Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание «чего не хватает? »




Оборудование: восемь парных сюжетных картинок, на одних изображен персонаж, который выполняет какое-либо действие, а на других - этот же персонаж, но без предмета-ору­дия. Внизу сюжетной картинки - ряд предметных картинок, изображающих недостающие предметы. Предлагаются следу­ющие сюжетные картинки: первая пара - «Мальчик везет за веревочку машинку, в ней находятся игрушки», «Мальчик смотрит на такую же машинку, но там нет веревочки»; вторая




пара - «Девочка везет в коляске игрушки: куклу, Буратино, Незнайку», «Девочка держит в руках игрушки: куклу, Бура­тино, Незнайку»; третья пара - «Бабушка спицами вяжет но­сок», «Бабушка держит клубок, а спиц у нее нет»; четвертая пара - «Мальчик катает маленькую девочку на санках», «Маль­чик и маленькая девочка стоят»; пятая пара - «Девочка веша­ет кукольное белье на веревку, прикрепляя прищепками, рядом стоит таз на табуретке», «Девочка стоит около таза с бельем»; шестая пара - «Три девочки прыгают через скакалки», «Две девочки стоят, а третья пытается прыгать без скакалки»; седь­мая пара - «Женщина пришивает иголкой пуговицу к рубаш­ке», «Женщина держит рубашку и пуговицу»; восьмая пара -«Девочка несет портфель в руках», «Девочка держит книги и тетради в руках» (рис. 29 а, б, в, г). Предметные картинки: веревка, длинная веревка для белья и прищепки, кукольная коляска, спицы, иголка с ниткой, санки, скакалки, портфель (рис. 30 а, б, в, г).

Ход занятия. Педагог показывает ребенку первую пару сюжетных картинок: на одной - «Мальчик везет за веревочку машинку, в ней находятся игрушки», на другой - «Мальчик смотрит на такую же машинку, но там нет веревочки». Педа­гог дает ребенку рассмотреть эти картинки и говорит; «Посмот­ри внимательно, чем отличаются эти картинки. Чего не хвата­ет одному из этих мальчиков? Найди нужный ему предмет». Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, педагог учит его сравнивать эти картинки. Он берет палочку и, указывая на каждый персонаж и предмет, изображенные на картинках, по­могает ребенку сравнить: «Вот, видишь, здесь - на первой кар­тинке - мальчик везет игрушки. А тут, на второй картинке, что делает мальчик? Почему он не везет машинку? Чего здесь не хватает? Что забыли привязать к машинке?» Педагог берет предметную картинку и подкладывает ее к сюжетной. Далее ребенку по очереди дают сравнивать все пары сюжетных кар­тинок, предоставляя возможность самому находить недоста­ющий предмет и называть его.

После того как дети рассмотрят по очереди все сюжетные картинки и найдут недостающие предметы, педагог говорит: «Каждый раз, когда человек что-то делает, ему нужен какой-нибудь предмет. Например, чтобы пришить пуговицу, что ему надо? А чтобы связать носки? Что нужно, чтобы принести воды? А в чем удобно катать игрушки? Что нужно, чтобы покататься по снегу, по льду? Что нужно ученику, чтобы удобно носить учебники?» и т. д.






 

ЗАДАНИЕ «СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ!» (ПО ОБРАЗЦУ)

Оборудование: восемь парных предметных картинок. На них - одни и те же предметы, изображенные по-разному: одни из них можно использовать, другие - нет (шар с веревоч­кой - шар без веревочки; флажок с древком, флажок без древ­ка; зонтик с палочкой, зонтик без палочки; кружка с ручкой, кружка без ручки; ведро с ручкой, ведро без ручки; сачок с па­лочкой, сачок без палочки; машинка с веревкой, машинка -без веревки (рис. 31).

Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком две кар­тинки - образцы: шарик с веревочкой и шарик без веревочки -и говорит: «Картинки надо разложить в два ряда. Вот здесь -указывает жестом на первую картинку - надо класть все похо­жие на эту, а в другой ряд - показывает на шарик без веревоч­ки ~ надо класть все, похожие на эту». Затем помогает ребенку правильно разложить следующую пару картинок - флажок с древком и флажок без древка. Далее дает ребенку по одной кар­тинке вперемежку, независимо от правильности выполнения задания, ребенка не останавливает и ошибки не исправляет. После того как ребенок разложил картинки, педагог спраши­вает: «Какие картинки ты разложил в этот ряд, а какие - в этот?» Если ребенок допустил ошибку, педагог говорит: «По­смотри внимательно, ты ошибся, исправь». В случае затрудне­ния педагог помогает ребенку сравнить две-три пары картинок, обращая его внимание на разницу в картинках. Потом помога­ет ребенку обобщить: «В этом ряду все предметы, с которыми можно действовать, играть, а здесь - все предметы, с которы­ми играть и действовать нельзя».

Примечание. Кроме перечисленных заданий, можно пред­ложить детям сказки В. Сутеева - «Палочка-выручалочка», «Еж и гриб». При этом необходимо закрепить представления детей о том, что в различных ситуациях один и тот же предмет (палочка) может быть использован в различных проблемных практических ситуациях.






Серия 3

Задания направлены на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями

На этом этапе необходимо учить детей устанавливать при­чинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках.

ЗАДАНИЕ «УВЯДШИЕ ЦВЕТЫ»

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -увядшие цветы в вазе, стебли их не достают до воды. (Причи­на - стебли не достают до воды; следствие - цветы завяли). На второй - девочка смотрит на букет живых цветов. Рядом нахо­дятся две банки: одна с водой, другая без воды (рис. 32 а, б).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и рассказать, что произошло с цветами. В случае зат­руднения педагог задает уточняющие вопросы, направленные на выявление связей между объектами и явлениями, изобра-

 
 

женными в этом сюжете. Он говорит: «Что ты скажешь о цве­точках? Какие цветочки? Что там налито в вазу? Сколько там воды? Стебельки цветов находятся в воде? Что можно сказать об этом? О воде? О цветах? Что случилось с цветами? Почему цветы завяли?»

Если и после этого ребенок не справился с заданием, ему предлагают другую картинку; просят рассмотреть картинку и дать совет девочке, куда поставить цветы. Ситуация выбора помогает ребенку определить действия персонажа, активизи­рует его мыслительную деятельность и положительно отража­ется на его высказываниях. После этого задания ребенку снова дают картинку «Увядшие цветы» и просят рассказать, почему цветы завяли.

ЗАДАНИЕ «ВЕТРЕНАЯ ПОГОДА»

Оборудование: сюжетная картинка: ветки деревьев, листья и трава наклонены в левую сторону. В эту сторону ле­тит шляпа. В правом углу - девочка с протянутыми руками бежит за шляпой. (Причина - сильный ветер; следствие - ве­тер сорвал с головы шляпу) (рис. 33).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там произошло. В случае затруднения пе­дагог использует прием припоминания и задает вопросы, на­правленные на актуализацию прошлого опыта ребенка: «Что бывает с деревьями, травой, листьями, когда дует сильный ветер?» и т.д. Организуются целенаправленные наблюдения, в ходе которых детей учат определять погоду: солнечную, дож­дливую, ветреную. После чего детям предлагают рассмотреть картинки с изображением различной погоды: солнечной лет­ней; осенней дождливой; осенней ветреной. Затем ребенку снова предлагают рассмотреть картинку с сюжетом «Ветреная пого­да» и рассказать, что там изображено.

