Проф. Щедровицкий Д.В. (Отрывки).
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Лекция 7. И следующая, 11-я, глава Книги Чисел как раз повествует о наделе- нии старейшин Израиля духовными дарами… Глава начинается с описания нового ропота народа. Недовольство вспы- хивало всякий раз, как только люди не могли мгновенно удовлетворить свои желания, в большинстве случаев — материального характера (Исх. 15, 24; 16, 2–3 и др.) Особо выделяется ропот Корея, желавшего духов- ной власти (Числ. 16), и ропот всего народа, устрашившегося жителей Ханаана (Числ. 14). Но разве не свойственно всем людям, по их падшей природе, прояв- лять недовольство, страшиться, жаловаться, сомневаться, тревожиться — одним словом, роптать? Почему же особо греховен ропот израильтян, не- однократно описанный в Пятикнижии? Дело в том, что ропот каждый раз возникал в буквальном смысле «пред лицом Господним», в ближай- шем присутствии Его. Люди роптали, хотя были свидетелями величай- ших чудес: казней Египетских, исхода, разделения Чермного моря, еже- дневного выпадения манны, иссечения воды из скалы… Ропот против Моисея тоже являлся ропотом против Всевышнего, ибо пророк был точным исполнителем Его воли. Такой ропот можно уподо- бить оскорблению царя прямо в его дворце — притом со стороны чело- века, всесторонне им облагодетельствованного. Вот почему наказание и на этот раз наступило немедленно: Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламе- нился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень и начал истреблять край стана. (Числ. 11, 1) Вспомним, что предыдущие случаи ропота (Исх. 15, 24; 16, 2–3) не повлекли за собой наказаний: ведь тогда народ едва только покинул страну рабства, он еще не слышал громовых раскатов гласа Господня у Си- ная, не имел еще опыта жизни по Закону. Но теперь ропот стал уже не- простительным…
Какое же наставление можно извлечь из описания этого ропота? Урок здесь в том, что духовная жизнь не терпит застоя, неподвижности — всего того, что апостол Павел охарактеризовал емким словом «стоять»: «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (I Кор. 10, 12). Надо не стоять на месте, а продвигаться в познании Бога. В другом месте того же послания такое продвижение уподоблено уже не ходьбе, а бегу на ристалище (I Кор. 9, 24). Что же такое «огонь Господень», упомянутый и здесь, и в других мес- тах (Числ. 16, 35; Пс. 77, 21 и др.)? Чтобы ответить на этот вопрос, при- ведем слова из Песни Песней: …Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Бог любит «до ревности» (Иак. 4, 5); когда же Его любовь отвергается людьми и не может в первозданном виде достичь своей цели, ее чистый свет оборачивается палящим пламенем гнева. Одно и то же духовное воздействие любви воспринимается благочестивыми как свет и исцеление, а нечестивыми — как «печь пылающая»: Ибо вот придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и по- ступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день… В первый момент гнев, еще только разгораясь, попаляет лишь «край стана», предоставляя народу возможность покаяться: И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. Моисей, на которого как раз и роптали, заступается за непокорных. И так происходит всякий раз… В память о происшедшем стоянку назвали תבערה ‹Тавэра́› — «пыла- ние». Но глагол בער ‹баа́р›, «пылать», означает также и «обезуметь». В момент ропота против Господа человек как бы лишается разума, и тог- да пламя гнева настигает его…
