Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример расчета мультипликативного эффекта




Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

__________________________________________________________________________________________

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ

CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

Методические указания к практическим занятиям

По дисциплине «Рынок транспортных услуг»

Для студентов очной формы обучения

Специальности ЭУТ

Часть 4

 

 

Санкт-Петербург

ПГУПС

 
2012


Основы методологии оценки влияния транспорта на экономическое развитие и общественное благосостояние были заложены французским инженером и экономистом Ж. Дюпюи в работе «О мере полезности гражданских сооружений», написанной в 1844 г.

Дюпюи сделал важнейший вывод, что «конечной целью лю­бого пути сообщения должно быть уменьшение не транспортных расходов, а производственных расходов», приводящее к умень­шению рыночной цены товаров. Этот эффект достигается за счет того, что при наличии путей сообщения товары могут эффектив­но перевозиться «на расстояния, в 20 и 100 раз превышающие прежние», и при этом в месте потребления стоить значительно дешевле, чем при местном производстве или доставке на неболь­шое расстояние по бездорожью. Эффект влияния развития транспортной инфраструктуры на экономику – безусловен. Приведенная ниже методика позволяет оценить ряд факторов этого влияния.

 

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

 

Транспорт, расширяет круг потреби­телей товаров и увеличивает объемы потребления тех, кто покупал этот товар и раньше, тем самым увеличивая эффект от их потребления (по-другому он называется потребительским выигрышем). Кро­ме того, транспорт делает возможным потребление не доступных ранее товаров, что также сопряжено с получением потребитель­ского выигрыша.

Транспорт, расширяя зону распространения продукции, од­новременно позволяет увеличивать производство и так называе­мый «выигрыш производителя» (разницу между рыночной ценой и издержками производства).

При этом он дает возможность каждому региону сосредото­читься на производстве тех товаров, по отношению к которым он имеет относительные преимущества по сравнению с другими регионами (обусловленные природными условиями или произ­водственными традициями), т. е. создает мультипликативный эф­фект. (По современным оценкам, коэффициент мультипликации от инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры со­ставляет не менее 2, 5–3.)

Оценка социально-экономических результатов развития транспортной инфраструктуры, выполненная с помощью теоре­тической модели, показывает, что транспорт и основанный на нем товарообмен ведут к росту производства и потребления товаров, снижению цен на них, а следовательно, к увеличению общест­венного благосостояния. Последнее выражается в ускоренном по сравнению с ростом физического и стоимостного производства увеличении макроэкономического эффекта от производства и по­требления товаров.

Следует отметить, что в долгосрочном периоде транспорт способствует выравниванию различных регионов по уровню раз­вития. Широкое распространение продукции наиболее эффектив­ных производств, осуществляемое благодаря транспорту, застав­ляет местных производителей приводить стоимость и качество выпускаемых товаров в соответствие с мировым уровнем.

Кроме того, развитие транспорта способствует распростра­нению новых технологий. XX в. дал еще более яркие примеры всемирного распростра­нения передовых технологий и интернационализации производст­ва на основе логистики, необходимым условием развития которой является регулярный, надежный и относительно дешевый транс­порт. Производство автомобилей, компьютеров, оборудования в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке по европейским, северо-американским и японским технологиям с использованием комплектующих, доставляемых с других континентов, последую­щий сбыт готовой продукции в масштабах земного шара возмож­ны только благодаря современным транспортным технологиям. Феномены Японии, достигшей высочайшего количественного и качественного уровня промышленного производства при мини­мальных природных ресурсах, или региона Персидского зали­ва, достигшего чрезвычайно высокого уровня благосостояния и приобщившегося ко всем благам современной цивилизации и новейшим технологиям, сосредоточившись на добыче и экспорте нефти, базируются на ритмичной и эффективной работе транс­портных артерий.

В отличие от других отраслей хозяйства транспорт является необходимым условием производства. Страна или регион может успешно развиваться без сырьевых ресурсов, как Япония, или, на­оборот, импортировать большинство товаров, сосредоточившись на добыче сырья, как страны Аравийского полуострова, однако без транспорта экономическое развитие невозможно. Транспортную услугу полностью импортировать нельзя. Можно арендовать под­вижной состав, но пути сообщения и технологии управления пере­возочным процессом должны существовать в каждом регионе.

Пассажирский транспорт, доставляя рабочую силу к месту производства, выполняет по сути ту же функцию, что и грузовой, доставляющий сырье, комплектующие детали и полуфабрикаты. Доставка пассажиров в места, где они могут получить услуги или товары, с экономической точки зрения анало­гична доставке товара в регионы, где он не производится.

Транспорт оказывает положительное воздействие на демо­графическую ситуацию.

Это хорошо видно на примере Транссибирской железнодо­рожной магистрали, построенной на рубеже XIX–XX вв. и обес­печившей регулярное и быстрое железнодорожное сообщение Европейской России с Сибирью и Дальним Востоком. Как от­мечается в «Истории железнодорожного транспорта России», в Челябинске через шесть лет после начала строительства магист­рали население увеличилось вдвое, в Сретенске за 1897–1901 гг. – в пять раз.

