Предпосылки зарождения средневековой философии. Её главные направления и основные черты.
Понятие «средневековье», впервые было употреблено гуманистами во второй половине XV в. Им принято именовать самый значительный по продолжительности период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока – со времени падения Римской империи в Vв. до начала эпохи Возрождения (XIV – XV вв.).
Источники формирования средневековой философии:
- древнегреческая философия в её платоновской и аристотелевской традициях;
- Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства;
Т.о., философия Средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли.
Предпосылки зарождения средневековой философии:
- становление и расцвет эпохи феодализма;
- рост религиозных настроенийи становление институтов религиозной власти. На смену языческим религиям многобожия (политеизма) окончательно пришли религии единобожия (монотеизма): христианство и ислам. Христианство становится государственной религией;
- усиление роли церкви, распространение её влияния на все сферы общественной жизни и на сферу духовную. В полной мере это коснулось, прежде всего, философии, которая с момента своего возникновения билась над вопросами мироздания, которые с самого начала встали и перед теоретиками христианской идеологии;
- с утверждением христианства, ранее свободная от внешних ограничений философия, оказалась в жёсткой зависимости от религии, а христианская философия удостоилась быть «служанкой религии».
Если в Древнем мире философия достигла наивысшего развития в Греции, то в период Средневековья наиболее глубокую и всестороннюю разработку философская проблематика получила в странах Западной Европы – в Италии, Испании, Франции и Англии, где утвердилась католическая ветвь христианства. Существенный вклад в развитие средневековой философии был внесён и арабской философией, обосновывавшей мусульманскую религиозную веру, а также философской мыслью средневековой Руси, представлявшей православную ветвь христианства.
Общая характеристика философии Средневековья:
- развитие философской мысли было пронизано проблемами религии;
- церковная догма (истина, не нуждающаяся в доказательствах) являлась исходным пунктом и основой философского мышления;
- философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;
- любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;
- философия сознательно поставила себя на службу религии.
Хотя западная христианская средневековая философия представлена множеством имён, школ и направлений, но это целостный этап в развитии философской мысли, который отличается рядом присущих ему черт.
Основные черты средневековой философии:
- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;
- ретроспективность – средневековая философия обращена в прошлое, т.к. максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия)
- традиционализм – для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов;
- дидактизм (учительство, назидательство) – установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения религии – это путь к спасению, к Богу. Форма философских трактатов – диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качествами учителя должны быть виртуозное знание Священного писания и знаний правил формальной логики Аристотеля;
- трансценденциализм (то, что выходит за пределы чувственного опыта) - христианский Бог стоит над природой, по ту сторону её. Активное творческое начало как бы изымается из природы и передаётся Богу. В таком случае творение – прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством;
- креационизм (творение) – принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог – это высшее благо. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом;
- провиденциализм – вера в то, что всё в мире совершается по воле божественного провидения;
- иррационализм – принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, откровение, озарение и т.п.;
- психологизм – познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к Богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь.
- иерархизм – социальное расслоение понимается по аналогии с небесным. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле.
Т.о., на данном этапе, церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри стали очагами культуры и науки. Движение философской мысли было пронизано проблемами религии, церковная догма стала исходным пунктом и основой философского мышления, философия начала пользоваться религиозным понятийным аппаратом, любая философская концепция приводилась в соответствие с учением церкви. Это означает, что утверждения и выводы философии соотносятся с принципами теологии, т.е. учения о Боге, служат теологии и религиозной вере прямым образом. Философия сознательно поставила себя на службу религии.
Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии.
В рамках христианской философии все философские вопросы и проблемы решались с позиций теоцентризма.
ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. theos) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее начало всего сущего.
Данный принцип распространяется и на познание, где в соответствии с ним на высшую ступеньку в системе знания помещается теология – «наука о Боге»; ниже её – находящаяся на службе у теологии философия; ещё ниже – различные частные и прикладные науки.
- догмат творения:
- бог сотворил окружающий мир из ничего. Творение мира – результат Божественной воли. Мир сотворён благодаря всемогуществу Бога;
- природа не может творить сама себя. Единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
- Бог вечен, постоянен и всепроникающ. Подлинным бытием является только Бог;
- сотворённый Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу. Т.к. мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен;
- нет чёткой границы между Богом и его творением.
- догмат откровения:
- мир можно познать, только познав Бога. Бог недоступен для познания, но он разрешил познать себя через откровение – Библию;
- единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии. Бога можно познать лишь сверхъестественным путём, благодаря особой способности человека – вере.
Основные проблемы средневековой философии:
- проблема добра и зла:
- окружающий мир всецело сотворён Богом. Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости, следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
- зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих тёмных целей;
- в мире идёт постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
- проблема сущности и существования:
- противопоставления материи и идеи, материализма и идеализма практически нет;
- единая сущность – бытие разделяется на экзистенцию и эссенцию:
- экзистенция (бытие, существование) – показывает, есть ли вещь вообще (существует ли она);
- эссенция (сущность), характеризующая вещь (Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?)
- сущность может иметь место и без бытия. Чтобы стать бытием, сущность должна быть сотворена Богом;
- бытие может быть познано чувственными ощущениями, опытом, а сущность – только разумом;
- только в Боге сущность и бытие совпадают.