К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 120 —
Стр. 121. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ Мышечное перенапряжение по большей части возникает от старания казаться на людях лучше и умнее, красивее и изящнее, более ловкими, чем мы есть, а также из боязни потерять собственное достоинство. Борис Васильевич Щукин рассказывал, что, когда он был на военной службе, ему пришлось упражняться в прыжках с большой высоты. Надо было прыгнуть на носки, присесть, встать и четко отойти. Он так старался хорошо выполнить это трудное упражнение, так глубоко вздохнул перед прыжком, что, когда присел, почти все пуговицы на его костюме отлетели. В воспоминаниях о начале своей артистической деятельности Ф. И. Шаляпин рассказывает: «Я пошел к режиссеру, и он предложил мне сразу же роль жандарма в пьесе «Жандарм Роже»... Я был нелепо, болезненно застенчив, но все-таки на репетициях, среди знакомых, обыкновенно одетых людей и за спущенным занавесом я работал, как-то понимал роль, как-то двигался... Настал спектакль... Помню только ряд мучительно неприятных Стр. 57 ощущений... Помню, отворили дверь в кулисы и вытолкнули меня на сцену. Я отлично понимал, что мне нужно ходить, говорить, жить. Но я оказался совершенно не способен к этому. Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить пальцем. Но я слышал, как в кулисах шипели разные голоса: - Да говори же, чертов сын, говори что-нибудь! - Окаянная рожа, говори!.. Пред глазами у меня все вертелось, многогласно хохотала чья-то огромная, глубокая пасть; сцена качалась. Я ощущал, что исчезаю, умираю. Опустили занавес...»1. Такие необыкновенные проявления мышечной несвободы встречаются на сцене очень редко, но мы привели этот пример, чтобы показать, до какой степени зажатость может помешать актеру действовать на сцене.
Можно привести примеры самых странных поступков, в основе которых лежит мышечная несвобода, потеря внутреннего равновесия. Так, придя в первый раз к родителям невесты, молодой человек за чаем от смущения принялся накручивать 1 Федор Иванович Шаляпин, т. 1, М., «Искусство», 1957, стр. 74, 75. Стр. 58 бахрому скатерти на пуговицу пиджака. Когда он встал, то потащил за собой скатерть и чуть было не сбросил на пол все, что стояло на столе. Очень похож на правду рассказ о том, как гражданин, опаздывая на поезд, в последний момент с женой и с носильщиком подбежал впопыхах к вагону. Он успел сунуть полтинник жене, поцеловал носильщика и на ходу вскочил в вагон. Вспомните, какой неловкой походкой иногда идут люди, получающие грамоту на торжественном собрании. Когда актер попадает в центр внимания зрителя, мышечное перенапряжение или расслабленность (разновидности потери самообладания, внутреннего равновесия) принимает самые разнообразные формы. Они могут проявиться и в развязности, и в вялости, в полном отсутствии инициативы. Свое смущение и несвободу неопытные актеры стараются прикрыть множеством движений и ненужных действий. От зажатости диафрагмы и горла может пропасть голос, вместо громкого звука слышится хриплый шепот, глаза могут видеть происходящее как бы в тумане, слух не улавливает смысла текста, произносимого партнером. Наконец, от волнения студент может потерять способность мыслить и действовать. В таком состоянии творчество невозможно. Вот что пишет по этому поводу К. С. Станиславский: «...В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет им не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая его и мешая ему быть проводником наших психических движений... Поэтому развить в себе привычку к освобождению тела от излишней напряженности — значит устранить одно из существенных препятствий к творческой деятельности»1.
