Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Государственный режим




 

Конституционное право зарубежных стран содержит регла­ментацию третьего элемента формы государства - государствен­ного режима, хотя и в меньшем объеме, чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы правления и формы территориально-политического устройства. Государственный ре­жим характеризует порядок деятельности государства, который складывается в результате использования различных форм, спо­собов, приемов и методов осуществления государственной власти. Знание этого элемента формы государства позволяет ответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить действи­тельное значение тех или иных государственных институтов, определить соотношение организационно-дозволительных и прину­дительных методов в деятельности государства.

Понятие "государственный режим" появилось в науке кон­ституционного права сравнительно недавно, поэтому оно недо­статочно разработано в содержательном плане.[23] В течение дли­тельного времени третьим элементом формы государства призна­вался политический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических интересов не признается и гражданское общество по существу отсутствует, различие между государствен­ным и политическим режимом стирается. Однако в демократическом обществе с его развитой политической системой понятие "го­сударственный режим" отличается от понятия "политический ре­жим". Последнее является более емким по содержанию и отражает практику функционирования всех политических институтов, включая наряду с государством также политические партии, мас­совые общественные организации и движения и др. Изучением политических режимов занимается специальная наука — поли­тология. В этом контексте понятие "государственный режим" при­обретает самостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками и используется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельности самого государства, что позволяет дать функциональную характеристику государства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государ­ственной власти.

 

Понятие государственного режима

 

Можно дать следующее определение государственного ре­жима как элемента формы государства. Государственный ре­жим - это определенный, основанный на нормах права поря­док деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных при­емов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.

Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов и приемов осуществления го­сударственной власти не является произвольным. Он определяет­ся как совокупностью внешних по отношению к государству фак­торов (экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних факторов организации самого государства (его фор­мы правления, территориально-политического устройства, осо­бенностей построения государственного механизма и пр.).

Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной вла­сти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясня­ется его сравнительно слабая правовая регламентация.[24] Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в об­ществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обосно­вание, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функцио­нирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовы­ми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой госу­дарственный режим, при котором деятельность государства про­тиворечит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государ­ственный режим - это всегда правовой режим, поскольку госу­дарство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.

Поэтому легитимный государственный режим предполагает нали­чие правовой государственности.

Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего неправовой режим. На практике это означает ничем не стеснен­ный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государ­ственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться вне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или пре­вышение этих полномочий.


Заключение

 

Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более - пресечение воз­можности злоупотреблений и произвола с ее стороны.[25]

В условиях господства абсолютизма или деспотической влас­ти возможность формирования особой системы норм, которые дол­жны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знако­мы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других.

Становление конституционного права как отрасли националь­ного права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и инсти­туты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные из­менения в общественной жизни, выдающиеся научные достиже­ния в познании окружающего мира, активная творческая деятель­ность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принци­пы взаимоотношений между человеком и государством.

Именно в эпоху, предшествующую освободительным рево­люциям складываются концепции, существенно важные для фор­мирования конституционного права. В Великобритании утвержде­ние Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из та­ких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформи­ровалась концепция верховенства парламента как органа народно­го представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, ко­торые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется концепцией вер­ховенства закона.[26]

Подчеркивая, что формирование и становление конституци­онного права - это длительный процесс, нельзя не отметить осо­бо выдающееся значение некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вооб­ще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамери­канских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г.

Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспекти­ве, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг пол­ноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значи­тельной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие полити­ческие права обрели такие демографические и социальные груп­пы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избира­тельное право, т. е. важнейшее политическое право, открываю­щее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.


Список литературы

 

1. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

3. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

4. Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.

5. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.

6. Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва. М., 2002.

8. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.

9. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

10. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

11. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

13. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

14. Сравнительное конституционное право. М-., 1999.

15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

 


[1] Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

 

[2] Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

 

[3] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

 

[4] Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

 

[5] Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.

 

[6] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

 

[7] Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

 

[8] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

 

[9] Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

 

[10] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва. М., 2002.

 

[11] Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

 

[12] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

 

[13] Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

 

[14] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

 

[15] Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.

 

[16] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

 

[17] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

 

[18] Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

 

[19] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

 

[20] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

 

 

[21] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

 

 

[22] Сравнительное конституционное право. М-., 1999.

 

[23] Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

 

[24] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва. М., 2002.

 

[25] Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

 

[26] Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...