Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки).
Лекция 6.
…В главе 8 описывается посвящение левитов: они проходят обряд очи- щения водой — кропление и омовение (ст. 7), а затем приносят жертвы (ст. 8–12). Ибо только очищенный свыше может быть допущен к служе- нию Господу: Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня… (Пс. 50, 4) …..
…Сначала, в момент исхода, для служения были избраны первенцы, которых Господь избавил от смерти в ночь поражения Египта — и этим «освятил их Себе»: …Ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе… (Числ. 8, 17) Непосредственно после исхода жертвы приносили первенцы («юно- ши»), как это, по-видимому, было принято в семьях патриархов еще до поселения народа в Египте: …И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожже- ния, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. (Исх. 24, 5) Но, видимо, большинство первенцев оказалось не готово к столь ответ- ственной миссии, почему и потребовалось выделить особое колено Божьих служителей, от рождения освященных для особого общения с Господом. Избрав колено Левия, к которому принадлежали вожди народа Моисей и Аа- рон, Всевышний объявил, что служение первенцев отныне упраздняется: …Вот Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, раз- верзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Моими… (Числ. 3, 12) Пересчитав в народе отдельно первенцев и левитов, Моисей обнаружил, что первенцев оказалось несколько больше. Тогда он внес «выкуп за лиш- них из них» (ст. 39–50). Серебро выкупа было отдано дому Аарона: …И отдал Моисей серебро выкупа Аарону и сынам его по слову Гос- подню, как повелел Господь Моисею. (Числ. 3, 51)
Нельзя ли усмотреть здесь указание на то, что от служения Всевыш- нему можно «откупиться»? В буквальном смысле, конечно, нет. Не по- зволено же было первенцам, после их выкупа, нарушать заповеди или, скажем, отстраняться от общественных молитв! Однако верно и то, что человек, не имеющий особых сил и дарований для священнослужения, может участвовать в нем, поддерживая избранных Богом служителей: …Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду пра- ведника. Так, описывая усердие новообращенных язычников в подаянии бед- някам Иерусалимской церкви, Павел говорит: …Если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. (Римл. 15, 27)
Числа. Глава 9.
Комментарии и толкования: Проф. Лопухина А.П. Преп. Ефрема Сирина Проф. Щедровицкого Д.В.
Глава 9.
1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря:
Проф. Лопухин А.П. Празднование Пасхи. — Пасха нечистых по закону; Пасха путешествующих. — Облако над скинией собрания. 12 Существует предположение, что Пасха, совершенная евреями около горы Синая, была единственною, совершенною во время странствования их по Аравийской пустыне. В подтверждение сего указывается на тот факт, что во время странствований по пустыне обряд обрезания в еврейском народе не был соблюдаем с должной строгостью (Нав V:2–8); по смыслу же 48 ст. XII гл кн. Исх необрезанный не мог вкушать пасхи. Следующее упоминание о совершении евреями Пасхи встречаем в 10 ст. V гл. кн. Нав после рассказа о всенародном выполнении закона об обрезании. 9-12 Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14 числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами (2 Пар XXX:2). 13 Выражение: «истребится душа та из народа своего» понимается неодинаково. Нарушитель закона о Пасхе подвергался: или смертной казни, или изгнанию из народа, или же испытывал на себе непосредственную силу карающей десницы Иеговы (ср. Быт IX:11; XVII:14; Исх XXX:33; Лев XVIII:29 и др.). 15-23 Замечание о чудесном облаке, покрывавшем скинию и направлявшем движение израильского стана (ср. Исх XL:34–38).
Преп. Ефрем Сирин 2. Да сотворят сынове Израильтестии пасху. Пасха первая, совершенная в Египте, изображает радость праведных в настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|