К. С. Станиславский нашел способ воспитания мышечной свободы — элемента внутреннего сценического самочувствия. Этот способ заключается в создании «мышечного контролера» — способности быстро находить, в какой группе мышц создалось излишнее напряжение, и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько нужно,— ни больше, ни меньше. «Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности»2,— пишет К. С. Станиславский. 1 К. С.Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1953, стр. 488. 2 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 135. Стр. 60 Создание «контролера» начинается с изучения напряжения мышц своего тела и освобождения их, чему могут помочь такие, например, упражнения. Сидя на стуле, медленно напрячь пальцы, а локоть и плечо освободить. Для этого необходимо двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряженном состоянии. Затем медленно освободить мышцы пальцев до нормального напряжения, помахав свободной кистью руки так, как мы стряхиваем с руки капли воды. Далее, так же напрячь и освободить мышцы пальцев правой ноги, ступню, икру, бедренные мышцы. То же сделать с мышцами левой ноги. Затем по очереди напрячь и освободить мышцы живота, груди, спины, плеча, рук, шеи, следя за тем, чтобы те мышцы, которые не должны быть напряжены, были совершенно свободны. Особенно внимательно нужно напрягать и освобождать мышцы лица, так как в практической работе на сцене лицо напрягается особенно часто. Например, во время исполнения одной из ролей мне пришлось убедиться, что я не понимаю смысла текста, произносимого партнером. Проверив свободу своих мышц, я почувствовал, что у меня напряжено лицо. Как только мышцы лица были освобождены, ко мне вернулось нормальное самочувствие и я стал понимать то, о чем мне говорил партнер. Нужно напрягать и освобождать
Стр. 61 мышцы лба, бровей, носа, рта и подбородка, чтобы понять, что такое ощущение освобожденных мышц лица. Напрягая и освобождая мышцы своего тела, наблюдая за их действием, мы учимся управлять ими в условиях сцены. В следующих упражнениях студенты должны расслабить мышцы своего тела по очереди от пальцев ног до головы, а затем постепенно восстановить необходимое напряжение. При этом необходимо объяснить студентам, что полное расслабле-ление мышц возможно только в лежачем положении при домашних упражнениях. Сидя на стуле, студенту можно полностью расслабить только мышцы рук, ног, шеи и лица. В спине остается необходимая доля напряжения, которая не дает сидящему упасть со стула. Для проверки расслабленности мы посылаем на сцену «проверяющего». Поднимая руку или ногу сидящего, он почувствует тяжесть безвольных мышц. Если неожиданно опустить руку или ногу, они должны свободно упасть. Иногда бывает, что некоторые студенты, принимают расслабленность за свободу мышц. Необходимо разъяснить им, что расслабленность, будучи таким же препятствием для нормального самочувствия, как и излишнее напряжение, лишает их всякой инициативы и способности действовать. Стр. 62 Студент должен понять, что свобода мышц -та доза (степень) мускульного напряжения, которая необходима для данного действия. Если я, зажигая спичку о коробок, затрачу меньше силы, чем нужно,— спичка не зажжется; если приложу больше силы — сломаю спичку. Движение будет свободным, если я на зажигание спички затрачу ровно столько силы, сколько необходимо. Вот почему студенту, у которого напряжены мышцы, не всегда удается с первого раза зажечь на сцене спичку. Такое простое действие, как вдевание нитки в иголку, на сцене удается быстро только при полной свободе мышц. Как трудно дождаться на сцене, чтобы вода, льющаяся из самовара, наполнила чашку до краев. Поднятие тяжести требует громадного мышечного напряжения, но как легко, казалось бы, без всякого усилия, мастера-тяжелоатлеты поднимают свои гири. Как свободен от излишнего напряжения опытный грузчик, несущий на спине тяжесть по качающимся сходням с корабля на пристань.