Особо подчеркивается роль пришельцев в возбуждении ропота. Мы помним, что вместе с сынами Израилевыми из Египта вышло также «мно- жество разноплеменных людей» (Исх. 12, 38). Так переведено выражение ערב רב ‹э́рев рав› — буквально «смешение великое». В Книге Чисел о поведении некоторых из этих пришельцев сказано: Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сы- ны Израилевы сидели, и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? (Числ. 11, 4) Словом «пришельцы» передано אספסף ‹асафсу́ф› — «собрание», «ско- пище». Имеется в виду сборище разноплеменных людей, не принявших на себя «иго Царства Божия» и поэтому не ставших органической частью народа Господня. Такое разнородное «скопище» мыслей и мнений, жела- ний и эмоций остается в нашем внутреннем мире в течение всего пути к вышнему Иерусалиму (Гал. 4, 26). И, покуда эти внутренние «при- шельцы» сохраняют влияние на строй нашей духовной жизни, вновь и вновь возобновляются вспышки ропота в нашем сердце. Это длится ровно до тех пор, пока все внутренние порывы не покорятся наконец бла- годати; до тех пор, пока «пришельцы» не станут во всем подобны «ко- ренным жителям» — тем духовным состояниям, которые рождены покор- ностью Богу. Ропот наших внутренних «пришельцев» сводится к тому же, на что жаловались и пришельцы в пустыне. В оригинале их желание именуется תאוה ‹таава́› — «вожделение», «похоть» (в Синодальном переводе — «при- хоти»). Имеются в виду чисто плотские, животные, желания, не находя- щие удовлетворения в «законной» жизни по заповедям и потому побуждающие человека сожалеть о прежнем, «беззаконном», периоде его жизни до уверования: Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок; Прошлое, которое было сопряжено с беспросветным рабством и угро- зой смерти, представляется теперь «пришельцам» — нестойким, постоян- но колеблющимся мыслям и чувствам человека — неким подобием рая. Привлекательные подробности прошлого со всей яркостью возникают в па- мяти «совершившего исход»…
Древнееврейское דג ‹даг›, «рыба», связано с глаголом דגה ‹дага́› — «разрастаться», «плодиться»; קשא ‹кишу́›, «огурец»,— с глаголом, озна- чающим «напрягаться», «наливаться»; אבטיח ‹авати́ах›, «дыня»,— с гла- голом, имеющим значение «опираться», «надеяться»; חציר ‹хаци́р›, «зе- лень»,— с глаголом, означающим «ограждать»; בצל ‹баца́ль›, «лук», пишется так же, как «бэ-цель» — «под сенью», «в тени»; наконец, שום ‹шум›, «чеснок», восходит к глаголу נשם ‹наша́м› — «дышать [свободно]», «переводить дух». Итак, страну «греха и смерти», Египет, пришельцы вспоминают теперь как место, где жизнь их протекала плодотворно, где их усилия увенчивались успехом, где они были надежно ограждены от бед и свободно дышали «под сенью» фараона. Не случайно из всех качеств злого духа в Писании особенно настойчиво подчеркивается его лживость: Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его… (II Пар. 18, 21) «Лжецом и отцом лжи» именует дьявола Иисус Христос (Иоан. 8, 44). Но Закон Господень совершенно несовместим с ложью, он не может быть принят в сердце и исполняем тем, кто держится пути лжи: Удали от меня путь лжи и Закон Твой даруй мне. (Пс. 118, 29) Если ненависть как таковая относится к чувствам безусловно порица- емым, то ненависть ко лжи, напротив, является условием любви к Закону: Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; Закон же Твой люблю. (Пс. 118, 163) Услышав речи ропотников, Моисей тоже обращается к Господу с жа- лобой; однако сетует он не на промысел Божий, а на свою паству, столь часто противящуюся Всевышнему. Здесь, однако, есть одно важное обстоятельство: Моисей — народный заступник перед Богом, и если теперь он выскажет все свои обиды на израильтян, это может привести к новому излиянию Божьего гнева… Поэ- тому пророк выражается весьма осторожно, не высказывая прямого упрека:
И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Здесь Моисей весьма точно описывает свое положение по отношению к Израилю. Ведь он поистине как бы «заново родил» этот народ и «несет его на руках» в землю обетованную, отмаливая перед Создателем каж- дый его проступок… В определенном смысле всякий духовный учитель исполняет по отно- шению к ученикам роль родителя. Так, Павел, обращаясь к членам Ко- ринфской церкви, говорит, что «родил их» во Христе Иисусе благовест- вованием (I Кор. 4, 15). Такое духовное «рождение» в некоторых особых случаях должно совершаться вновь. Тот же Павел, порицая отход неко- торых учеников от первоначально преподанной им истины, восклицает: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19) …На словах как бы отказываясь от миссии «родителя» народа, Мои- сей на самом деле остается ей верен. Отнюдь от нее не отрекаясь, он только просит содействия Бога для отражения очередного ропота: Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они пла- чут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Утверждая, что не может справляться с народом «один», Моисей этим намекает, что без постоянной помощи свыше он бессилен: здесь необхо- дим Другой — всеведущий и всемогущий… Мало того, пророк вновь, как и при ходатайстве на Синае (Исх. 32, 31–32), готов принести в жертву собственную жизнь, лишь бы народ не был тяжко наказан за ропот: …Если Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. (Числ. 11, 15) И Господь в ответ на просьбу Моисея низводит Дух на его помощни- ков, и они становятся духовными людьми.— И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к Скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Но ведь Моисей в свое время уже получил помощников, разделивших с ним тяжкий труд вождя и судьи? — …И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Мои- сею, а все малые дела судили сами. (Исх. 18, 26)
Обратим внимание, что теперь Господь повелевает призвать к Скинии тех самых, лично известных Моисею, старейшин и надзирателей («кото- рых ты знаешь»), то есть людей, наилучшим образом зарекомендовавших себя за время управления народом. Чего же не хватало этим людям, по- чему они еще не могли полноценно помогать Моисею? Ответ таков: на них не было Духа Божьего, Духа Святого. При всей своей мудрости, при всем умении управлять и судить, при всем опыте они оставались все же людьми «душевными», не способными проникать в духовные сферы (I Кор. 2, 14–15). Вот почему наиболее ответственное — духовное — попечение о народе лежало целиком на Моисее, а старейшины и надзиратели могли оказы- вать ему помощь только на плотском и душевном уровнях. По-видимому, Моисею не хватало даже пророческого участия Аарона и Мариам — тре- бовалась помощь большего числа людей. Что же касается осуществления чисто плотских «чаяний» возроптав- шего народа, об этом Господь сказал во вторую очередь, поскольку ду- ховные проблемы важнее физических. Корни, причины материального находятся в области духовного: Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню и будете есть мясо… Обратим особое внимание на призыв: «…очиститесь к завтрашнему дню…» Мы еще скажем о тяжелых последствиях, вызванных невниманием народа к этому призыву… Как же произошло сошествие Духа Святого на столь большое собра- ние — семьдесят мужей? — И сошел Господь в облаке, и говорил с ним [Моисеем], и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. (Числ. 11, 25) Конечно, сказанное не означает, что Дух Божий, почивавший на Мои- сее, «умалился»: Моисей не стал после происшедшего «менее духовным». И Дух, конечно же, сошел на собрание старейшин свыше, а не был в бук- вальном смысле «взят от Моисея». Выражение «от Духа, Который на нем» означает только одно: сошедший Дух был тем же самым, Который вдохновлял Моисея. Последние слова этого стиха, ולא יספו ‹вэ-ло йаса́фу› (в Синодальном переводе — «но потом перестали»), можно понять и по-другому: «и не прибавляли». То есть не прибавляли к словам пророчества, к словам Духа собственных слов (толкований и т. п.). Такой перевод представля- ется более верным, поскольку известно, что дарованное Духом Божьим не отнимается без основательной причины (Римл. 11, 29), а посему 70 мужей, став пророками, не могли столь скоро «перестать пророчество- вать». Правильность такого понимания можно подтвердить и тем, что Елдад и Модад (речь о которых пойдет