Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схемы когенерационных установок на базе газопоршневых двигателей




 

Рассмотрим возможные схемы утилизации отводимой от двигателя теплоты. В таком случае одновременная выработка электрической и тепловой энергии позволяет рассматривать данные установки как когенерационные, работающие по свободному электрическому графику и вынужденному тепловому.

В таких схемах теплообменники системы охлаждения двигателя являются утилизационными теплообменниками, позволяющими получать полезную тепловую энергию в виде отводимой от двигателя горячей воды или пара.

На рис.7.11 представлены различные схемы утилизационных установок. Вода, циркулирующая в контуре потребителя тепловой энергии (ПТЭ) (рис.7.11 а), последовательно проходит теплообменник охлаждающей жидкости (ВВТ) и затем газоводяной подогреватель (ГВТ), в котором нагревается до 91-95 оС и направляется тепловому потребителю.

В схеме на рис.7.11 в охлаждающая жидкость (тосол) циркули-

рует в замкнутом контуре, повышая свою температуру в газожидкостном теплообменнике за счет теплоты уходящих газов. Затем охлаждающая жидкость проходит сетевой подогреватель (СТО), в котором отдает теплоту сетевой воде. Отсутствие промежуточного теплоносителя упрощает схему утилизации отводимой от двигателя теплоты.

При ограниченной потребности в тепловой энергии утилизируется только теплота отработанных газов двигателя. В этом случае система утилизации существенно упрощается и ограничивается вторичным замкнутым контуром, включающим в себя только два теплообменника ГВТ и СТО. Схема такой установки представлена на рис.7.11 г.

 

Рис.7.11. Схемы утилизации тепловой энергии двигателей внутрен-

него сгорания:

ОГ - отработанные газы; ОЖ - охлаждающая жидкость двигателя; 1 - генератор; 2 - двигатель; 3 - газоводяной теплообменник; 4 - водо-водяной теплообменник; 5 - насос в системе охлаждения двигателя (штатный); 6 - сетевой теплообменник; 7 - циркуляционный насос

На рис 7.12 представлена схема когенераторной установки с паровым котлом-утилизатором и водоподогревательной установкой системы отопления. Такие установки находят применение на промышленных предприятиях [27]. Примером такого решения может явиться мини-ТЭЦ одного из промышленных предприятий, в состав которой входят три газопоршневых двигателя, суммарной номинальной электрической мощностью 18 МВт. Мощность паровой части установки - 9 МВт (отпускается насыщенный пар при давлении 0,9 МПа). Мощность водяной части установки - 8 МВт (отпускается вода при температурном графике 95/50 оС). Горячая вода, используе-

мая в системе отопления, подогревается в газоводяном подогревателе, установленном за котлом-утилизатором.

 

Рис.7.12. Схема когенерационной установки для выработки пара и горячей воды:

1 – газопоршневой двигатель; 2 – теплообменник охлаждения двигателя; 3 – охладитель смазочного масла; 4 – паровой котел - утилизатор; 5 – газоводяной охладитель; 6 – система отопления; 7 – система ГВС; 8 – теплообменник системы ГВС; 9 - паропотребитель

 

Далее рассмотрим когенераторную схему источника энергоснабжения средней мощности (электрическая мощность до 500 кВт), вырабатывающего тепловую энергию в виде горячей воды, идущей на отопление и ГВС.

На рис.7.13 приведена тепловая схема автономного источника энергоснабжения на базе газопоршневых двигателей.

В состав тепловой схемы входят два газопоршневых двигателя 1, которые покрывают базовые электрические и тепловые нагрузки. Один из двигателей может выполнять роль резервного агрегата.

Отводимая из системы охлаждения двигателей теплота утилизируется в пластинчатых теплообменниках 2. Антифриз с помощью насоса 5 циркулирует в системе охлаждения двигателей и передает свою теплоту воде, циркулирующей с помощью насоса 6 в замкнутом контуре системы отопления. Вода из теплообменников 2 по трубопроводу прямой воды проходит пластинчатый газоводяной теплообменник 3, в котором догревается до температуры 90 – 95 ºС газообразными продуктами сгорания топлива, отводимыми от двигателей в атмосферу. Вода, пройдя газоводяные теплообменники, поступает в коллектор прямой воды 11, из которого насосом 13 подается на отопительные приборы системы отопления.

Водопроводная вода системы ГВС подогревается в емкостном теплообменнике (бойлере) 15 до температуры 65 ºС, поддерживаемой с помощью термостата, и затем подается потребителям. Циркуляция воды в системе ГВС обеспечивается насосом рециркуляции 17.