Упражнения на освобождение мышц нужно продолжать до тех пор, пока студенты не научатся по требованию педагога моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Но создание «контролера» (способности механически находить.и убирать излишнее напряжение) возможно только при большой домашней работе. Стр. 63
«Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время класса и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни, вне сцены, то есть в то время, когда человек ложится, встает, обедает, гуляет, работает, отдыхает, словом во все моменты его существования. Мышечного контролера необходимо внедрить б свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности»1. Продолжая упражнения, мы предлагаем нескольким студентам пройти по комнате. Затем они по знаку педагога ходят с напряженной правой ногой, оставляя все остальное свободным. Далее на ходу нога освобождается, и студенты напрягают и освобождают, например, руку или шею. В этом упражнении важно, чтобы студенты приучились на ходу напрягать и освобождать 1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 135. Стр.64 мышцы. Поэтому такие упражнения мы делаем до тех пор, пока студент хорошо не овладеет ими. Далее занимающиеся по знаку преподавателя принимают какую-нибудь позу и, не меняя ее, определяют, где у них излишнее напряжение, и убирают его, оставляя столько напряжения, сколько нужно для данной позы. Иногда студенты вместо освобождения мышц расслабляют их или, освобождая, меняют позу. Нужно научиться освобождать мышцы, не меняя позы. Затем занимающиеся проделывают какое-нибудь действие по отношению друг к другу (например, здороваются, передают книгу, записывают адрес, подают пальто и т. п.). По знаку преподавателя движение останавливается, студенты проверяют, где у них излишнее напряжение, убирают его и заканчивают движение с освобожденными мышцами. В этом упражнении нужно уловить, какое ощущение дает несвободное и какое — свободное движение. Студент рассматривает какой-нибудь предмет. По знаку преподавателя проверяет, свободен ли он в этом действии. Снова обращается его внимание на то, чтобы взгляд не был напряжен и глаза видели с той же незначительной затратой энергии, как в жизни.
Такие же упражнения надо делать слушая, осязая, обоняя. Студент должен понять, что сильное движение должно быть свободно. Если я в Стр.65 раздражении сильно хлопну кулаком по столу, это движение будет свободно, потому что мне для разрядки своего состояния нужно сильное движение. В результате этих упражнений студенты должны стать на сцене свободнее, чем в жизни, потому что в жизни мы часто не замечаем, когда бываем зажаты. Мышечная несвобода проявляется у каждого индивидуально и иногда бывает отчетливо видна: могут быть опущены углы рта или человек улыбается неестественной, смущенной улыбкой, могут быть напряжены брови, «выпяливаются» глаза, может чувствоваться несвободное дыхание, он не знает куда девать руки, может быть зажата шея, спина и т. п. Если на сцене упадет какая-нибудь вещь, то этого не замечают и ее не поднимают. Уходят со сцены, забыв взять с собой шапку или какую-то свою вещь. Если движению на сцене мешает, скажем, стул, то его не убирают с дороги, а все время на него натыкаются и т. д. Это бывает ясно видно, и тут можно помочь студенту, подсказав, что именно ему нужно освободить. Но иногда бывает неясно, свободен студент или нет, и сам он не может отдать себе в этом отчет. Свободное тело непременно пластично. Животные и дети, которые не знают стеснения, свободны и пластичны. Поэтому основной мерой при определении, свободен ли человек на сцене, Стр. 66 является ощущение: приятно ли смотреть на его позу или движения. Если приятно, значит, он свободен, если нас что-то беспокоит, значит,— нет. Как мы уже говорили, в освобождении мышц громадную роль играют домашние упражнения. Б. В. Щукин одно время жил в помещении студии, и те, кому случалось поздно задерживаться в студии, могли видеть, как он на пустой, ночной, полутемной сцене тренировал свободу, пластику и выразительность своих движений, делал это долго, с удовольствием, неутомимо, пока не добивался той цели, какую он для себя на сегодня поставил. Если случалось разговаривать с ним перед выходом на сцену, он отвечал, говорил по