ниже) пророчествовали в стане продолжительное время, отнюдь не переставая (ст. 26–28): ведь если бы они перестали пророчествовать, Иисус Навин не стремился бы им это запретить. Сравним описанное с другими свидетельствами Писания о даре Духа. Общение людей с Создателем, «обитание Бога с людьми» было изначаль- ной целью сотворения человека. Эта цель полностью осуществится только в мессианском веке (в «новом Иерусалиме»): И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се Скиния Бога с че- ловеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. (Откр. 21, 3) Именно тогда «смертное поглощено будет жизнью» (II Кор. 5, 4), и по- следствия грехопадения Адама (а следовательно, и всех человеческих душ) будут навсегда преодолены: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21, 4) Живое общение человека с Богом происходит только посредством Свя- того Духа: Духом Господь поселяется в человеке, а человек пребывает в Боге. Об этом апостол Иоанн сказал так: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаëм из того, что Он дал нам от Духа Своего. (I Иоан. 4, 13) В момент грехопадения Адам лишился внутреннего общения с Богом: Дух Святой удалился от него. Такое состояние человека Писание образно именует «смертью»: имеется в виду смерть духовная — при сохранении физического существования (Римл. 5, 12). Однако и в период всеобщего падения, «духовного омертвения» чело- вечества Господь предлагает каждому с покаянием обратиться к Нему и получить «залог Духа» (II Кор. 5, 5). А это означает — возобновить мо- литвенное общение с Богом. Но возобновить лишь отчасти, о чем сви- детельствует употребленное во II Кор. 5, 5 греческое слово αρραβων ‹аррабо́н› — «задаток» (в Синодальном переводе — «залог»). Человек, вернувшийся с покаянием к Создателю, получает «начаток Духа» (Римл. 8, 22–23), т. е. ступает на самую первую, начальную сту- пень той «лестницы Иакова», которая, начинаясь на земле, уходит в небо (Быт. 28, 12). Один из даров Духа, обитающего в человеке и позволяющего ему со- беседовать с Богом,— это дар пророчества. Сам Дух Божий именуется Духом пророчества: …Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества. (Откр. 19, 10) Поэтому все, в ком обитает Дух Божий, иногда именуются в Писании «пророками», хотя дар пророчества как таковой проявляется лишь в не- которых из них: …Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей… (Откр. 22, 9) В допленную эпоху существовали целые сообщества «сынов» (т. е. уче- ников) пророков — общины, члены которых под руководством опытных наставников готовились к общению с Богом — к стяжанию Духа Святого. Писание упоминает «сынов пророков», живших в городах Вефиле и Иери- хоне (IV Цар. 2, 3 и 5). Дух Божий порой нисходил на всех них одновре- менно, давая им единогласно свидетельствовать об одних и тех же гряду- щих событиях: И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. (IV Цар. 2, 3) Такие «сыны пророков», пророчествуя и проповедуя, играя на музы- кальных инструментах и воспевая хваления Господу, ходили по дорогам Израиля целыми «сонмами» (др.-евр. חבל ‹хэ́вель› — «сонм», «сообще- ство», от глагола «хаваль» — «связывать воедино»): …Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псал- тирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; Став обителью Духа, человек совершенно меняется внутренне — «дела- ется иным». Такая возможность давалась людям всегда — даже в допотоп- ные времена. Именно за то, что люди в поколении Ноя «пренебрегли» Духом Божьим, не внемля Его призывам возвратиться к Создателю, они и были истреблены: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым чело- веками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Быт. 6, 3) Один лишь Ной, который обрел благодать Духа и стал пророком (Быт. 6, 8), был спасен со своим семейством. После потопа духовные люди, в том числе пророки, движимые Духом Божьим (II Петр. 1, 