Необходимо отметить мультипликативное влияние транспор­та на национальное богатство. Сооружение транспортной линии сразу же увеличивает стоимость земли, хозяйственных объектов и жилья пропорционально их близости к транспортным терми­налам. Следовательно, национальное богатство увеличивается не только благодаря приращению основных фондов транспорта, но и вследствие увеличения стоимости материальных благ, исполь­зование которых становится более удобным в результате возник­новения новой транспортной артерии.

На основе «Руководящих положений, касающихся анализа социально-экономических затрат и выгод для оценки проектов в области транспортной инфраструктуры», изданных Европейской экономической комиссией ООН в 2003 г., можно сделать вывод о том, что развитие транспорта влечет за собой глубокие изме­нения в экономике:

- происходит ее реструктуризация, поскольку конкуренто­способные производства увеличивают свой масштаб и выходят на недоступные ранее рынки, а неконкурентоспособные – изыскивают возможности и ресурсы для продолжения деятельности на более современном уровне;

- стимулируется торговля, открывая большие возможности для развития финансовой сферы и роста предпринимательской деятельности на местах;

- открывается перспектива для развития туризма;

- стимулируется рынок труда за счет развития регулярного пассажирского сообщения и общего хозяйственного развития;

- активизируется рынок недвижимости вследствие увеличения спроса на объекты, находящиеся в зоне надежного транспортного обеспечения.

Мультипликативный эффект от развития транспорта прояв­ляется в росте внутреннего валового продукта (ВВП), националь­ного богатства (НБ) и дополнительных выгод для потребителей.

Прирост ВВП выражается формулой

, (1)

где – сумма приростов ВВП за счет увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, роста перевозок грузов и пассажиров, развития туриз­ма, увеличения оборотов торговли и финансовой сферы. Прирост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства в стоимостном выражении складывается из объемов вновь возникших производств () и прироста объемов действующих предприятий ():

, (2)

где р –уровень цены на продукцию.

Прирост объемов перевозок определяется в стоимостном вы­ражении как сумма произведений прироста объема приведенной работы на среднюю доходную ставку в действующих ()и во вновь созданных ()транспортных компаниях:

, (3)

где d –доходная ставка по перевозкам.

Прирост ВВП за счет развития туризма образуется из суммы объемов туристических продаж новыми компаниями () и прироста продаж действующих ():

. (4)

 

Прирост торгового оборота выражается в сумме чистых до­ходов от деятельности вновь созданных торговых предприятий () и прироста доходов действующих ():

, (5)

где r –величина торговой наценки.

Прирост доходов от финансовой деятельности складывает­ся из суммы доходов вновь созданных финансовых учреждений () и прироста доходов действующих ()

, (6)

где f – банковский процент.

В формулах (2)–(5) ценовые параметры, как правило, снижаются в связи с ростом предложения товаров (услуг) в ре­зультате развития транспортной сети, а прирост общей величи­ны ВВП достигается за счет роста объемных показателей. Это создает условия для получения потребителями дополнительных выгод.

Расчет дополнительных выгод для потребителей:

– от повышения качества транспортного обслуживания (при­водящего к снижению обобщенных транспортных издержек пользователей):

, (7)

где –обобщенные транспортные издержки, соответст­венно, до и после реализации проекта по развитию транс­портной инфраструктуры;

– объемы перевозок, соответственно, до и после реали­зации инфраструктурного проекта;

– от снижения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию:

, (8)

где – обобщенные цены на промышленную и сельскохо­зяйственную продукцию, соответственно, до и после реали­зации проекта по развитию транспортной инфраструктуры;

– объемы производства продукции, соответственно, до и после реализации инфраструктурного проекта.

Прирост национального богатства складывается из уве­личения стоимости существующих объектов недвижимости () и стоимости вновь построенных ():

, (9)

где с –средняя стоимость 1 м2 недвижимости.

С усложнением связей между участниками рыночного про­цесса требования к производительности и качеству работы транс­портной системы повышаются. Хорошо развитый транспорт способствует эффективному функционированию всего рыночного хозяйства, а неудовлетворительный уровень транспортного об­служивания препятствует осуществлению товарообменного про­цесса, тормозит развитие внутреннего рынка и участие страны в международном разделении труда.

Таким образом, транспорт, обеспечивая возможность то­варообмена и, следовательно, эффективной производственной специализации, распространения прогрессивных технологий, способствует росту объемов производства, снижению цен и по­вышению качества товаров, росту выигрыша производителей и потребителей, увеличению национального богатства.

В развитии экономики России особую роль сыграл желез­нодорожный транспорт.

Железные дороги увеличивали рынок не только тем, что сами потребляли промышленную продукцию. Они увеличивали ры­нок «вширь», территориально, присоединяя к нему отдаленные регионы.

ПРИМЕР РАСЧЕТА МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...