существу дела, но руки его проделывали упражнения на освобождение мышц, пальцы выразительно, двигались и сам он двигался, повинуясь внутреннему ритму роли, который в нем звучал. Упражнения на освобождение мышц мы начинаем с четвертого-пятого занятия и ведем параллельно с упражнениями на внимание, объединяя их в дальнейшем. Нельзя думать, что, освоив упражнения на освобождение мышц, студент никогда больше не будет напряжен. Нет, мышечное напряжение, как коварный и неутомимый враг, будет подстерегать актера на протяжении всей его сценической деятельности и появляться там, где его совсем Стр.67 не ждешь. Оно может возникать при трудностях в репетиционной работе и особенно часто на первых представлениях новых спектаклей, когда волнение не дает возможности справиться с собой. Тут на помощь приходит выработанная привычка быстро определять, где таится излишнее напряжение, и немедленно его убирать. Кроме того, привычка помогает периодически проверять (конечно, не слишком часто, а в удобные моменты) свободу своих мышц во время пребывания на сцене. Но одними упражнениями полного освобождения мышц добиться трудно. Некоторая доля внутреннего напряжения еще остается и исчезает только тогда, когда студент начнет увлекаться процессом сценического действия. Кроме того, мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если вы по-настоящему сосредоточены на каком-либо объекте и одновременно отвлечены от других объектов (например, от зрительного зала), вы непременно свободны. И наоборот, отсутствие мышечной свободы не даст вам возможности полностью сосредоточить свое внимание. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Стр. 68 Проведя ряд занятий на освобождение мышц, мы обращаем внимание студента на необходимость продолжать тренировку способности мыс* лить в условиях сцены. Одно из упражнений, которыми мы пользуемся, называется упражнением на ассоциации (ассоциация — связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывается другим). Это упражнение показывает, насколько студент внутренне свободен, и вызывает цепь образных видений, возникновение которых не зависит от воли студента, а рождается на основе его внутреннего мира, будит воспоминания, оживляет художественные впечатления и подготовляет появление образов воображения. Мы произносим какое-нибудь слово. Студенты рассказывают о тех видениях, какие у них непроизвольно возникают. Например, произносится слово «собака». У одного возникают отрывочные видения детства: елка... бабушка... белый платок... и т. д.; у другого после слова «собака» возникли конура, телега, рынок, на который ездили за продуктами, товарищ, с которым проводил лето, и т. д. У третьего не возникло ничего. Если у занимающегося не возникает видений, не надо ему себя насиловать и придумывать какую-нибудь искусственную историю. В дальнейшем цепь ассоциаций возникнет, если он внутренне освободится. Стр. 69 Мы произносим раздельно с длительными паузами три слова, не связанных между собой. Участники упражнения рассказывают о трех цепочках возникающих ассоциаций. Например, первое слово — «сундук». У одного студента, например, возникло видение: большой сундук с блестящей металлической обивкой, затем комната с обоями в синих полосках и ведущая вниз лестница... Дальше возникла белая лошадь в сбруе, украшенной медными бляхами. Затем потянулась дорога, серая от пыли. (В этой цепи ассоциаций ничто студенту не было знакомо.) Второе слово — «кукушка». Возникло: часы домиком, из них выскакивает и кукует кукушка. (Такие часы студент видел в одном доме.) Из часов тянется блестящая цепочка и вытягивает якорь... дальше ничего не увидел... Третье слово — «сахарница». Студент вспомнил, как он плыл на пароходе в приятной компании в дом отдыха. Сидели в ресторане и пили чай в ожидании пристани, где ему надо было сходить. Радио громко играло, когда пароход привалил к пристани. Его случайные спутники кричали, скандируя: досвидания! Вот другая цепь ассоциаций. Слово — «кошка». Студент увидел: блюдце с молоком... облизывается серый котенок... На полу солнечный зайчик. Сразу увиделось яркое Стр. 70 солнце, и он сам на лодке в море. Вспомнил, как поднялась большая волна, он испугался и изо всех сил стал грести к берегу. У мостков какие-то люди ловят его лодку и помогают ему вылезти. Он стоит на песке и никак не может прийти в себя. Лезет в карман за папиросами. Они промокли.