ЗАДАНИЕ «ШКОДЛИВАЯ КОШКА»

Оборудование: сюжетная картинка: на окне вверху -клетка с птичкой; на подоконнике - цветы в горшках. Кошка стоит на задних лапах, передними тянется к клетке. Один гор­шок на полу разбит. (Причина - кошка хочет поймать птичку;



следствие первого порядка - кошка столкнула горшок; след­ствие второго порядка - горшок разбит) (рис. 34).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там произошло. В случае затруднения педагог спрашивает: «Где находится клетка с птичкой? Куда забралась кошка? Что она хочет? Что можно сказать о подо­коннике? Как ведет себя кошка? Что случилось с горшком?» Затем педагог просит рассказать все, что ребенок знает про эту картинку.

ЗАДАНИЕ «ШАРИК УЛЕТЕЛ!»

Оборудование: сюжетная картинка: плачущая девоч­ка с веревочкой в руках. Воздушный шарик с короткой вере­вочкой летит вверх. (Причина - тонкая веревка оборвалась; следствие первого порядка - шарик улетел; следствие второго порядка - девочка плачет) (рис. 35).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там произошло. В случае затруднения пе­дагог активизирует восприятие и понимание сюжета, задавая

ребенку следующие вопросы: *Кто здесь нарисован? Что дела­ет девочка? Что она держит в руке? Куда делся шарик? Как ты думаешь, почему девочка плачет?» Затем ребенок рассказыва­ет все, что произошло на картинке.

ЗАДАНИЕ «РАЗБИТАЯ ЧАШКА»

Оборудование: сюжетная картинка: в середине ком­наты стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерян­ный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина - мальчик играл в комнате с мячом; следствие первого порядка - мяч попал в чаш­ку; следствие второго порядка - чашка разбита) (рис. 36).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения педагог активизирует восприятие и понимание сюжета уточ­няющими вопросами: «Что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что слу­чилось с чашкой?» Потом ребенок рассказывает все, что про­изошло.


ЗАДАНИЕ «РАННЯЯ ВЕСНА»

Оборудование: сюжетная картинка: пейзаж ранней весны, двое детей, одетых в теплые лыжные костюмы, на руках -варежки, в руках - лыжи. (Причина - ярко светит солнце, теп­ло; следствие первого порядка - снег растаял; следствие второго порядка - дети не смогли покататься на лыжах) (рис. 37).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там изображено и что произошло. В случае затруднения педагог задает вопросы, направленные на восприя­тие и понимание событий, изображенных на картинке: «Какое время года наступило? Как ты догадался, что наступила весна? Что хотели дети? Почему им не удалось покататься на лыжах?» Затем ребенок рассказывает все, что он видит на картинке.

ЗАДАНИЕ «ШАРИК УПАЛ!»

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -шарик лежит на кубике; на второй - шарик упал, вдалеке убе­гает мышка. (Причина- мышка толкнула кубик; следствие -шарик упал) (рис. 38).

 


 


Ход занятия. Педагог дает возможность ребенку рас­смотреть сначала первую картинку, а потом вторую. Затем рас­сказывает: «Мальчик Коля поставил шарик на кубик и пошел гулять. Прибежала мышка, толкнула кубик и убежала. Поче­му упал шарик?» В случае затруднения необходимо проиграть эту ситуацию на реальных игрушках. Затем снова попросить ребенка рассказать по картинкам и определить, почему упал шарик.

ЗАДАНИЕ «ДОЖДИК»

Оборудование: сюжетная картинка: идет сильный дождь, дети бегут к дому, везде лужи. (Причина - идет силь-лй дождь; следствие - дети бегут на веранду) (рис. 39).

Рис. 39

Ход занятия. Педагог дает ребенку рассмотреть кар­тинку и предлагает составить рассказ: «Посмотри вниматель­но, что тут происходит». В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Кто нарисован на картинке? Какая по­года на улице? Куда бегут дети? Почему?» Затем говорит: «Те­перь составь рассказ о том, что тут произошло».