21), встречались в каждом поколении. Они счита- лись поручителями завета, который Всевышний установил между Собой и между всякой плотью, вышедшей из ковчега (Быт. 9, 16–17). Таких пророков, общавшихся со Всевышним, мы находим не только в среде из- бранного народа, но и вне ее. Так, во времена Авраама пророком был Мелхиседек (Быт. 14, 18–20), во дни Моисея — Валаам (Числ. 22–24)… Что же говорит Писание об обитании «в человеке» или «с человеком» Духа Божьего? Прежде всего обратим внимание, что разницу между этими двумя состояниями («с» и «в») особо подчеркивал Иисус: И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Иногда говорится, что Дух Божий «наполняет» человека (в Синодаль- ном переводе — человек «исполняется» Духом). В этом случае употребля- ется глагол מלא ‹малэ́› — «наполнять», «дополнять», а также «настраи- вать», «приготовлять». Так, например, о Веселеиле, строителе Скинии, Господь говорит: …И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством… (Исх. 31, 3) Также и всех мудрых сердцем, призванных помогать Веселеилу, Все- вышний «исполнил Духа премудрости» (Исх. 28, 3). Иисус Навин, пре- емник Моисея, тоже «исполнился Духа премудрости» после того, как Моисей возложил на него руки (Втор. 34, 9). «Исполнялись» Духа Божь- его и все позднейшие пророки. Так, пророк Михей (VIII в. до н. э.) гово- рит о себе: А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы выска- зать Иакову преступление его и Израилю грех его. (Мих. 3, 8) Греческий эквивалент древнееврейского глагола «малэ» — πληροω ‹плэро́о›, означающий «наполнять», «исполнять», «дополнять». Именно этот глагол чаще всего используется при описании взаимодействия Духа Божьего с духом человеческим в текстах Нового Завета, например: И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: Тот же глагол употреблен и в рассказе о сошествии Духа Святого на апостолов: И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян. 2, 4) Глагол «наполнять» ясно указывает, что Дух Божий находится «вну- три» человека, наполняя Собой его «сердце», т. е. самую сердцевину его духовной жизни: Дух посылается «в сердца» верующих (Гал. 4, 6). И, однако, можно лишь весьма условно говорить о «пространственном положении» вездесущего Духа — даже по отношению к человеческому сердцу. Конечно, пребывание Его «внутри» человека скорее подразуме- вает состояние нашего сердца, а не «местоположение» Самого Духа: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Итак, Дух «наполняет» человека, присутствуя в нем, как в Храме (I Кор. 6, 19). Но есть и иные значения у глагола מלא ‹малэ́›: «настраи- вать», «приготовлять». Они могут служить указанием на то, что Дух, при- готовляя человека к служению, «настраивает» его, подобно музыкально- му инструменту. О готовности сердца к «музыкальному» восхвалению Бога говорится: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Сердце здесь как бы уподобляется «псалтири и гуслям». Существует даже учение об упоминаемых в псалмах музыкальных инструментах как символах определенных способностей духа и души, «настраиваемых» и ис- пользуемых Духом Святым… В Книге Премудрости Соломона, где Дух Божий часто именуется про- сто «Премудростью» (ср. Прем. Солом. 7, 7), Его свойства описывают- ся так: …Дух разумный, святый… Непостижимо соединяясь с духом человека, Дух Божий свидетельст- вует ему о вышних тайнах, а также сообщает сверхъестественные дары (Римл. 8, 16). Соединение с Ним духа человеческого именуется «рожде- нием от Духа», «рождением свыше», «рождением заново», «возрождени- ем и обновлением» (Иоан. 3, 5–8; Тит. 3, 5). Люди же, стяжавшие Дух Святой, называются «чадами Божьими», «родившимися от Бога»: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Подобно тому, как всякий орган человеческого тела имеет свое пред- назначение, так и каждый, кто движим Духом, получает свою миссию, свое место и задание в Церкви — теле