и развалились. Наконец находит одну сухую, но не сразу может закурить, так дрожат руки. Второе слово — «салфетка». Увидел что-то белое и вспомнил платье невесты в картине Пукирева «Неравный брак». Видит ее грустное, заплаканное лицо. Третье слово — «лист». Вспомнилась мелодия вальса военных лет и отрывочные слова: «слетает желтый лист»... «вальс «Осенний сон» играет гармонист»... Вспомнилась воздушная тревога. Мать бегом тащит его в бомбоубежище... Стрельба... Рядом плачут маленькие дети. Ассоциации могут то возникать в форме образов, отрывочных видений, то рождать воспоминания о пережитых волнениях, то будить впечатления от прочитанных книг, виденных картин, пьес, музыки, то напоминать о забытых случаях жизни, о детстве, школе, разных песнях, кушаньях и т. д. Вот еще упражнения. Показать с длинными перерывами три различных предмета. Студенты расказывают о тех ассоциациях, которые у них возникли. Стр. 71 Проиграть или напеть какую-либо мелодию. Потом рассказать об ассоциациях. Ощупать какой-нибудь предмет и рассказать о цепи ассоциаций. Такое же упражнение на обоняние. Эти упражнения, помогая рождению воспоминаний и образного мышления на сцене, подводят к началу работы над развитием воображения. Стр72 ВООБРАЖЕНИЕ Искусство актера, его творчество возникает и протекает не в реальной жизни, а в жизни, созданной художественным вымыслом, в которой важнейшую роль играет воображение, творческая фантазия. «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия — то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было... ...Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения»1. Ведь на сцене нет ничего подлинного: комната— не комната, а павильон из легких, непохожих на настоящие, стен. Одна из стен вынута и вместо нее — темное пространство зрительного зала, сценический отец — совсем не отец, а товарищ по училищу — в парике и гриме, да и сам студент говорит чужие слова и совсем не тот человек, поступками, мыслями, стремлениями и чувствами 1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 70, 94-95. Стр.73 которого живет на сцене, а сама сценическая жизнь существует только во время спектакля. Одним словом, все вокруг вымысел, ложь. Как же избежать фальши и правдиво жить чужой жизнью на сцене? Помочь может только творческое воображение. Только с его помощью актер может превратить окружающую его неправду в художественную правду, правду искусства. Этот процесс и является основой творчества актера. «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль», — пишет К. С. Станиславский. Упражнения на развитие воображения должны воспитать способность верить, что заданное событие действительно может со мной произойти. В буквальном смысле на сцене верить нельзя. Вера в буквальном смысле была бы не творчеством, а болезнью, галлюцинацией. Артистическое воображение дает возможность принимать на сцене ложь за правду, т. е. относиться к павильону из декорационных стенок как к своей комнате, уметь возбуждать в себе новое отношение к людям (например, относиться к товарищу по курсу как к своему отцу и т. д.). Деятельность воображения, захватывая все стороны актерского творчества, разнообразна и безгранична. Человек может представить себе и ми- Стр. 74 молетный взгляд, жест, и Важнейшие Исторические события. Может представить себе по описанию человека, предмет, действие, явление природы, хотя ничего этого не видел в действительности. Например, я никогда не видел гибель корабля во время бури на море. Но мне приходилось играть в сцене гибели корабля в «Буре» Шекспира. Пользуясь тем материалом, который дает автор, и другими источниками — картинами, рассказами моряков, музыкой и т. д., — я в своем воображении воссоздаю бурю, поведение экипажа гибнущего корабля и свое собственное как пассажира, попавшего в отчаянное положение, хотя сам я в таком положении никогда не был. В другом случае я получаю роль в новой пьесе и моего героя нужно искать в современности, в жизни, которая меня окружает. Воображение может успешно развиваться лишь в процессе активной творческой работы, вдохновляясь новыми заданиями и впечатлениями, обогащаясь знакомством с