Пример расчета мультипликативного эффекта
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» __________________________________________________________________________________________ Кафедра «Экономика транспорта»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Методические указания к практическим занятиям По дисциплине «Рынок транспортных услуг» Для студентов очной формы обучения Специальности ЭУТ Часть 4
Санкт-Петербург ПГУПС Основы методологии оценки влияния транспорта на экономическое развитие и общественное благосостояние были заложены французским инженером и экономистом Ж. Дюпюи в работе «О мере полезности гражданских сооружений», написанной в 1844 г. Дюпюи сделал важнейший вывод, что «конечной целью любого пути сообщения должно быть уменьшение не транспортных расходов, а производственных расходов», приводящее к уменьшению рыночной цены товаров. Этот эффект достигается за счет того, что при наличии путей сообщения товары могут эффективно перевозиться «на расстояния, в 20 и 100 раз превышающие прежние», и при этом в месте потребления стоить значительно дешевле, чем при местном производстве или доставке на небольшое расстояние по бездорожью. Эффект влияния развития транспортной инфраструктуры на экономику – безусловен. Приведенная ниже методика позволяет оценить ряд факторов этого влияния.
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Транспорт, расширяет круг потребителей товаров и увеличивает объемы потребления тех, кто покупал этот товар и раньше, тем самым увеличивая эффект от их потребления (по-другому он называется потребительским выигрышем). Кроме того, транспорт делает возможным потребление не доступных ранее товаров, что также сопряжено с получением потребительского выигрыша. Транспорт, расширяя зону распространения продукции, одновременно позволяет увеличивать производство и так называемый «выигрыш производителя» (разницу между рыночной ценой и издержками производства). При этом он дает возможность каждому региону сосредоточиться на производстве тех товаров, по отношению к которым он имеет относительные преимущества по сравнению с другими регионами (обусловленные природными условиями или производственными традициями), т. е. создает мультипликативный эффект. (По современным оценкам, коэффициент мультипликации от инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры составляет не менее 2, 5–3.) Оценка социально-экономических результатов развития транспортной инфраструктуры, выполненная с помощью теоретической модели, показывает, что транспорт и основанный на нем товарообмен ведут к росту производства и потребления товаров, снижению цен на них, а следовательно, к увеличению общественного благосостояния. Последнее выражается в ускоренном по сравнению с ростом физического и стоимостного производства увеличении макроэкономического эффекта от производства и потребления товаров. Следует отметить, что в долгосрочном периоде транспорт способствует выравниванию различных регионов по уровню развития. Широкое распространение продукции наиболее эффективных производств, осуществляемое благодаря транспорту, заставляет местных производителей приводить стоимость и качество выпускаемых товаров в соответствие с мировым уровнем.
Кроме того, развитие транспорта способствует распространению новых технологий. XX в. дал еще более яркие примеры всемирного распространения передовых технологий и интернационализации производства на основе логистики, необходимым условием развития которой является регулярный, надежный и относительно дешевый транспорт. Производство автомобилей, компьютеров, оборудования в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке по европейским, северо-американским и японским технологиям с использованием комплектующих, доставляемых с других континентов, последующий сбыт готовой продукции в масштабах земного шара возможны только благодаря современным транспортным технологиям. Феномены Японии, достигшей высочайшего количественного и качественного уровня промышленного производства при минимальных природных ресурсах, или региона Персидского залива, достигшего чрезвычайно высокого уровня благосостояния и приобщившегося ко всем благам современной цивилизации и новейшим технологиям, сосредоточившись на добыче и экспорте нефти, базируются на ритмичной и эффективной работе транспортных артерий. В отличие от других отраслей хозяйства транспорт является необходимым условием производства. Страна или регион может успешно развиваться без сырьевых ресурсов, как Япония, или, наоборот, импортировать большинство товаров, сосредоточившись на добыче сырья, как страны Аравийского полуострова, однако без транспорта экономическое развитие невозможно. Транспортную услугу полностью импортировать нельзя. Можно арендовать подвижной состав, но пути сообщения и технологии управления перевозочным процессом должны существовать в каждом регионе. Пассажирский транспорт, доставляя рабочую силу к месту производства, выполняет по сути ту же функцию, что и грузовой, доставляющий сырье, комплектующие детали и полуфабрикаты. Доставка пассажиров в места, где они могут получить услуги или товары, с экономической точки зрения аналогична доставке товара в регионы, где он не производится. Транспорт оказывает положительное воздействие на демографическую ситуацию. Это хорошо видно на примере Транссибирской железнодорожной магистрали, построенной на рубеже XIX–XX вв. и обеспечившей регулярное и быстрое железнодорожное сообщение Европейской России с Сибирью и Дальним Востоком. Как отмечается в «Истории железнодорожного транспорта России», в Челябинске через шесть лет после начала строительства магистрали население увеличилось вдвое, в Сретенске за 1897–1901 гг. – в пять раз.