Христовом (I Кор. 12, 27–28). …Применяются и другие глаголы для описания взаимодействия Духа Господня с духом человека. Это, например, глагол שים ‹сим› — «класть», «помещать», «ставить» (в Синодальном переводе — «возлагать»). Именно он встречается в рассматриваемом нами контексте Книги Чисел: …Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Числ. 11, 17) С той же целью применяется и глагол נתן ‹ната́н› — «давать»: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать… (Числ. 11, 25) В приведенном стихе употреблен также и глагол נוח ‹ну́ах› — «опус- каться», «ложиться», «покоиться» (в Синодальном переводе — «почить»). Каждый из этих трех глаголов («сим», «натан», «нуах»), казалось бы, указывает на «внешнее» положение Духа по отношению к человеку (на которого Он «возлагается», которому «дается», на котором «почивает»). Из этого некоторые теологи делают вывод, что якобы в Ветхом Завете го- ворится исключительно о присутствии Духа Божьего «при» человеке, «рядом» с ним; и только после нисхождения Духа на учеников Иисуса Он стал обитать «в» человеке (вспомним оппозицию «с вами пребывает» — «в вас будет» согласно Иоан. 14, 17). Обратим, однако, внимание на то, что все три глагола употребляются в главе о даровании семидесяти старейшинам пророческого дара — собы- тии, очень похожем на происшедшее с апостолами в праздник Пятиде- сятницы: И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян. 2, 4) Присутствовавшие при этом паломники «из всякого народа» восприни- мали слова апостолов как пророчества «о великих делах Божиих» (ст. 11). И именно как дар пророчества воспринял происходящее Петр, сославшись на пророка Иоиля: …Но это есть предреченное пророком Иоилем: У Иоиля речь идет о пророчестве — следовательно, и исполнение его слов может быть связано только с этим даром. Кроме того, пророки Ветхого Завета «исполнялись» Духом Божьим — и точно так же новозаветные. А это свидетельствует о пребывании Духа «внутри» человека — равно и в Ветхом и в Новом Заветах. Глагол נוח ‹ну́ах› («почивать», «покоиться») употребляется у Исаии даже при описании взаимодействия Духа Божьего с самим Мессией — «отраслью от корня Иессеева»: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от кор- ня его; Вряд ли хотя бы один теолог осмелится утверждать, будто Дух нахо- дился «при» Мессии, «рядом» с ним, а не «внутри» него! Между тем подоб- ное пытаются доказывать относительно людей, взаимоотношения которых с Духом описываются в Ветхом Завете с помощью форм того же глагола. В греческом тексте всех трех синоптических евангелий говорится, что при крещении Дух нисшел «на» (греч. επι ‹эпи́›) Иисуса (Матф. 3, 16). А в Евангелии от Иоанна сказано, что Дух не только сошел, но и оста- вался («пребывал») именно «на» (снова греч. επι ‹эпи́›) Иисусе (Иоан. 1, 32–33). В подобных случаях употребляется также глагол צלח ‹цала́х› — «про- никать [внутрь]», «проходить насквозь», «находить [на кого-либо]». Важно, что он встречается как с предлогом על ‹аль› — «на» (когда он описывает как бы «внешнее» положение Духа по отношению к чело- веку), так и с предлогом אל ‹эль› — «к», «в» (здесь уже явно имеется в виду «внутреннее» присутствие Духа). В Синодальном переводе это раз- личие не передается. В качестве примера сошлемся на стих, в котором пророк Самуил говорит Саулу: …И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. (I Цар. 10, 6) Здесь глагол «цалах» употреблен с предлогом «аль». Когда же описы- вается помазание Давида, при том же глаголе стоит предлог «эль»: И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после… (I Цар. 16, 13) Правильнее было бы перевести так: «…и проницал Дух Господень Да- вида…» Поскольку же события, происшедшие с Саулом и Давидом, иден- тичны (оба, получив помазание, стали причастны действию Духа Божь- его), то понятно, что и глагол «цалах» в обоих случаях означает именно внутреннее присутствие Духа, когда