новыми произведениями разнообразных искусств, дающими могучий толчок воображению, а также тем материалом для творческих мечтаний, который дается пьесой, режиссером и товарищами по курсу. Но главным образом развитию воображения помогает живой интерес к нашей действительности, ко всему, что волнует передового советского человека. Стр. 75 Как же возникают образы воображения и в какой форме они проявляются? Вот как пишет о них Пушкин в «Разговоре книгопродавца с поэтом»: Я видел вновь приюты скал И темный кров уединенья, Где я на пир воображенья, Бывало, музу призывал. Там слаще голос мой звучал, Там доле яркие виденья, С неизъяснимою красой, Вились, летали надо мной В часы ночного вдохновенья. Эти поэтические строки становятся понятными, когда мы знакомимся с тем, что пишет о возникновении образов воображения К. С. Станиславский: «...Стоит мне назначить тему для мечтания, как вы уже начинаете видеть так называемым внутренним взором соответствующие зрительные образы. Они называются на нашем актерском жаргоне видениями внутреннего зрения. Если судить по собственному ощущению, то воображать, фантазировать, мечтать означает прежде всего смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь. Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти и затем уже как Стр. 76 бы мысленно переставляются во вне нас, для нашего просмотра. Но мы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зрением). То же самое происходит и в области слуха: мы слышим воображаемые звуки не наружными ушами, а внутренним слухом, но источники этих звуков в большинстве случаев мы ощущаем не внутри, а вне себя. Скажу то же, но переверну фразу: воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти»1. Что внутренний слух существует, доказывает пример композитора Бетховена, писавшего симфонии (Девятую симфонию) после того, как он оглох. Ослепшие люди, идущие по улице, постукивая палочкой, видят внутренним взором знакомую дорогу. Наконец, если у вас в комнате погаснет свет, то все-таки вы будете видеть в полной темноте внутренним взором, как расположены в ней вещи, и достанете ту вещь, которая вам необходима. Разумеется, не надо себя насиловать и стараться во что бы то ни стало увидеть образы воображения. Они должны возникать сами собой, легко 1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 83, 85. Стр. 77 и непроизвольно, как только работу воображения подтолкнет «если бы». Сценическая работа начинается с введения в пьесу и в роль магического «если бы», которое является рычагом, переводящим артиста из повседневной действительности в плоскость воображения. «Секрет силы воздействия «если бы» еще и в том, что оно не говорит о реальном факте, о том, что есть, а только о том, что могло бы быть... «если бы»... Это слово ничего не утверждает. Оно лишь предполагает, оно ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается ответить»1. Воображение легко откликается на введение условного «если бы». Что бы я делал и как себя чувствовал, если бы этот сценический павильон был бы моей комнатой? Как бы я относился к своему товарищу по курсу, если бы он был моим отцом? Как бы я себя вел, о чем думал, что чувствовал, к чему стремился, что делал, если бы я был не самим собой, а тем человеком, которого я должен сыграть? 1. К. С. Станиславский, Собр. Соч., т. 2, стр. 59 ОПРАВДАНИЕ ПОЗ Упражнения на развитие артистического воображения мы начинаем с «оправдания поз», т. е. с обоснования позы вымыслом воображения. Это — первое упражнение, в котором вводится «если бы». Мы предлагаем студентам ходить в разных направлениях по комнате и по хлопку преподавателя принимать первую попавшуюся позу. Затем, не меняя этой позы, освободить мышцы и найти оправдание этого положения каким-либо действием. Оправдание — причина, которой я объясняю свои действия. Например, занимающийся протянул вперед руку с вытянутым указательным пальцем. Освободив мышцы, он оправдал эту позу тем, что стоял бы так, если бы хотел нажать кнопку звонка в свою квартиру. Другой вытянул руки и, наклонившись вперед, поднял левую ногу. Освободив мышцы, он оправдал эту позу тем, что собирался сесть на велосипед. Третий, присев, оправдал позу тем, что наблюдал за муравьем, тащившим огромную, не по его росту, щепку. «Стоит поверить