Необходимо отметить мультипликативное влияние транспорта на национальное богатство. Сооружение транспортной линии сразу же увеличивает стоимость земли, хозяйственных объектов и жилья пропорционально их близости к транспортным терминалам. Следовательно, национальное богатство увеличивается не только благодаря приращению основных фондов транспорта, но и вследствие увеличения стоимости материальных благ, использование которых становится более удобным в результате возникновения новой транспортной артерии. На основе «Руководящих положений, касающихся анализа социально-экономических затрат и выгод для оценки проектов в области транспортной инфраструктуры», изданных Европейской экономической комиссией ООН в 2003 г., можно сделать вывод о том, что развитие транспорта влечет за собой глубокие изменения в экономике: - происходит ее реструктуризация, поскольку конкурентоспособные производства увеличивают свой масштаб и выходят на недоступные ранее рынки, а неконкурентоспособные – изыскивают возможности и ресурсы для продолжения деятельности на более современном уровне; - стимулируется торговля, открывая большие возможности для развития финансовой сферы и роста предпринимательской деятельности на местах; - открывается перспектива для развития туризма; - стимулируется рынок труда за счет развития регулярного пассажирского сообщения и общего хозяйственного развития; - активизируется рынок недвижимости вследствие увеличения спроса на объекты, находящиеся в зоне надежного транспортного обеспечения. Мультипликативный эффект от развития транспорта проявляется в росте внутреннего валового продукта (ВВП), национального богатства (НБ) и дополнительных выгод для потребителей.
Прирост ВВП выражается формулой , (1) где – сумма приростов ВВП за счет увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, роста перевозок грузов и пассажиров, развития туризма, увеличения оборотов торговли и финансовой сферы. Прирост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства в стоимостном выражении складывается из объемов вновь возникших производств () и прироста объемов действующих предприятий (): , (2) где р –уровень цены на продукцию. Прирост объемов перевозок определяется в стоимостном выражении как сумма произведений прироста объема приведенной работы на среднюю доходную ставку в действующих ()и во вновь созданных ()транспортных компаниях: , (3) где d –доходная ставка по перевозкам. Прирост ВВП за счет развития туризма образуется из суммы объемов туристических продаж новыми компаниями () и прироста продаж действующих (): . (4)
Прирост торгового оборота выражается в сумме чистых доходов от деятельности вновь созданных торговых предприятий () и прироста доходов действующих (): , (5) где r –величина торговой наценки. Прирост доходов от финансовой деятельности складывается из суммы доходов вновь созданных финансовых учреждений () и прироста доходов действующих () , (6) где f – банковский процент. В формулах (2)–(5) ценовые параметры, как правило, снижаются в связи с ростом предложения товаров (услуг) в результате развития транспортной сети, а прирост общей величины ВВП достигается за счет роста объемных показателей. Это создает условия для получения потребителями дополнительных выгод. Расчет дополнительных выгод для потребителей: – от повышения качества транспортного обслуживания (приводящего к снижению обобщенных транспортных издержек пользователей): , (7) где –обобщенные транспортные издержки, соответственно, до и после реализации проекта по развитию транспортной инфраструктуры; – объемы перевозок, соответственно, до и после реализации инфраструктурного проекта; – от снижения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию: , (8) где – обобщенные цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, соответственно, до и после реализации проекта по развитию транспортной инфраструктуры; – объемы производства продукции, соответственно, до и после реализации инфраструктурного проекта. Прирост национального богатства складывается из увеличения стоимости существующих объектов недвижимости () и стоимости вновь построенных ():
, (9) где с –средняя стоимость 1 м2 недвижимости. С усложнением связей между участниками рыночного процесса требования к производительности и качеству работы транспортной системы повышаются. Хорошо развитый транспорт способствует эффективному функционированию всего рыночного хозяйства, а неудовлетворительный уровень транспортного обслуживания препятствует осуществлению товарообменного процесса, тормозит развитие внутреннего рынка и участие страны в международном разделении труда. Таким образом, транспорт, обеспечивая возможность товарообмена и, следовательно, эффективной производственной специализации, распространения прогрессивных технологий, способствует росту объемов производства, снижению цен и повышению качества товаров, росту выигрыша производителей и потребителей, увеличению национального богатства. В развитии экономики России особую роль сыграл железнодорожный транспорт. Железные дороги увеличивали рынок не только тем, что сами потребляли промышленную продукцию. Они увеличивали рынок «вширь», территориально, присоединяя к нему отдаленные регионы. ПРИМЕР РАСЧЕТА МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|