Основные типы газопоршневых двигателей
Использование газообразного топлива в двигателях внутреннего сгорания имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с жидким топливом. Во первых, в 1,5 – 2 раза снижается износ основных деталей или повышается моторесурс двигателя; во вторых, снижается токсичность выхлопных газов; в третьих, возрастает срок работы смазочных материалов. КПД газопоршневых двигателей приближается к КПД дизелей такого же класса [27]. Однако при применении газообразного топлива требуется температура, практически в два раза превышающая температуру воспламенения дизельного (жидкого) топлива. Это, в свою очередь, приводит к возрастанию теплонапряженности рабочих цилиндров, к ухудшению смесеобразования и управления началом воспламенения. В настоящее время газопоршневые двигатели делят в зависимости от способа воспламенения рабочей смеси, способа смесеобразования и числа тактов. По способу воспламенения газопоршневые двигатели классифицируют на: 1) двигатели с искровым зажиганием; 2) двигатели с зажиганием от дизельного топлива; 3) двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. На рис.7.5 показаны схемы работы четырехтактных газовых двигателей с искровым зажиганием (7.5 а), с зажиганием от дизельно- го топлива (7.5 б), с форкамерно-факельным зажиганием (7.5 в) [27].
Рис.7.5. Схемы работы различных типов двигателей внутреннего сгорания: а – с искровым зажиганием; б – с зажиганием воспламеняющей дозой жидкого топлива (газодизель); в – с форкамерно-факельным воспламенением; 1 – газовоздушный смеситель; 2 – свеча зажигания; 3 – дизельная форсунка; 4 – форкамера
В двигателях с искровым зажиганием газ от редуктора давления подается к смесителю, где он смешивается в нужной пропорции с воздухом и затем через управляемую заслонку газовоздушная смесь поступает в цилиндр двигателя, в котором воспламеняется искрою. Такие двигатели, как уже указывалось, работают по циклу Отто.
Газовые двигатели с зажиганием от воспламеняющей дозы жидкого топлива подразделяются на два типа [27]: 1. В рабочие цилиндры подается газовоздушная смесь, при сжатии которой температура повышается, но не до величины самовоспламенения газа. Однако этой температуры достаточно для воспламенения дизельного топлива, которое впрыскивается в газовоздушную смесь и зажигает ее. 2. В рабочие цилиндры подается воздух, температура которого в конце хода сжатия повышается до величины, превышающей температуру самовоспламенения жидкого топлива. Последнее впрыскивается в цилиндр и воспламеняется, еще больше повышая температуру. Газовое топливо с температурой 30-50 °С и давлением порядка 35 МПа впрыскивается в цилиндр, где высокая температура приводит к его воспламенению. Такие двигатели получили наименование двухтопливных. В двигателях с форкамерно-факельным зажиганием, помимо основной камеры сгорания, имеется дополнительная – форкамера, объем которой составляет 2-5 % от основной. В ней размещена свеча зажигания. Основная камера и форкамера имеют раздельные системы питания. Благодаря этому, а также подбору параметров форкамеры, в последней на всех режимах работы двигателя обеспечивается обогащенная смесь, наиболее благоприятная для воспламенения. Выбрасываемый из форкамеры в основную камеру факел горящих газов, который является более интенсивным источником зажигания чем искра, воспламеняет газовоздушную обедненную смесь, находящуюся в ней [27]. В большинстве рассмотренных схем газовых двигателей, за исключением второй разновидности системы зажигания от воспламеняющей дозы жидкого топлива, применяют так называемую систему внешнего смесеобразования, при которой газовоздушная смесь приготовляется вне цилиндров двигателя.
Система, при которой газ и воздух подают в цилиндры двигателя раздельно, а их смешение происходит внутри каждого цилиндра или непосредственно перед цилиндром, называют системой внутреннего смесеобразования [27]. Схемы подвода газа к газопоршневым двигателям аналогичны схемам подвода газа к горелкам паровых и водогрейных котлов. На рис. 7.6 приведены схемы топливных систем с внешним смесеобразованием. Регулирующим элементом в этих схемах является газовая заслонка 1. После заслонки газ поступает в газовоздушный смеситель 2. Абсолютное давление газа на входе в газовоздушный смеситель, как правило, несколько ниже атмосферного давления и составляет 90...100 кПа. В двигателях, не имеющих системы наддува (рис. 7.6 а), регулирование подачи топливной смеси осуществляется газовоздушной заслонкой 3, установленной в смесителе. После смесителя газовоздушная смесь поступает во впускной коллектор 4 и далее – через впускные клапаны в цилиндры двигателя [27].
Рис.7.6. Схемы топливных систем газопоршневых двигателей с газовоздушным смесителем: а – без системы наддува; б – с турбонаддувом; в - с форкамерой и турбонаддувом; 1 – управляемая газовая заслонка; 2 – газовоздушный смеситель; 3 – газовоздушная дроссельная заслонка; 4 – впускной коллектор; 5 – выпускной коллектор; 6 – исполнительное устройство регулятора частоты вращения; 7 – турбокомпрессор; 8 – клапан подачи газа в форкамеру; 9 – форсунка с обратным клапаном; 10 – форкамера; 11 – газовый коллектор; 12 – регулятор давления
В двигателях с наддувом смесители 2 устанавливаются перед компрессором (рис.7.6 б и 7.6 в), а газовоздушные заслонки - после компрессора. Во всех трех схемах на рис.7.6 управление газовоздушными заслонками осуществляется исполнительным устройством 6 регулятора частоты вращения. В двигателях, оборудованных форкамерами (рис.7.6 в), давление газа перед клапаном 8, подающим газ в форкамеру, как правило, составляет 300 - 400 кПа. С целью понижения давления газа, необходимого для нормальной работы смесителя 2, в схеме предусмотрен дополнительный регулятор давления 12. В форкамере 10 устанавливается также свеча зажигания, не показанная на рисунке.