В летний период при отсутствии отопительных и вентиляционных нагрузок вырабатываемая в газопоршневых двигателях тепловая энергия идет только на нужды ГВС. В этот период возможна работа только одного двигателя. При сохранении выработки электрической энергии от двух генераторов образуются излишки полезно используемой тепловой энергии. Указанная теплота отводится в атмосферу в охладителях 4, в которых охлаждающей средой является воздух, подающийся в них с помощью вентиляторов. Данные охладители устанавливаются на крыше здания источника энергоснабжения.

В зимний период во время максимальных отопительных, вентиляционных нагрузок, а также максимальных нагрузок ГВС тепловой энергии, вырабатываемой газопоршневыми двигателями, может не хватать для их покрытия. В этом случае недостающая тепловая энергия вырабатывается пиковым водогрейным котлом 7, подключенным к системе теплоснабжения по параллельной схеме и подающим теплоноситель с помощью насоса 8.

Для стабилизации температурного режима с целью защиты пикового котла предусматривается установка рециркуляционного насоса 9.

Технические характеристики газопоршневых двигателей приведены в табл. 7.1.

 

 

 

 

Таблица 7.1

Технические характеристики газопоршневых двигателей с двигателями Ford и GM.

Модель и показатели FG27P1 FG30E1 FG34P1 FG40E1 FG40P1 FG46.5E1 FG51P1 FG60E1 FG65P1 FG75E1 FG85P1 FG100E1 GMG110P1 GMG125E1
               
Мощность кВА/кВт 21,6/24 27/30 27,2/32 34/40 32/38 40/46,5 40,8/48 51/60 52/60 65/75 68/80 85/100 88/100 110/125
Модель двига­теля Ford ESG642 Ford ESG642 Ford ESG642 Ford WSG 1068 Ford WSG 1068 Ford WSG 1068T GM Vortec 8.1L
Модель генера­тора LL1014S LL2014C LL2014C LL2014H LL2014J LL3014B LL3014F
Количество цилиндров 6V 6V 6V 8V 8V 8V 8V
Объем цилин­дра, л 4,2 4,2 4,2 6,8 6,8 6,8 8,1
Диаметр/ход поршня, мм 96,8/95,0 96,8/95,0 96,8/95,0 90,2/105,8 90,2/106 90,2/106 108/111
Степень сжатия 9,3:1 9,3:1 9,3:1 9,0:1 9,0:1 9,0:1 9,1:1
Частота враще­ния двигателя, об/мин              
Максималь-ная мощность на валу, кВт 41,2/46 41,2/46 41,2/46 64,2/72,1 59,8/67,2 87,7/98,5 105/118
Расход топ- лива, м3 9,8/10,8 13,0/14,5 15,1/16,4 15,1/16,7 18,0/21,3 24,8/28,9 34,2/38,0
Тепло, отво­димое через выхлоп, кВт 17,3 22,8 28,4 41,2 - - -
Тепло, отводи­мое системой охлаждения, кВт 15,2/13,7 20,8/23,4 22,5/25,3 33,4/37,5 41,0/46,0 57,5/64,6 106/113
Излучаемая теплота, кВт 13,2/15,0 16,4/18,4 18,2/20,4 18,9/21,3 24,0/27,0 33,4/37,5 36,7/41,0
Температура выхлопных газов, °С 528/550 575/595 615/631 560/580 580/610 660/685 780/810
Поток воздуха через радиатор, м3/мин              
Окончание табл.7.1
               
Расход воздуха на горение, м3/мин 1,8/2,0 1,9/2,2 2,1/2,4 2,5/2,8 3,1/3,5 5,6/6,3 5,7/6,4
Поток отработав- ших газов, м3/мин 2,9/3,3 3,8/4,3 4,5/5,0 10,2/11,5 11,7/13,2 14,1/15,8 16,3/18,4
Размеры: Д*Ш*В, мм 2165*890*1239 2165*890*1239 2165*890*1239 2400*918*1364 2400*918*1364 2400*918*1339 2600*1100*1450
Масса (с ох- лаждающей жидкостью и маслом), кг              

Примечание. Все технические данные приведены для стандартных условий: температура окружающего воздуха +27 oС, высота над уровнем моря 152,4 м. Данные потребления топлива представлены в предположении полного сжигания газа с низшей теплотворной способнос­тью 46,89 МДж/м3 (сжиженный газ) или 34,71 МДж/м3 (природный газ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...