприятий, и в то же время оптимизировать затраты на поддержку малого бизнеса внутри системы в целом. Помимо этого в рамках системы поддерживаются единый высокий стандарт на оказываемые услуги, общее информационное пространство и обмен информацией с другими системами. Учет местных условий позволяет системе саморазвиваться, в том числе за счет дополнения ее в случае необходимости другими элементами инфраструктуры.

Аналогичную многоуровневую целостную систему, максимально приближенную к предпринимателю, представляет Администрация малого бизнеса США, которая имеет в своей структуре более 100 региональных отделений, представительств и консультационных пунктов.

Помимо перечисленных выше требований к созданию элементов инфраструктуры малого бизнеса в ряде стран обеспечивается комплексность в оказании услуг. Для каждого элемента набор услуг оптимально разработан и варьируется в соответствии с местными потребностями, однако в любом случае условие их комплексности соблюдается.

Во многих зарубежных странах в последнее время активизировался процесс централизации о концентрации объектов поддержки малого бизнеса по принципу «one-shop-service» путем сосредоточения в одном месте различных организаций, оказывающих содействие предпринимателям, упорядочения их взаимосвязей и создания тем самым центров, где можно получить весь набор услуг, предоставляемых предпринимателям.

Серьезное внимание уделяется вопросам изучения реакции сектора малого бизнеса на изменения внешней среды. это обусловлено как важностью этого сектора экономики, так и необходимостью поиска эффективных путей влияния на него в целях более скоординированного социально-экономического развития страны, либо объединения стран, как, например, Европейский Союз (ЕС). В рамках ЕС создана национальная сеть исследовательских институтов по проблемам малого бизнеса, объединяющая институты 12 стран. Основными целями этих организаций являются объективная оценка явлений, происходящих в данном секторе, и разработка рекомендаций для властных структур и финансово-экономических институтов страны или ряда стран по созданию условий, наиболее благоприятствующих развитию предприятий малого бизнеса.

 

Литература: [10,12,22]

 


Практические занятия

Тематика практических занятий разработана в соответствии с лекционным курсом.

Практическое занятие по теме 1: Сущность, содержание малого бизнеса, критерии отнесения субъектов к малому бизнесу

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки для возникновения, становления и развития малого бизнеса предпринимательства.

2. Сущность, функции и принципы малого бизнеса.

3. Проблемы малого бизнеса.

4. Субъекты и объекты малого бизнеса.

5. Основные этапы и проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе. Критерии отнесения предприятия к малому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...