человек становится «проницаем» для Него и наполняется («исполняется») Им. То же относится и к глаголу לבש ‹лава́ш› — «одевать», «облекать» (в Синодальном переводе — «объять»): И объял Дух Амасая, главу тридцати, и сказал он: мир тебе, Давид, и с тобою, сын Иессеев… (I Пар. 12, 18) Здесь снова с помощью глагола, говорящего, казалось бы, о «внеш- нем» (подобном одеянию) положении Духа по отношению к человеку, описывается Его внутреннее действие — побуждение к пророчеству. На то, что воздействие Духа на пророков Ветхого Завета было «внут- ренним», а не «внешним», указывают и слова Иезекииля о «вхождении внутрь него» Духа Господня: И вошел в меня Дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною… (Иез. 3, 24) Скажем несколько слов о причинах, по которым действия Духа ино- гда описываются как «внешние» (говорится, что Он находится «на» чело- веке или «над» ним, «облекает» его, «почиет» на нем и т. д.). Каждое такое описание содержит некие таинственные указания на взаимоотно- шения между Духом Божьим и духом человека. Так, глагол שים ‹сим› — «класть», «помещать», «ставить» — указывает на «утвержденность» Духа во внутреннем Храме человека, где, благодаря вере, приготовлено для Него прочное место (Еф. 3, 16). Глагол נתן ‹ната́н› — «давать» — говорит о Божественном Источнике, постоянно «подающем Духа» (Гал. 3, 5) верным Ему. Глагол נוח ‹ну́ах› — «опускаться», «ложиться», «покоиться» — свиде- тельствует о том, что благодаря Духу человек «входит в покой Госпо- день», т. е. пребывает в высших сферах духовности: Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр. 4, 10) Глагол צלח ‹цала́х› — «проникать [внутрь]», «проходить насквозь» — говорит о полной открытости, «проницаемости» верующего, который по- стоянно предает себя в руки Божьи, исполняясь Духом («ибо Дух все проницает» — I Кор. 2, 10). Глагол לבש ‹лава́ш› — «одевать», «облекать» — указывает на то, что Дух Божий облекает дух человека, подобно броне, сквозь которую не мо- гут проникнуть вражеские стрелы. Дух «облекает силой свыше». Так, о грядущем духовном крещении своих учеников Иисус сказал: И я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лук. 24, 49) В то же время описания Духа как пребывающего «на» человеке или «над» ним указывают на полную власть Духа над этим человеком. Но как же следует понимать «исполнение» Духом, выражаемое глаго- лом מלא ‹малэ́›? Верующий призван вести жизнь, полную жертвенной любви (Римл. 12, 1). Поэтому одним из образов его бытия является медный жертвен- ник, стоявший во дворе Скинии. Медный жертвенник снизу был до по- ловины заполнен землей (Исх. 20, 24), верхняя же его часть оставалась пустой (Исх. 27, 8). Сверху он был покрыт решеткой, на которой сожи- гались жертвы. Вместе с углями, падавшими сквозь отверстия решетки (Исх. 27, 4), жар проникал внутрь, в полость жертвенника. Подобно это- му, «снизу», со стороны плоти, человек создан из «земли», т. е. вещества (Быт. 2, 7). А «наверху» находится дух, пламенеющий, подобно огню (Римл. 12, 11). Промежуточная же область между ними — душа, вместилище чувств и мыслей,— наполняется духовным жаром, если «жар- кие частицы», искры духа, проникают в нее (т. е. если она стремится к единению с духом, а не с плотью). В противном случае человек сам ощущает пустоту, незаполненность своей интеллектуально-эмоциональ- ной жизни. Только Дух Божий, воспламеняющий, подобно «огненному языку» (Деян. 2, 3), дух человеческий, в силах наполнить смыслом и ра- достью наш внутренний мир… Вот почему в Писании столь часто употребляется глагол «исполнять» (в смысле «наполнять») по отношению к Духу. И всякий, кто ищет этого «исполнения Духом», обретает истинное благо. Тот же, кто считает себя самодостаточным и «не нуждающимся в Боге», рано или поздно сам ощутит в своем внутреннем мире некий изъян: …Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем… (Лук. 1, 53) Присутствие Духа