В схемах рис. 7.6 а и 7.6 б устройство зажигания газовоздушной смеси также не показано, так как в этих схемах может использоваться либо свеча зажигания, либо форсунка, впрыскивающая дизельное топливо. В газодизелях используют также форкамерно-факельное зажигание. При этом в форкамере устанавливается форсунка, впрыскивающая малую дозу запального дизельного топлива [27]. На рис. 7.7 представлены топливные системы газопоршневых двигателей, в которых газ подводится к каждому цилиндру перед впускным клапаном. Смесеобразование в таких системах начинается во впускных патрубках, а завершается внутри цилиндра на тактах всасывания и сжатия.
Рис.7.7. Схемы топливных систем газопоршневых двигателей с подводом газа к каждому цилиндру перед впускными клапанами: а, б – без наддува, с воздушной дроссельной заслонкой; в, г – с турбонаддувом без воздушной заслонки; 1 – газовая заслонка; 2 – газовый коллектор; 3 – исполнительное устройство регулятора частоты вращения; 4 – жиклер с регулировочным дросселем; 5 – выпускной коллектор; 6 – впускной коллектор; 7 – воздушная дроссельная заслонка; 8 – электромагнитный газовый клапан; 9 – турбокомпрессор; 10, 11 – перепускные клапаны; 12 – клапан подачи газа в форкамеру; 13 – форсунка с обратным клапаном; 14 – форкамера
В каждой схеме на рис. 7.7 газ поступает в газовый коллектор 2, а затем - во впускной патрубок каждого цилиндра двигателя через индивидуальное устройство дозирования подачи газа. В схеме рис. 7.7 а имеется общая для всех цилиндров газовая заслонка 1, управляемая исполнительным устройством 3 регулятора частоты вращения, а индивидуальным дозирующим устройством для каждого цилиндра является жиклер 4 с регулировочным дросселем. В такой схеме газ подается непрерывно во впускные патрубки, частично попадая во впускной коллектор 5. Давление газа перед газовой заслонкой может находиться в пределах 70...150 кПа.
Дроссельные заслонки 7 в схемах рис. 7.7 а и 7.7 б используются для регулирования состава газовоздушной смеси путем изменения количества воздуха, поступающего во впускной коллектор 5. В схемах рис. 7.7 б -7.7 г индивидуальным дозирующим устрой- ством для каждого цилиндра является управляемый газовый клапан 8, смонтированный во впускном патрубке перед впускным клапаном. Этим клапаном управляет система регулирования частоты вращения. В схеме на рис. 7.8 г для каждого цилиндра необходим еще один клапан 12, дозирующий подачу газа в форсунку 13 форкамеры 14. Давление газа перед клапанами 8 и 12 может находиться в пределах 250...500 кПа. Принципиальным отличием схем рис. 7.7 б и 7.7 г от схемы 7.7 а является так называемая фазированная подача газа в каждый цилиндр двигателя — клапаны 8 открывают на такте впуска, причем только после окончания фазы продувки цилиндров, т. е. после закрытия выпускных клапанов двигателя. Продолжительность фазы открытого состояния клапана 8 зависит от потребного количества подаваемого в цилиндры газа. Угол поворота коленчатого вала, в течение которого клапан остается открытым, может достигать 150 º после верхней мертвой точки. Следует отметить, что на тактах сжатия и рабочего хода электромагнитные клапаны 8 изолированы от высокого давления в цилиндрах, так как впускные клапаны данного цилиндра закрыты, а для предохранения клапана 12 от воздействия высокого давления и температуры газов необходимо устанавливать обратный клапан, который, как правило, является элементом конструкции газовой форсунки 13, как показано на рис. 7.7 г. В схемах на рис. 7.7 в и 7.7 г изменение количества подаваемого воздуха осуществляется с помощью регулируемых перепускных клапанов 10 или 11. Клапан 10 способен снижать давление наддувочного воздуха, перепуская его на вход компрессора агрегата наддува 9, а клапан 11 - путем перепуска выпускных газов в выпускной тракт, минуя турбину агрегата наддува 9. На рис. 7.8 приведены схемы топливных систем с непосредственным впрыскиванием газа в каждый цилиндр. Во всех схемах управление началом впрыскивания и продолжительностью впрыскивания осуществляется по командам системы регулирования частоты вращения [27].
Рис. 7.8. Схемы топливных систем газопоршневых двигателей с непосредственным впрыскиванием газа: а – с газовой форсункой в двухтактном двигателе; б – с газовой форсункой в четырехтактном газодизеле; 1 – газовый коллектор; 2 – газовый клапан; 3 – газовая форсунка; 4 – свеча зажигания; 5 – впускной коллектор; 6 – выпускной коллектор
В схемах рис. 7.8 а и 7.8 б газ из газового коллектора 1 поступает через клапан 2 в газовую форсунку 3. Впрыскивание газа в цилиндры двигателей производится на такте сжатия. В различных конструкциях двигателей давление газа перед форсункой составляет 2,2-25 МПа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|