этому вымыслу, и тотчас же ради жизненной задачи... мертвая поза превратится в живое, подлинное действие. Почувствуйте только правду в этом действии, и тотчас же сама природа придет на помощь: лишнее напряжение ослабится, а необходимое укрепится, и это про- Стр. 79 изойдет без вмешательства сознательной техники»1. После того как студент нашел оправдание позы и сказал об этом преподавателю, надо, чтобы он некоторое время побыл в этой позе, ощущая ее оправдание. Когда оно найдено и человек его реально чувствует, то поза, до этого неудобная, становится удобной, приобретает смысл. На этих упражнениях студенты должны понять, что на сцене не должно быть ни одного неоправданного положения. Продолжая находить оправдание поз, они приходят к выводу, что не надо бояться никаких положений на сцене, потому что любое можно оправдать. Для того чтобы оправдания были действенны, мы запрещаем: а) придумывать позу до хлопка преподавателя (для того чтобы сделать ее непроизвольно); б) делать танцевальные па и оправдывать это тем, что собираемся танцевать; в) оправдывать позы выражением чувств (я испугался, обрадовался и т. д.). Далее мы даем задание сделать непроизвольный жест и оправдать его, например: 1) вскидываю руку, оправдание — останавливаю проходящую машину или могу ответить на вопрос во 1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 140-141. Стр. 80 время урока; 2) подношу руку тыльной стороной к шеке, оправдание — проверяю, чисто ли я побрился или не распухла ли щека от флюса и т. д. Можно поставить кресло и оправдать ряд поз и мизансцен в кресле и возле него. Мы просим двух или нескольких студентов по определенному знаку принять первые попавшиеся позы и найти оправдание в общем действии этой группы (например, двое сели на пол и оправдали это положение проигрышем в домино или тем, что разжигают костер, работают в поле, и т. д.). Даем мизансцену с условием, чтобы каждый по-своему оправдал ее. Например, подле колонны в кресле сидит девушка. Первое оправдание: бал; кавалер девушки пригласил танцевать другую, и сидящая в кресле следит за их танцем. Второе оправдание: кулисы; сейчас выступление в концерте, девушка повторяет текст. Третье оправдание: колоннада у моря на пристани, девушка ждет парохода. Четвертое оправдание: музей; устала, села отдохнуть. Пятое оправдание: смотрит картину в кино и т. д. После того как занимающиеся поняли существо первых упражнений, мы стараемся разбудить в них творческую активность и инициативу. Есть студенты, которые стесняются выходить на сцену, предоставляя это более смелым. Таких мы замечаем и обязательно на каждом уроке посылаем Стр.81 на сцену, чтобы помочь им побороть смущение и творческую инертность. Мы устраиваем короткие обсуждения упражнений, побуждая сидящих в зале высказывать; свое мнение. Тем, кто стесняется, задаем вопросы, постепенно втягивая их в общую беседу. После высказывания студентов мы делаем заключения, оценивая и работу, и правильность критики. Высказываниям занимающихся мы придаем большое значение, так как при обсуждении выявляется, правильно ли они поняли те задания, которые ставились перед их товарищами, хорошо ли, верно ли, с их точки зрения, они их выполнили. На этих обсуждениях воспитывается художественный вкус, дается наглядное представление о наигрыше, зажатости, самолюбовании, развязности, инертности, излишней нервности, кокетстве, игре на публику и прочих дурных навыках, от которых необходимо избавиться. Такие беседы воспитывают принципиальное отношение к критике и самокритике и способствуют созданию дружного коллектива. Надо сказать, что вначале студенты обижаются на критические замечания своих товарищей и пытаются защищаться. Мы добиваемся того, чтобы занимающиеся выслушивали критику, не возражая, учитывали ее и старались доказать справедливость или несправедливость (замечаний Стр. 82 не словами, а по-новому сыгранными сценическими упражнениями. Преподавателю здесь нужно быть; чутким и вовремя ликвидировать возникающие обиды, пока критика не станет частью привычной работы студенческого коллектива. Кроме того, ^необходимо найти для критических замечаний ту форму, в которой они были бы откровенными, но доброжелательными, товарищескими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|