Святого наполняет нас радостью, как об этом сви- детельствует Писание. Например: А ученики исполнялись радости и Духа Святого. (Деян. 13, 52) …В числе мужей-старейшин, собранных Моисеем около Скинии (Числ. 11, 16 и 24), должны были находиться Елдад и Модад. По какой- то причине они, однако, остались в стане. Старейшин было 70, подобно тому, как 70 потомков, давших начало отдельным народам, было у Ноя (Быт. 10); столько же израильтян пришло в Египет с Иаковом (Быт. 46, 27): Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов челове- ческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых… (Втор. 32, 8) Число народов равно числу потомков Иакова, пришедших в Египет. Это связано с миссией израильтян — возвещать истину Господню всем на- родам (Исх. 19, 5–6; Ис. 49, 1–6; 51, 4–8). Во времена Моисея главы (старейшины) 70 родов, произошедших от 70 потомков Иакова, составили наделенный обширными полномочиями совет старейшин — прообраз позд- нейшего Синедриона. Таково же, заметим, было число основных учени- ков Иисуса — следующего круга его последователей после ближайших двенадцати (Матф. 5, 22; 23, 1–3; Лук. 10, 1 и 17). Поскольку количество старейшин — помощников Моисея было опре- делено свыше, Дух нисшел на всех них, включая и двоих, оставшихся в стане: Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане. Имена этих мужей — «говорящие»: אלדד ‹Эльда́д› означает «к Воз- любленному», מידד ‹Мейда́д› — «от Возлюбленного». Под Возлюбленным подразумевается Господь. Тем самым, имена как бы отражают движение Духа — «от Возлюбленного» (Дух посылается Отцом Небесным, нисходит свыше) и «к Возлюбленному» (Дух восходит к Отцу Небесному, ходатай- ствуя за нас — Римл. 8, 26–27). Дух Святой даруется человеку по любви Господа («Возлюбленного») — через веру, независимо от дел. Этот принцип действует во все времена — от сотворения Адама и до наших дней: по любви Господней, «через на- ставление в вере» (Гал. 3, 2) Дух нисходит на верующих. …Оба упомянутых мужа, оставаясь в стане, получили «крещение Ду- хом». Скорее всего, они не пришли к Скинии по какой-то важной причи- не, может быть — из-за ритуальной нечистоты. Однако верный ученик Моисея Иисус Навин попросил учителя «запретить этим мужам пророче- ствовать» (ст. 28): по-видимому, он считал, что Дух не может сойти на тех, кто не вышел к Скинии, и потому подозревал, что они пророчест- вуют «иным духом» и пророчество их ложно. Но Моисей, конечно же, обладал совершенным духовным зрением — даром «различения духов». Особый дар различения духов упоминается в новозаветных источни- ках (I Кор. 12, 10; I Иоан. 4, 1); несомненно, им были наделены и про- роки Ветхого Завета. Так, в Писании сохранилось прозвучавшее в IX в. до н. э. предостережение пророка Михея израильскому царю Ахаву: И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; Как видно из приведенного эпизода, пророк Михей обладал даром различения духов; этим даром, конечно же, в самой высокой степени был наделен Моисей. Посему он и засвидетельствовал Иисусу Навину, что на Елдада и Модада действительно сошел Дух Господень: Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в на- роде Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числ. 11, 29) «Ревность» упомянута здесь в похвалу Иисусу Навину: он ревновал о чистоте учения, об истинности пророчества. Но замысел Божий был от- крыт ему еще не вполне… Согласно смыслу древнееврейского оригинала, вторая часть Моисеева ответа содержит утверждение о том, что некогда в будущем все в народе Божьем станут пророками. Когда это осуществится? Ответ содержится у Иезекииля: И узнают, что Я Господь, Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них; Итак, предвидение Моисея (выраженное в виде страстного желания того, чтобы весь Израиль стал народом пророков) осуществится после окончательного возвращения из
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|