Полупрезидентская республика
Полупрезидентская республика в отечественной и зарубежной науке конституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание. К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:[14] 1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства). 2. Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим. 3. В полупрезидетской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство государств, возникших после распада Советского Союза, - Украина, Казахстан, Грузия и др.[15] Особая разновидность республиканской формы правления - теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством. Так, конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом Президента страны пост Факиха - духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительная власть осуществляются одним коллегиальным органом - федеральным правительством. Состав правительства постоянный; оно состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом после очередных парламентских выборов, и отражает партийный состав законодательного органа. Из своего состава Федеральный совет избирает Федерального президента, обладающего чисто представительскими полномочиями и совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента.
Глава 3. Форма государственного устройства
Под формой государственного (территориально-политического) устройства понимаются внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Различают две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарную и федеративную.[16]
Унитарное государство
Унитарное государство это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
От федерации как формы территориально-политического устройства государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели: военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация может перерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и в настоящее время в Объединенных Арабских Эмиратах, или распасться, как это произошло с Сенегамбией. Государства - члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедеративные элементы имеются у. ряда союзов, например Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ. В 1997 году образован Союз России и Белоруссии, который предусматривает создание общих органов, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. На форму территориально-политического устройства оказывают влияние условия образования государства, его исторические традиции и национальный состав, наличие противоречий между центром и регионами и др. В конечном счете, форма территориально-политического устройства отражает степень централизации или, напротив, децентрализации государственных функций, распределение компетенции между центром и регионами. В развитых демократиях Запада выбор формы территориально-политического устройства, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтому как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональные, и многонациональные. Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализация государственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|