ЗАДАНИЕ «КОШКА И МОЛОКО»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе опроки­нутая банка с молоком, молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и смотрит на банку. (Причи­на - кошка опрокинула банку; следствие - молоко пролилось) (рис. 40).

Рис. 40

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и говорят: «Посмотри, что тут изображено. Что тут произош­ло? Расскажи». В случае затруднения педагог задает уточняю­щие вопросы: «Где стояла банка? Что было в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой? Кто опрокинул банку с молоком?»

ЗАДАНИЕ «СЛОМАННАЯ ВЕТКА»

Оборудование: сюжетная картинка: зеленое дерево, одна, самая низкая, ветка сломана, рядом стоит мальчик с пе* ревязанной рукой и грустно смотрит на сломанную ветку. (Причина - мальчик катался на ветке; следствие первого по-



рядка - сломал ветку; следствие второго порядка - повредил себе руку) (рис. 41).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть кар­тинку и рассказать, что там изображено и что произошло. В случае затруднения педагог спрашивает: «Какое росло дерево? Кто стоит около дерева? Что случилось с веткой? Что случи­лось с рукой мальчика? Кто сломал ветку? Сожалеет ли маль­чик о том, что он сломал ветку? Что ему теперь надо сделать с веткой?» После ответов на уточняющие вопросы педагог про­сит ребенка рассказать обо всем, что произошло.

 

Серия 4

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках

На этом этапе коррекционно-педагогической работы уделя­ется большое внимание развитию у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.

В заданиях ребенок должен выделить и понять временную, логическую последовательность событий и учесть эту последо­вательность при раскладывании картинок. После этого он со­ставляет рассказ по определенной серии картинок.

Вначале предлагают серии картинок, на которых изображе­ны ситуации из практической жизни детей или их чувственно­го опыта.



ЗАДАНИЕ «КУПАНИЕ КУКЛЫ»

Оборудование: сюжетные картинки; на первой - де­вочка раздевает куклу; на второй - девочка купает куклу; на третьей - девочка вытирает куклу; на четвертой - девочка на­девает на куклу новое платье (рис. 42).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ки по одной, а затем разложить их по порядку и рассказать, что девочка делала сначала, что потом и чем завершилось ку­пание. В случае затруднения используется прием припомина­ния. Ребенку говорят: «Вспомни, когда мы купали куклу, что мы вначале делали? Найди это на картинке и положи ее пер­вой. Верно, сначала мы куклу раздевали, вот эта картинка. Что

потом мы делали? Правильно, мы ее купали, вот здесь это на­рисовано. А потом что делали с куклой? Верно, мы ее вытира­ли полотенцем, вот эта картинка. А затем что делали? Правиль­но, мы ей надевали новое платье, вот и здесь девочка надевает на куклу новое платье. Теперь надо рассказать все по порядку, что сначала девочка делала, а что - потом».

ЗАДАНИЕ «УТРО МАЛЬЧИКА»

Оборудование: сюжетные картинки на первой - маль­чик проснулся и сидит на кровати; на второй - мальчик умы­вается; на третьей - мальчик одевается; на четвертой - маль­чик завтракает (рис. 43).

Ход занятия. Перед ребенком вперемежку расклады­вают картинки и предлагают ему их рассмотреть. Затем про­сят разложить все картинки по порядку так, чтобы было по­нятно, что мальчик делал вначале, что потом, чем завершилось его действие. В случае затруднения используется прием при­поминания, педагог говорит: «Когда ты утром просыпаешься, что ты делаешь? Найди это на картинке. Верно, здесь мальчик проснулся и сидит на кроватке. Что потом он будет делать?

Найди это на картинке, вот здесь он умывается. А когда ты умоешься, что делаешь? Верно, ты одеваешься. Где это делает мальчик? Верно, вот эта картинка. Когда оденешься, что ты делаешь? Правильно, ты завтракаешь. Найди это на картинке. Теперь расскажи все по порядку об этом мальчике, что он де­лал вначале, что потом».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...